Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 822

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок применения мер административного принуждения органами внешнего контроля установлен законодательными и иными нормативными актами.

В целом, надведомственный контроль – значительный институт государственного контроля, являющий собой совокупность специализированных органов, осуществляющих независимо от ведомственной подчиненности значительный объем контрольно-надзорных функций и полномочий.

21.5. Административный надзор и его особенности

Надзор как способ обеспечения законности в сфере государственного управления заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор, он делится на прокурорский надзор и административный надзор.

Различие между административным надзором и контролем – в широте охватываемой обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия.

Наиболее характерные черты административного надзора сводятся к следующему:

  • органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах; органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов;

  • органы административного контроля осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля – в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

  • в процессе административного надзора применяются меры административного принуждения в отношении физических и юридических лиц – предупредительно-пресекательного характера и административные взыскания; в процессе контроля – меры дисциплинарного воздействия.

Государственные структуры, занимающиеся административным надзором (среди них есть специальные ведомства или же специальные надзорные службы во многих ведомствах) называются государственными инспекциями.

Следует отметить, что на практике число органов «чистого» административного надзора, совершенно отделенных от контроля, встречается довольно редко. Чаще наблюдается сочетание внешнего контроля и административного надзора.


Административно-надзорная деятельность – в ее наиболее полном и отделенном от других методов правоохранительной деятельности виде – осуществляют органы внутренних дел во главе с Министерством внутренних дел. Они располагают значительными полномочиями по применению мер административного принуждения: предупредительно-профилактичеких, пресекательных, административных взысканий.

Часть 2. Сущность и основные институты административного права зарубежных стран

Раздел 8. Административное право Соединенных Штатов Америки (особенности административного права США)

На территории Северной Америки английское право было распространено обосновавшимися там переселенцами из Англии. Провозглашение независимости выдвинуло на первый план идею создания самостоятельного американского права, порывающего со своим «английским прошлым». Принятие федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, явилось первым и важным шагом на этом пути. В ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданские процессуальные кодексы, запрещены ссылки на анг­лийские судебные решения, вынесенные до провозглашения не­зависимости. Однако восприятия принципов континентальной правовой системы в праве США не произошло. Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими и испанскими колониями (Луизиана, Калифорния), приняли кодексы романского типа. За­коны большинства штатов прямо оговорили, что общее право является действующим. В целом в США сложилась дуалистичес­кая система, сходная с английской: прецедентное право во взаи­модействии со статутным при приоритете прецедента.

Как для английского, так и для американского юриста право – это прежде всего судебная практика, а нормы закона входят в систему права лишь после того как неоднократно будут приме­нены и истолкованы судьями. В американских судах обычно ссылаются не на законы, а на судебные решения, где они при­менены.

Одно из весьма существенных различий между английским и американским правом связано с федеральной структурой США. Компетенция штатов довольно значительна, и в ее пределах они создают свое законодательство и массив прецедентов. По сути, в США существует пятьдесят одна система права: пятьдесят – в штатах и одна – федеральная. При этом, как ни значимо федеральное право, граждане и юристы пользуются в первую очередь правом штатов.



Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию незави­симо друг от друга и поэтому совершенно не обязательно, чтобы решения, принятые судами одного штата, соответствовали реше­ниям судов других штатов. Нередки случаи, когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам несовпадающие, а иногда и прямо противоположные решения.

В США ежегодно публикуется свыше трехсот томов судебных прецедентов и, несмотря на широкое использование компьютер­ной техники, поиск прецедентов ввиду их многочисленности до­статочно затруднен.

Весьма различно также и законодательство штатов. Так, в одних установлен режим общности имущества супругов, в других – раздельности, различны основания разводов, меры уголовного наказания за одно и то же деяние и т. д. Все это делает правовую систему США очень сложной и запутанной.

