Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 816

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Служащие свободны в своих взглядах и убеждениях: свобода совести, свобода вступления в члены политической партии и занятие в ней руководящих постов, свобода выдвижения своей кандидатуры на выборах (за служащим сохраняется его должность на все время выборов и после – как в случае поражения, так и в случае успеха).

Однако, согласно действующему праву, служащий обязан быть объективным, нейтральным. Его взгляды и убеждения не должны мешать ему относиться ко всем гражданам одинаково, без какой-либо дискриминации. Так, преподаватели вузов не имеют права отдавать предпочтение одному течению религиозной, политической или философской мысли. Служащие обязаны проявлять сдержанность в своих действиях и высказываниях, с тем чтобы не нанести ущерба учреждению и его руководству. Принцип сдержанности был сформулирован Госсоветом, а затем закреплен правовыми актами.

Социальные права. Служащие имеют право на создание профсоюзов, на забастовку, на участие в управлении учреждением. Право на создание профсоюзов было признано за работниками частного сектора еще в 1894 г. Государственные служащие вопреки запрету также стали создавать свои профсоюзы, но они были легализованы лишь в 1946 г. Военнослужащие такого права не имеют.

До 1946 г. государственные служащие не имели права на забастовки. Участие в них считалось тяжкой виной и вело к немедленному увольнению. Конституция 1946 г. разрешила забастовки. Но служащие некоторых категорий не имеют права бастовать: полицейские, работники исправительных учреждений, диспетчера воздушных сообщений. Запрещаются или ограничиваются забастовки в тех случаях, когда необходимо обеспечить непрерывность публичной службы: неотложная медицинская помощь, информационные службы радио и телевидения, префекты, телефонисты и т. д. Списки категорий служащих, которым запрещено бастовать, составляются правительством или руководителями служб. Запрещаются также политические и неожиданные забастовки (о них следует сообщать за 5 дней) и непрерывные забастовки, когда каждый день бастует часть работников и учреждение в результате парализовано на протяжении длительного времени. В военное время правительство имеет право привлекать к обязательному труду целые категории служащих, в том числе и бастующих. Нарушители закона могут быть привлечены к уголовной ответственности.


Участие служащих в управлении учреждением осуществляется посредством административных комиссий, технических комитетов и высшего совета государственной службы.

Обязанности государственных служащих. Они не имеют права совмещать свою работу в другом государственном учреждении, а тем более в частном секторе. Исключение составляют преподаватели вузов, которые могут совмещать работу с обязанностями депутатов Национального собрания.

По закону служащие обязаны хранить как профессиональную тайну (врачебную, налоговую, военную, секреты национальной безопасности) под страхом уголовного наказания, так и служебную тайну (например, сведения об исследовательских проектах), за нарушение которой они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Служащие обязаны быть независимыми от посторонних влияний, в частности от влияния частного сектора (например, налоговые инспектора и финансовые контролеры не должны иметь личных имущественных интересов в контролируемых ими банках и частных фирмах; для государственных служащих установлен пятилетний срок, в течение которого они не вправе после ухода их со службы устраиваться в подконтрольные им ранее частные организации).

Поведение служащего вне службы (аморальное поведение в быту, вызывающе дерзкие проступки) могут стать основанием для увольнения с работы.

29.4. Виды ответственности государственных служащих

Государственные служащие несут ответственность за неправомерные действия. Они могут быть привлечены:

  • к уголовной ответственности – за злоупотребление служебным положением в корыстных интересах (подкуп, взяточничество, извлечение личных выгод из должностного положения);

  • к финансовой ответственности – за причинение ими материального ущерба (он может быть нанесен третьему лицу и возмещен администрацией, может быть причинен непосредственно самому учреждению). В обоих случаях ответственность для служащего наступает в форме денежных начетов. Однако последние применяются при наличии серьезной вины служащего. Штрафы на руководителей служб, материально ответственных лиц и других служащих, допустивших неоправданный расход, накладывает Бюджетно-финансовый дисциплинарный суд. Материально ответственные лица, счетно-бухгалтерские работники и распорядители кредитов привлекаются к ответственности Счетной палатой и ее местными отделениями, а министр финансов или руководство самого учреждения принимает меры. Они могут потребовать от виновника полного возмещения недостачи из его личных сбережений;

  • к дисциплинарной ответственности, но при этом закон защищает служащих от произвола администрации. Так, перед наложением дисциплинарного взыскания виновнику обязательно сообщаются суть дела и претензии к нему, дают время для ознакомления с материалами дела и для подготовки к защите, приглашают на заседание дисциплинарного совета, где он может оправдаться и защитить себя с помощью профсоюза или адвоката. В качестве дисциплинарных советов выступают двухсторонние (паритетные) административные комиссии, решения которых носят рекомендательный характер. Окончательное решение по дисциплинарному делу выносит вышестоящий орган, и оно может быть обжаловано в суде только по мотивам превышения власти.


