Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 797

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 16. Подведомственность дел об административных правонарушениях

КоАП Республики Беларусь устанавливает систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Ряд органов, входящих в эту систему, создан специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством); другие выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций (например, сельские, поселковые исполнительные комитеты); у третьих контрольно-надзорных органов эта деятельность занимает существенный объем работы, поскольку это их функциональное назначение (например, многочисленные государственные инспекции).

Законодатель четко определил круг нарушений, за которые каждый орган (должностное лицо) правомочен налагать административные взыскания, характер и размер санкций (например, исправительные работы и административный арест могут применяться только районным (городским) народным судом (судьей)).

Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, строится по территориальному и отраслевому принципу.

К территориальным органам, функционирующим в пределах этого или иного административно-территориального деления, относятся прежде всего административные комиссии, которые наделены широкими полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Отраслевые органы тесно связаны с отраслями государственного управления. Они функционируют на основе специализации в рассмотрении конкретных дел и четкой иерархичности юрисдикционной подведомственности. Так, за нарушение правил пожарной безопасности полномочны налагать административные взыскания: главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору и его заместители; старшие государственные инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору, главные государственные инспектора областей и г. Минска по пожарному надзору и их заместители; старшие государственные инспектора областей и г. Минска; главные государственные инспектора городов, районов по пожарному надзору; главные инспектора городов, районов и объектов по пожарному надзору.

Административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов – коллегиальные органы. Они уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, но только при наличии определенного кворума (для комиссий – не менее половины членов их состава, для исполнительных комитетов – при наличии не менее двух третей их состава).


Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут налагать административные взыскания в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.

Административные комиссии являются единственными органами межведомственной компетенции в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в самых различных сферах управления экономики, социально-культурного и административно-политического строительства. Дела об административных правонарушениях, подведомственных административным комиссиям, можно подразделить на две группы:

  • дела исключительной подведомственности административным комиссиям (например, незаконное использование земель государственного лесного фонда; повреждение или уничтожение зеленых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд; нарушение правил связи; нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками и др.);

  • дела об административных правонарушениях смешанной компетенции. Их правомочны рассматривать и разрешать как административные комиссии, так и другие органы, уполномоченные на это законодательством Республики Беларусь (большинство административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, на установленный порядок управления, права и свободы граждан).

Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних (от 16 до 18 лет), а также дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих.

Исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов рассматривают дела: о нарушении права государственной собственности на животный мир; о нарушении правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру; о нарушении законодательства об охране историко-культурного наследия; о потраве посевов и повреждении насаждений; о непринятии землепользователями мер по борьбе с сорняками; о нарушении порядка приобретения, хранения, передачи или продажи гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и т. п.

К компетенции народных судов (народных судей) отнесено рассмотрение дел: о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах; о нарушении требования режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; о реализации продукции, загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней; о нарушении прав граждан на информацию по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой; о мелком хищении государственного или общественного имущества; об уклонении от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; об изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения; о торговле в неустановленных местах; о мелком хулиганстве и т. п.



Самую многочисленную группу органов административной юрисдикции составляют отраслевые и другие органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Они чаще всего осуществляют контрольно-надзорные функции, выявляют административные правонарушения, пресекают их, оформляют административно-процессуальные документы, необходимые для привлечения виновных к административной ответственности, разрабатывают меры по предупреждению правонарушений. Соединение контрольно-надзорных и юрисдикционных полномочий позволяет этим органам специализироваться на борьбе с конкретными видами правонарушений (органы санитарного, ветеринарного надзора; рыбоохраны; органы железнодорожного, речного транспорта; органы государственного пожарного надзора; таможенные органы; органы Министерства обороны Республики Беларусь; органы государственного технического надзора и др.). Широкой компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях законодателем наделены органы внутренних дел.

Раздел 6. Административно-процессуальная деятельность органов управления (должностных лиц)

Тема 17. Административно-процессуальная деятельность


17.1. Административный процесс: сущность, виды, принципы, стадии.

17.2. Административная юрисдикция, основные черты.

17.3. Субъекты административного процесса.

17.4. Административно-процессуальные нормы и отношения.


17.1. Административный процесс: сущность, виды, принципы, стадии

Процесс – совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата, порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный, бюджетный, землеустроительный процесс и т. п.).

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, имеются необходимые основания для того, чтобы ее также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.

С юридических позиций процесс – это реализация норм материального права, поэтому деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса, который предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления для достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т. е. соответствующих правил должного поведения.

Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме: происходит юридически-властная реализация задач и функций исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно, возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.

При характеристике административного процесса прежде всего надо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности: во-первых, прямая зависимость от основного признака процесса в его юридическом понимании и, во-вторых, органическая связь с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т. п.).


Под административным процессом в широком смысле понимается процесс исполнительной деятельности органов государственного управления, т. е. процессуальные формы ее осуществления; в узком смысле – это урегулирование административно-процессуальными нормами деятельности органов государственного управления по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений для обеспечения законности и укрепления правопорядка.

Нередко административный процесс рассматривается по аналогии с уголовным и гражданским процессом как юрисдикционная деятельность. Характерной особенностью отличающей его от других видов процесса (уголовного и гражданского), является то, что он охватывает более широкий круг общественных отношений, имеет более сложную структуру производств, регламентируемую многочисленными административно-процессуальными нормами.

Сфера применения административного процесса не исчерпывается реализацией норм административного права и защитой административных правоотношений. Нередко на основании норм административного процессуального права применяются материальные нормы иных отраслей права: финансового, земельного, налогового, трудового и др. (например, производство по делам об отводе земель и земельных участков и их изъятии; производство по налоговым делам; производство по некоторым трудовым спорам и т. д.).

Основу для формирования понятия административного процесса составляет административно-процессуальная деятельность, которая понимается как административно-процедурная и административно-юрисдикционная.

Будучи органической частью управленческой деятельности, административный процесс естественно и неизбежно базируется на принципах, лежащих в основе государственного управления. Однако как специфическая деятельность исполнительно-распорядительных органов и других компетентных субъектов, связанная с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, административный процесс и все составляющие его виды производств осуществляются на основе специальных принципов:

  • законность административного процесса;

  • охрана интересов государства и личности;

  • объективность (материальной истины);

  • равенство сторон;

  • гласность;

  • экономичность;

  • ведение дела на государственном языке;

  • двустепенность;

  • ответственность за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение).