Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 825

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В каждом из перечисленных случаев правовой статус гражданина как участника административного процесса имеет свою специфику, обусловленную той ролью, которую он выполняет в процессе;

  • государственные служащие, административно-процессуальная правосубъектность которых обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, определяющее значение имеет принадлежность служащего к определенной категории (руководители, специалисты, вспомогательный персонал). Их административно-процессуальная правосубъектность шире, чем правосубъектность иных категорий служащих; во-вторых, большую роль играет содержание должностных прав и обязанностей (например, директор завода и председатель исполкома принадлежат к одной и той же категории служащих (руководители), но совершенно ясно, что административно-процессуальная правосубъектность их различна).

17.4. Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальные нормы неразрывно связаны с нормами материального права, являются правовым инструментом реализации этих норм, имеют прикладной характер и вместе с тем самостоятельный предмет регулирования.

Административно-процессуальные нормы – это установленные или санкционированные государством общие правила поведения, регулируещие общественные отношения, которые возникают при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере управления.

Административно-процессуальные нормы регулируют правоприменительную деятельность органов управления (должностных лиц) и предназначены для регламентации действий субъектов административно-процессуальной деятельности и других участников административного процесса. В них определяются структура административно-прцессуальной деятельности (ее стадии), порядок осуществления соответствующих процессуальных действий, порядок ведения процесса и принятия решения по индивидуальному делу, механизм процессуальных гарантий участников процесса.

В результате применения административно-процессуальных норм возникают, изменяются или прекращаются административно-процессуальные отношения. Для их возникновения необходимы следующие предпосылки:

  • наличие материальной нормы и соответствующих ей процессуальных норм (например, об ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции и о порядке рассмотрения такого дела);

  • юридический факт, в качестве которого выступает реальное административное правоотношение;

  • наличие правосубъектности, т. е. административно-процессуальной правоспособности, а для гражданина – и дееспособности.


Особенностью административно-процессуальных отношений является то, что они складываются до принятия в официальном порядке одностороннего решения по индивидуальному делу.

Образуется известный «треугольник»: связь сторон правоотношения друг с другом, выражающаяся в системе корреспондирующих прав и обязанностей, и связь каждой из сторон с органом, разрешающим административное дело.

Для административно-процессуальных отношений характерна более сложная структура, нежели для материальных. Это выражается в наличии нескольких субъектов, играющих неодинаковую роль в правоотношении, поэтому можно выделить основное процессуальное отношение и отношения, которые являются попутными.

Тема 18. Производство по делам об административных правонарушениях

18.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.

18.2. Порядок производства, законодательство, регулирующее производство по делам об административных правонарушениях, обстоятельства, исключающие производство.

18.3. Принципы производства и доказательства по делам об административных правонарушениях.

18.4. Субъекты производства по делам об административных правонарушениях.

18.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса. Вместе с тем – это самостоятельный институт административно-процессуального права, призванный осуществлять специфические задачи юрисдикционного характера.

Производство по делам об административных правонарушениях – это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на рассмотрение дел об административных правонарушениях, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке при необходимых случаях административных взысканий.

Основная функция административно-процессуальных норм регламентировать:

  • задачи и принципы производства;

  • процессуальное положение сторон, их функции и задачи;

  • подведомственность рассмотрения и ведения дел;

  • доказательства в производстве;

  • меры процессуального принуждения и обеспечения;

  • порядок, сроки возбуждения дел и направление их для рассмотрения по подведомственности;

  • порядок и сроки рассмотрения дел;

  • порядок обжалования, опротестования и пересмотра решений;

  • порядок исполнения решений.


Согласно законодательству, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

  • своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

  • разрешение его в точном соответствии с законодательством;

  • обеспечение исполнения вынесенного постановления;

  • выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;

  • предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности (ст. 225 КоАП Республики Беларусь).

18.2. Порядок производства, законодательство, регулирующее производство по делам об административных правонарушениях, обстоятельства, исключающие производство

Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно урегулировано нормами материального и процессуального административного права по сравнению с другими видами административных производств.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством Республики Беларусь. Основная часть норм права содержится в КоАП Республики Беларусь. Вместе с тем определенное число административно-процессуальных норм в КоАП не включены. Среди них можно выделить две группы:

  • во-первых, установленные законами бывшего СССР и действующие до настоящего времени на территории Республики Беларусь (например, специфические правила рассмотрения дел о мелком хулиганстве);

  • во-вторых, ряд уточняющих, конкретизирующих положений КоАП содержится в подзаконных актах (например, порядок освидетельствования граждан на состояние опьянения при наличии достаточных оснований предполагать, что они управляют транспортным средством в состоянии опьянения, содержится в специальной совместной инструкции МВД, Министерства здравоохранения, Министерства юстиции).

К обстоятельствам, исключающим производство по делу отнесятся:

  • отсутствие события и состава административного правонарушения;

  • недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;

  • невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;

  • действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

  • издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

  • отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

  • истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении процессуальных сроков;

  • наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания или неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела;

  • смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу;

  • отсутствие жалобы потерпевшего либо примирение потерпевшего с нарушителем.


18.3. Принципы производства и доказательства по делам об административных правонарушениях

Основными принципами производства по делам об административных правонарушениях являются общие принципы административного процесса: законность, объективность, презумпция невиновности, равенство граждан перед законом и органом, рассматривающим дело, гласность, оперативность и др.

Эти принципы связаны между собой и осуществляются в неразрывном единстве, образуя гармоничную систему начал производства. Нельзя, например, ради гласности жертвовать истиной, ради оперативности – законностью. Только последовательная реализация всех принципов позволяет наилучшим образом достичь целей процесса.

Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает выявление, процессуальное оформление, исследование и оценку доказательств.

Доказательства – фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. Их назначение – быть средством установления истины в делах, влекущих применение правовых санкций.

Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях, имеют правовой характер, что в свою очередь означает:

  • только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств в производстве, которые получены в установленном законом порядке и предусмотренными способами;

  • только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств, которые законодатель допускает к использованию в качестве таковых;

  • только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств по конкретному административному делу, которые имеют значение для всестороннего, объективного и правильного рассмотрения этого дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами:

  • протоколом об административном правонарушении;

  • объяснением лица, привлекаемого к административной ответственности;

  • показаниями потерпевшего, свидетеля, заключением эксперта;

  • вещественными доказательствами;

  • протоколом об изъятии вещей и документов, а также показаниями технических средств, применяемых при надзоре за дорожным движением, утвержденных в установленном порядке в качестве измерительных приборов;

  • иными документами (ст. 231 КоАП Республики Беларусь).


18.4. Субъекты производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях складываются из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий.

В производстве участвуют и другие субъекты. Одни из них защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству.

В зависимости от роли и назначения, содержания и объема полномочий, форм и методов участия органов (должностных лиц) в деле их можно разделить на несколько групп:

  • компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (составляют протоколы о правонарушениях, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления);

  • органы и должностные лица, которые могут принимать постановления по делу (применение санкций, прекращение дела и т. д.), отменять и изменять их;

  • органы и должностные лица, которые исполняют постановления (бухгалтеры, судебные исполнители и т. д.).

Четкого размежевания процессуальных функций, как в уголовном процессе, в производстве по делам об административных правонарушениях нет. Нередко функции расследования, разрешения дела и исполнения постановления о наложении взыскания выполняют одни и те же органы или должностные лица (например, органы охотнадзора).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности; потерпевший и его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу (ст. 247 КоАП Республики Беларусь).

Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление об административном правонарушении (ст. 248 КоАП Республики Беларусь).