Еще одно отличие права США от английского – это контроль судов за конституционностью законов. Верховный суд США, Вер­ховные суды штатов могут признать, соответственно, тот или иной федеральный закон либо закон штата неконституционным. Су­дебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения общего права. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Этот правовой ин­ститут весьма важен как средство заставить судебные инстанции уважать основные принципы права и обеспечить тем самым един­ство правовой системы США.

Законодательство в правовой системе США имеет больший удельный вес и более значимо, чем статутное право Англии. Это связано прежде всего с наличием целой системы конституций: федеральной, существующей уже более двухсот лет, во многом устаревшей, но все же играющей значительную роль, и разных по возрасту конституций штатов. Кроме того, штаты обладают ши­рокой законодательной компетенцией и активно используют ее.

Усиление тенденций к централизации в развитии федерации США, государственного вмешательства в экономику привели к росту объема федерального законодательства, рас­ширению правотворчества высших звеньев исполнительных структур: президента, федеральных служб и т. д.

В законодательстве США немало кодексов, ко­торых не знает английское право. В нескольких штатах действуют гражданские и уголовно-процессуальные кодексы, в двадцати пяти штатах – гражданские процессуальные
, во всех штатах – уголовные.

Особой формой кодификации в США стало создание единообразных, типовых для штатов законов и кодексов. Подготовкой их проектов занимается Общенациональная комиссия представи­телей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов. Для того чтобы проект стал законом для штата, он должен быть официально утвержден.

Среди подобных кодексов первым и наиболее известным яв­ляется Торговый кодекс, содержащий 400 статей. Первоначально он был выработан в 1952 г., а затем пересмотрен в 1958 и 1962 гг. Ныне кодекс принят практически во всех штатах. Были созданы также типовые кодексы по уголовному праву, уголовному процес­су и по доказательственному праву. Но при этом не следует забывать, что в США применение закона зависит от судебных прецедентов его толкования, и нет гарантий, что типовые законы или кодексы будут повсеместно одинаково толковаться судебной практикой.

Постоянно возрастающее число законов в США все более остро ставит вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удобства пользования и применения. Существует ряд сборни­ков, официальных и частных, охватывающих федеральное зако­нодательство или законодательство штатов. Имеется, например, так называемый Кодекс законов США, представляющий собой систематизированное собрание действующих законов федерации.

Тема 22. Понятие и источники административного права США


22.1. Понятие административного права США.

22.2. Источники административного права США.

22.1. Понятие административного права США

Для государственного строя США и административного права характерно верховенство федеральной конституции. Конституция США является самой первой писанной и до сих пор действующей. Она представляет собой очень краткий документ – около 7 тыс. слов (для сравнения, в конституции Бразилии 52 тыс. слов). Состоит из Преамбулы и 7 статей (за всю историю США предлагалось более 5 тыс. поправок, конгресс принял только 40, а необходимое большинство штатов – 3/4 – ратифицировало только 27). Конституция закрепила образование суверенного федеративного государства, происшедшее в результате освободительной борьбы против владычества Великобритании. Этот документ первоначально ограничивался регулированием отношений государственной власти и человека в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав граждан, а также установлением структуры и взаимоотношения высших органов власти. Статьи о политических правах вошли позже в 10 поправках к Конституции.

По Конституции Соединенные Штаты Америки являются президентской республикой, относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом. За основу построения системы государственной власти взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в систему сдержек и противовесов. В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти – конгрессом, президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо из названных органов. Механизм, при котором осуществление власти основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут воздействовать друг на друга, заставляя их приспосабливаться друг к другу, искать взаимоприемлемые решения, именуется демократией компромисса. Суды, наделенные конституционной властью решать окончательно все спорные правовые вопросы, контролируют две другие власти во всем, что касается права. Это обусловливает их исключительно сильные позиции в американской системе государственного управления. С точки зрения американских юристов административное право США регулирует полномочия и порядок деятельности административных учреждений, а также контроль судов над администрацией. Организация административной системы и структура отдельных учреждений не являются объектом регулирования этой отрасли права.