ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 778
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 17. Административно-процессуальная деятельность
Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
правовая, экономическая и социальная защищенность служащих государственного аппарата;
11.2. Меры административного принуждения и их правовая характеристика
19.5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Тема 20. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Тема 21. Контроль в государственном управлении.
Свидетелем по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Свидетель обязан явиться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится административное дело, и дать правдивые показания (ст. 251 КоАП Республики Беларусь).
Законные представители (родители, опекуны, попечители, усыновители) вправе представлять законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, или в силу своих психических и физических недостатков они не могут сами отстаивать свои права по делу об административном правонарушении (ст. 249 КоАП Республики Беларусь).
Адвокат может участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Он имеет право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу (ст. 250 КоАП Республики Беларусь).
Эксперт назначается органом (должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях.
Эксперт вправе:
-
знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; -
заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; -
с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; -
присутствовать при рассмотрении дела (ст. 252 КоАП Республики Беларусь).
Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Он обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод (ст. 253 КоАП Республики Беларусь).
Потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
За лицами, вызванными в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется, в установленном порядке, средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Лицам, не являющимся рабочими или служащими, выплачивается вознаграждение за отрыв их от обычных занятий.
Эксперт и переводчик также имеют право на вознаграждение, кроме тех случаев, когда их обязанности выполнялись в порядке служебного задания.
Расходы за явку по вызову и выплате вознаграждения несет тот орган, в ведении которого находится дело об административном правонарушении. Порядок выплаты и размеры сумм устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (ст. 254 КоАП Республики Беларусь).
Тема 19. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
19.1. Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях. Порядок возбуждения и расследования. Протокол, его процессуальное значение.
19.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении (место, сроки и порядок).
19.3. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении.
19.4. Обжалование и опротестование постановления об административном правонарушении.
19.5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
19.1. Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях. Порядок возбуждения и расследования. Протокол, его процессуальное значение
Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает определенные процессуальные стадии, каждая из которых имеет свое назначение:
-
возбуждение дела; -
рассмотрение дела; -
вынесение решения (постановления) по делу; -
обжалование и опротестование решения; -
исполнение принятого решения.
Под стадией понимается такая относительно самостоятельная часть последовательно осуществляемых действий, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформляемых процессуальных документов, которые как бы подводят итог деятельности. После принятия процессуального документа начинается новая стадия производства.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является совершение конкретным лицом административного проступка.
Протокол об административном правонарушении составляют уполномоченные на то должностные лица:
-
органов внутренних дел; -
исполнительных комитетов местных Советов депутатов; -
государственной лесной охраны; лесной охраны министерства; государственного комитета; ведомства; исполнительного комитета городского Совета депутатов и лесной охраны колхоза; органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира и др.
В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; свидетелями и потерпевшими, если такие имеются.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
Лицу, совершившему административное таможенное правонарушение, копия протокола вручается под расписку либо высылается почтой (в случае совершения такого правонарушения при пересылке вещей в международных почтовых отправлениях).
При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, в соответствии с которыми, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке, пользоваться услугами переводчика, обжаловать постановление по делу.
Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Рассматривать дело в отсутствие лица допускается лишь в случаях, когда имеются достоверные данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела, если от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также если административное правонарушение совершено при перевозе через таможенную границу Республики Беларусь вещей, запрещенных к пересылке в международных почтовых отправлениях.
Присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным приобретением или хранением наркотических средств в небольших размерах, нарушением требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, мелким хищением государственного или общественного имущества. В случае отклонения от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи это лицо может быть подвергнуто приводу.
Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены и иные случаи, когда явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), разрешающий дело, обязательна.
Протокол не составляется при совершении административных правонарушений, за которые предусматривается штраф, не превышающий одной минимальной заработной платы или когда в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения.
При невозможности составить протокол на месте, а это следует сделать обязательно, нарушитель может быть доставлен в милицию или в штаб добровольной народной дружины работником милиции или народным дружинником в возможно короткий срок, так как время задержания должно длиться не более одного часа.
Для составления протокола об административном таможенном правонарушении, установления личности правонарушителя, изъятия вещей и документов, являющихся непосредственными объектами правонарушений, а также для производства личного досмотра лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, может быть доставлено должностным лицом таможенного органа или военнослужащим пограничных войск либо работником милиции в служебное помещение таможенного органа или иное помещение, где производство указанных действий окажется возможным.
19.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении (место, сроки и порядок)
Дело об административном правонарушении рассматривается открыто на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
В целях воспитания и профилактики такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя.
В процессе подготовки дела к рассмотрению и принятию решения уполномоченный на это орган (должностное лицо) обязан выяснить следующие вопросы: