Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 770

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Палата представителей осуществляет контроль за деятельностью правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчет о его исполнении, об основах социальной защиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др.

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь.

Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов правительства.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к премьер-министру, членам правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом.

Запрос должен быть включен в повестку дня Палаты представителей. Ответ на запрос надлежит дать в течение 20 сессионных дней в порядке, установленном палатой Парламента.

Совет Министров в порядке, определенном законодательством, представляет в палаты Национального собрания Республики Беларусь и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и материалы, связанные с деятельностью Правительства Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответствующим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетентности.

Исполнительный комитет разрабатывает и вносит в соответствующий Совет депутатов схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью; проекты планов экономического и социального развития, местных программ, местного бюджета; предложения по охране общественного порядка и прав граждан; принимает меры по осуществлению планов, программ и бюджета, представляет Совету депутатов отчеты об их выполнении.

Исполнительный комитет организует выполнение решений Совета депутатов и вышестоящих государственных органов, собственных решений. Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает отчет исполкома.

21.3. Контрольные полномочия органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь за деятельностью аппарата государственного управления


Комитет государственного контроля является государственным органом, образуемым Президентом и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, палат Национального собрания, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

В пределах своей компетентности он координирует контрольную деятельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в республике.

В процессе проведения проверок Комитет государственного контроля имеет право требовать от министерств и других республиканских органов государственного управления, а также от предприятий, учреждений, организаций необходимую для проверок информацию, документы, объяснения; вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства; указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, делать им предупреждения, обязывать устранить допущенные нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение трудовых коллективов, на рассмотрение государственных органов.

При выявлении фактов нарушения действующего законодательства либо грубых нарушениях служебных обязанностей должностными лицами государственных органов, предприятий, объединений, организаций и учреждений государственной формы собственности Комитет государственного контроля вносит органу, назначившему то или иное лицо на должность, представление о несоответствии этого должностного лица занимаемой должности.

Органы Комитета государственного контроля могут ставить перед соответствующими органами и должностными лицами вопрос об освобождении от занимаемой должности виновных должностных лиц государственных органов; дают заключения о соответствии должностных лиц занимаемым должностям.

За правонарушения, выявленные в ходе проверок, органы Комитета государственного контроля вправе применять санкции и налагать штрафы в пределах, предоставленных законодательством Республики Беларусь.

21.4. Контроль органов исполнительной власти: ведомственный и вневедомственный



Органы государственного управления, осуществляя непосредственное управление хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством, широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями.

В зависимости от характера компетенции органа, осуществляющего контроль, контрольные полномочия можно разделить на общие, ведомственные (внутриведомственные) и надведомственные.

Контрольные функции общего характера осуществляют Совет Министров Республики Беларусь, а также местные исполнительно-распорядительные органы (исполкомы).

Совет Министров Республики Беларусь при выполнении круга обязанностей по управлению, возложенных на него Конституцией Республики Беларусь и Законом о Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах, систематически контролирует деятельность министерств, государственных комитетов, других подведомственных органов. В соответствии со ст. 14 упомянутого Закона Совет Министров принимает меры к тому, чтобы республиканские органы управления, подчиненные ему, в полном объеме использовали предоставленные им права и полномочия в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления функций, для самостоятельного решения отнесенных к их ведению вопросов. Совет Министров имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов и других республиканских органов, ему подчиненных. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, распоряжений премьер-министра, служебных обязанностей Совет Министров налагает в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государственного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания.

Совет Министров руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, входящим в его компетенцию, организует контроль за исполнением ими Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента, других нормативных актов, получает информацию, заслушивает отчеты, принимает соответствующие решения.


Исполнительные комитеты осуществляют в порядке, установленном законодательством, государственный контроль на территории местного Совета депутатов за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира, а также за объектами коммунальной собственности.

Ведомственный контроль осуществляется руководителями отраслевых органов государственного управления, а также учреждений и предприятий внутри данной системы (ведомства, учреждения, предприятия) собственными силами. Как правило, он принимает формы проверок или ревизий.

Проверки проводятся в ходе исполнения заданий и указаний руководящих органов. Ревизии устанавливают законность и целесообразность расходования денежных средств и материальных ценностей.

По итогам проверок и ревизий составляются акты или докладные записки. Результаты обсуждаются на активах работников учреждений и предприятий, а затем органы, проводящие ревизию, принимают конкретные меры по ликвидации обнаруженных недостатков.

Особое значение приобретает ведомственный контроль в системе министерств и ведомств. В основе организационной работы министерства лежат проверка исполнения, контроль за точным выполнением заданий, за правильным решением возложенных на данный орган задач.

Важная организационная форма исполнительной и распорядительной деятельности министерства – инструктирование, выезд работников министерства непосредственно на места и решение там вопросов с участием коллективов, широкий обмен опытом.

Формы и методы контроля зависят от масштабов деятельности каждого министерства. В зависимости от этого складывается система внутриведомственного контроля в системе министерства, ведомства и распределяются контрольные полномочия между звеньями их аппарата.

Ведомственный контроль неразрывно связан с задачами, которые поставлены перед каждым министерством или ведомством, а также их звеньями. С точки зрения содержания он подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения) и специальный (проверка отдельной области работы того или иного органа, учреждения).

Таким образом ведомственный контроль:

  • неотъемлемая часть деятельности руководства. Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются в актах, определяющих их компетенцию;

  • связан с государственными полномочиями лиц, организовавших проверку или непосредственно проводящих ее; вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления либо иного юридического действия решается в ходе контроля;

  • позволяет органу, проводящему проверку, вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и оперативно устранять причины недостатков.


Надведомственный (функциональный) контроль за выполнением неподчиненными органами определенных функций ведут государственные комитеты (например, Государственный налоговый комитет, Государственный комитет финансовых расследований). В пределах установленной компетенции они вправе контролировать законность актов, издаваемых министерствами, ведомствами и другими организациями и учреждениями.

Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда.

Один из видов надведомственного контроля – контроль, осуществляемый специально созданными для этого государственными органами, можно разделить на следующие основные группы:

  • комитеты в отраслях экономики и социально-культурной деятельности, действующие непосредственно при министерствах Республики Беларусь как самостоятельные орган (например, Комитет по инспекции труда при Министерств труда, Комитет по драгоценным металлам при Министерстве финансов);

  • специальные, структурно обособленны подразделения министерств и ведомств, выполняющие функции контроля и надзора в отношении неподведомственных объектов по определенной функции (например, статистический контроль, контроль за качеством продукции, за соблюдением санитарных, технических, пожарных правил).

Деятельность некоторых органов носит явно надзорный характер и проводится специальными методами (проверки, наблюдения, обследования). Например, такие функции выполняют Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору, Комитет по надзору за ведением работ в строительстве при Министерстве архитектуры и строительства, Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям и др.

Особенности правового положения органов внешнего государственного контроля накладывают определенный отпечаток и на их правомочия по применению мер принудительного воздействия.

Главные меры – административное принуждение, исходя из их характера и вызываемых ими юридических последствий, можно разделить на:

  • административно-предупредительные меры;

  • меры административного пресечения;

  • меры административного взыскания: штраф (в некоторых случаях и денежный начет) и предупреждение, налагаемые на виновников нарушения правил и норм, установленных в той или иной отрасли управления.