Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 821

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На уровне федерации существует около сотни независимых ведомств, но не все они наделены полномочиями определять правовой статус частных лиц.

Важнейшие независимые ведомства, являющиеся административными учреждениями, можно разделить на три группы: политические, экономические и социальные.

Политическими ведомствами являются Комиссия по гражданским правам и Федеральная комиссия по выборам.

К чису экономическим ведомствам относятся: Федеральная торговая комиссия, Комиссия по продажам на срок (призваны охранять конкуренцию и честную торговую практику), Федеральная резервная система, Федеральная корпорация страховых вкладов и т. д.

К важнейшим социальным ведомствам относятся: Ведомство по охране окружающей среды, Национальный совет по трудовым отношениям, Комиссия по обеспечению равных возможностей для трудоустройства, Национальный арбитражный совет и т. д.

Независимые ведомства, являющиеся административными учреждениями, организационно обособлены от департаментов и пользуются самостоятельностью даже по отношению к президенту.

Главы департаментов, их заместители, руководители важнейших подразделений департаментов назначаются президентом с последующим утверждением их сенатом. Эти должностные лица могут быть уволены президентом в любое время по его усмотрению.

Руководители независимых ведомств (члены коллегии, насчитывающей от 5 до 11 человек) также назначаются президентом и подлежат утверждению сенатом. Однако в отличие от руководителей департаментов они назначаются на установленный законом срок, который превышает срок полномочий президента. В некоторых наиболее важных ведомствах (Комиссия междуштатной торговли, Федеральная морская комиссия, Федеральная торговая комиссия и др.) они за серьезные проступки, согласно законодательству, могут быть отстранены президентом досрочно. Для обеспечения преемственности в работе руководство независимых ведомств обновляется не полностью, а частями. Только немногим более половины состава коллегиального руководства ведомства может быть назначено из числа представителей одной и той же политической партии.

Независимые ведомства непосредственно подотчетны Конгрессу, а не президенту. Подобное положение объясняется нежеланием Конгресса усиливать исполнительную власть, а также и тем, что независимые ведомства наделены судебными полномочиями, осуществление которых невозможно без известной самостоятельности органа, принимающего решение.


Многие ведомства (Административная конференция, Администрация общих служб, Национальная администрация по аэронавтике и космосу и т. д.) не обладают нормотворческими и судебными полномочиями, позволяющими им выносить решения о правах или обязанностях частных лиц. Они осуществляют исследовательские, планирующие, совещательные, координационные, административно-финансовые и другие функции внутри системы органов исполнительной власти. Не являются административными учреждениями также органы, входящие в состав Исполнительного управления президента, Канцелярия Белого дома, Совет национальной безопасности, Административно-бюджетное управление, Экономический совет и др.

Административные учреждения в США – наиболее важные из всех органов исполнительной власти, поскольку выполняют особенно трудную функцию – проведение в жизнь политических решений, принятых законодательными органами, а также осуществляют применение законов и других норм права к гражданам и частным организациям, вступая в правовой контакт с частными лицами. Путем издания нормативных предписаний и разрешения споров они приводят в действие федеральное право, выносят решения о правах и обязанностях конкретных лиц, которые в дальнейшем могут быть изменены или отменены только судами.

Административные учреждения штатов и местное самоуправление США состоят из 50 штатов, включая острова Пуэрто-Рико и Гуам, а также «ассоциированные государства» на тихоокеанских островах (Республика Палау, Соединенные Штаты Микронезии и др.). В большинстве из них имеются свои парламенты и президенты, они являются членами ООН. Законы США распространяются на всей территории. Но там, где нет штатов, территории не имеют представительства в сенате, а в палату представителей посылают по одному делегату (резиденту-комиссару) с правом совещательного голоса. Не имея представительства в федеральных органах, их жители не платят федеральных налогов. В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа и Виргинские, имеющие статус территорий США. Особый статус у федерального округа Колумбия, на территории которого расположена столица Вашингтон.

Для США характерна значительная децентрализация власти не только по горизонтали, но и по вертикали. Органы власти и местного самоуправления наделены конституцией и другими законами достаточными полномочиями на автономное управление местными делами. Они функционируют на твердой финансовой базе, имея собственные доходы и принимая самостоятельные бюджеты. Положение дел с административным правом и с административными учреждениями в штатах во многом сходно с положением в федерации, так как штаты по возможности копируют федеральную практику.



Главой исполнительной власти в штате является губернатор. Так же, как и в федерации, здесь имеются департаменты и независимые ведомства. В отличие от федерации глава исполнительной власти – губернатор – фигура менее властная, поскольку в штате, помимо губернатора и лейтенант-губернатора население избирает ряд других должностных лиц: секретаря штата, казначея, атторнея, аудитора, контролера и др. Эти лица не подчинены губернатору и фактически самостоятельны.

Организация местного самоуправления относится, согласно 10-й поправке к Конституции США, к ведению штатов. Большинство штатов регламентирует ее лишь в самой общей форме.

Штаты разделены на графства (их около 3 тыс.), муниципалитеты (инкорпорированные города и виллиджи – около 19 тыс.), тауншипы и тауны (около 17 тыс.), школьные округа (около 14,5 тыс.) и особые округа (около 33 тыс.). Графства служат для управления главным образом сельскими территориями. В муниципальных корпорациях проживает около двух третей всего населения страны. Тауншипы и тауны, которые рассматриваются в качестве квазикорпораций, существуют в 20 штатах. Управление округами специализируется на выполнении отдельных функций (образование, водоснабжение, санитария и т. д.). Более всего местные учреждения занимаются вопросами социального обслуживания: школьное образование, библиотечное дело, места отдыха, социальное обеспечение. Второе место занимают административно-управленческие вопросы: поддержание порядка, обеспечение противопожарной охраны и правосудия, сбор налогов и т. д. В меньшей степени местные органы занимаются хозяйственными делами, поскольку эти вопросы решают в основном частные предприниматели. Органы местного самоуправления руководят принадлежащими им предприятиями и службами, управляют своим имуществом, косвенно регулируют деятельность частных предпринимателей.

Во главе графства стоит совет наблюдателей из 5 и более членов, избираемых жителями тауншипов, входящих в графство, или, что более распространено, – совет уполномоченных из 3–7 членов, избираемых всем населением графства. Помимо членов совета избираются шериф, коронер, казначей, надзиратель школ и др. Исполнительную власть осуществляет назначаемый советом управляющий, который руководит аппаратом служащих и координирует управление делами графства.

Сельскими таунами управляют собрания взрослых жителей или избираемые ими представители. Собрание или представители избирают на один год совет из 3–5 членов в качестве исполнительного органа. Как и в графстве, здесь избираются почти те же должностные лица: клерк, казначей, констебль и др.


Во главе школьного или особого округа стоит совет из 3–7 членов, избираемый населением или назначаемый органом штата.

Городские корпорации и квазикорпорации управляются по-разному. Во главе небольших городских таунов и тауншипов (их около 500) стоят собрания жителей или их представителей. Управление приблизительно 200 городами осуществляется комиссиями, избираемыми населением. Члены комиссии выполняют одновременно функции совета и глав основных подразделений аппарата городского управления. Около 2,5 тыс. городских образований управляется по схеме «совет – управляющий». Совет в этом случае назначает на определенный срок профессионального чиновника – управляющего, который подбирает главных должностных лиц муниципального аппарата, разрабатывает для него программу и контролирует его деятельность. Мэр города при такой схеме управления выполняет лишь представительские функции. Наиболее распространено (более 3,6 корпораций) управление по схеме «мэр – совет». При этом «сильный» мэр, избираемый населением, назначает и освобождает от должности руководителей аппарата служащих, составляет проект бюджета и принимает меры по его исполнению, налагает трудно преодолимое вето на решения совета. При «слабом» мэре, избираемом советом, управление городом сосредоточено в руках совета.

23.2. Порядок регулирования административной деятельности

Деятельность административных учреждений в США протекает в двух формах:

  • разработка и принятие нормативных актов;

  • рассмотрение отдельных дел конкретных лиц и вынесение по ним решений (индивидуальных актов).

Конституция США предоставила Конгрессу полномочия на издание правовых актов. В конце XIX в. Конгресс уже не мог справиться с огромным потоком дел и был вынужден передавать полномочия на издание нормативных актов президенту и другим административным органам.

О производном характере административного нормотворчества свидетельствует также контроль над ними со стороны легислатуры, которая бдительно следит за тем, чтобы исполнительная власть не выходила за пределы предоставленных ей полномочий. Если президент или иное должностное лицо издает нормативный акт без достаточного основания, конгрессмены могут выдвинуть обвинение в превышении администрацией предоставленных ей полномочий и потребовать аннулирования акта.


Издавая нормативные акты, административное учреждение фактически осуществляет ту власть, которую должна осуществлять легислатура, т. е. законодательствует.

Конституционных оснований для административного нормотворчества у штатов не больше, чем на уровне федерации, поскольку в конституциях штатов имеется «распределительная оговорка», в соответствии с которой одной власти прямо запрещается осуществлять функции двух других.

Быть или не быть административному нормотворчеству, во многом зависело от судов. И суды в целом ряде решений по делам, в которых оспаривалась конституционность делегирования администрации законодательных полномочий, санкционировали подобную практику. Первое такое решение Верховного суда США относится к 1813 г. Суд считает делегирование конституционным, если в делегирующем законе указаны четкие границы (стандарты), в которых должна протекать нормотворческая деятельность администрации. При наличии подобных стандартов передача нормотворческих полномочий не рассматривается в качестве полной, окончательной, как отказ законодательного органа от этих полномочий.

Американская практика выработала несколько официальных и неофициальных способов, которые применяются в отношениях администрации с частными лицами при разработке, принятии и введении в действие нормативных актов. Важнейшие из них:

  • петиции;

  • оповещение о подготовке акта;

  • предоставление гражданам свободного доступа к материалам учреждений;

  • консультации, конференции и совещательные комитеты;

  • открытые (публичные) слушания;

  • регистрация и опубликование актов;

  • отсрочка вступления акта в действие.

Согласно 1-й поправке к Конституции США, американские граждане имеют право обращаться с петициями о прекращении злоупотреблений к правительству и к административным учреждениям. Пятый раздел Свода законов США также предоставляет возможность заинтересованным лицам обратиться к учреждению с петицией об издании, изменении или отмене нормативного акта.

Федеральный закон требует, чтобы каждое учреждение сообщало в официальном правительственном вестнике «Федерал Рэджистер» о предполагаемом издании нормативного акта. Сообщение должно содержать:

  • указание на время, место и характер нормотворческой процедуры;

  • ссылку на акт, которым предоставлено нормотворческое полномочие;

  • цель или существо акта либо изложение проблематики, изучаемой в связи с подготовкой акта.