Законом предусмотрены дисциплинарные взыскания различных видов:

моральные (предупреждение и выговор);

приостановка повышения в разряде;

временное увольнение сроком на 15 дней;

перевод на другое место работы;

понижение в разряде;

временное увольнение на срок от 6 месяцев до 2 лет.

Однако в законе отсутствует формулировка составова дисциплинарных проступков, поэтому она устанавливаются судами. Отсутствие связи между проступком и дисциплинарной мерой ведет к тому, что за один и тот же проступок можно получить выговор или отстранение от должности.

Иногда рассматриваются одновременно два дела – уголовное и дисциплинарное: одно – общим судом, другое – администрацией. Суд, толкуя всякое сомнение в пользу подсудимого, может счесть вину недоказанной и оправдать его. Администрация же рассматривает дело с позиции морали и толкует все сомнительное не в пользу провинившегося, поэтому чиновник может быть уволен всего лишь по подозрению.

После каждых президентских выборов принимается закон об амнистии, которой подлежат не только лица, совершившие уголовные преступления, но и служащие, совершившие дисциплинарные проступки. Не подлежат общей амнистии лица, совершившие проступки, в которых проявились нечестность, недобросовестность. Каждое дело на предмет помилования рассматривается президентом индивидуально.


Тема 30. Регулирование административной деятельности во Франции

30.1. Сущность полномочий администрации Франции.

30.2. Обязанности администрации Франции.

30.1. Сущность полномочий администрации Франции

Администрация Франции принимает и исполняет управленческие решения. Эти полномочия предоставлены ей Конституцией и другими законами. Административное решение является правовым актом, который вносит изменения в существующие правоотношения. Оно может предоставить лицу права или возложить на него обязанности либо то и другое вместе. Администрация при этом должна принять меры к исполнению решений, прибегнув в крайнем случае к принуждению. Администрация принимает решение без согласия на это решение со стороны другого лица, прежде всего частного. Она действует самостоятельно в силу предоставленных ей полномочий и обращается в суд только в тех случаях, когда необходимо принуждение (например, при выселении квартиросъемщика домовладельцем или при высылке из страны иностранца).

Администрация не имеет права отказаться от совершения управленческого действия. Она не вправе бездействовать, когда закон требует, чтобы учреждение осуществило свои полномочия. Законы же предоставляют ей право выносить решения двоякого рода:

  • в виде нормативных (регламентарных) актов (например, правила дорожного движения или цены на продукцию);

  • в виде индивидуальных актов административного или финансового характера (например, при изъятии некачественного продовольствия или установлении ставок налога для отдельных лиц).

Если решение администрации не исполняется, то она вправе добиваться его исполнения через суд или самостоятельно. Так, лицо может быть привлечено в суде к уголовной ответственности за неисполнение полицейских регламентов. В случаях срочной необходимости администрация действует самостоятельно: при тушении пожаров пожарники могут без разрешения домовладельцев и соблюдения обычных формальностей проникать в помещения, повреждать имущество и т. д. То же самое происходит при военных реквизициях имущества, при сносе ветхих строений, при отгоне неправильно припаркованных автомобилей. При этом действия администрации не должны выходить за пределы дозволенного.


Незаконные решения о применении мер принуждения подлежат отмене, и администрация обязана возместить ущерб, причиненный законным, но неправильно исполненным решением.

Законы также предусматривают определенные формы защиты государством служащих и государственного имущества в целях беспрепятственного функционирования администрации. Если служащий при исполнении служебных обязанностей своими действиями причинил ущерб, то возмещает ущерб не он, а администрация. Но администрация может взыскать с него сумму возмещения. На практике такое случается редко. Служащие администрации пользуются особой защитой со стороны государства от угроз, тяжких оскорблений, обидных высказываний или клеветы, от посягательств на них лично и на их имущество.

Государственное имущество включает в себя государственные сооружения, государственную собственность и имущество органов управления. Государственные сооружения (дороги, плотины, мосты – результат общественных работ), даже построенные не по правилам (в частности, без разрешения владельцев земельных участков), не подлежат сносу ввиду их общественной полезности. Государство при этом должно возместить убытки потерпевшим. Государственная собственность (земли, воды, имущество государственных хозяйственных предприятий и т. д.) считается незыблемой и неотчуждаемой. Администрация не вправе продать или уступить государственную собственность, она может распорядиться ею по своему усмотрению только в исключительных случаях с соблюдением установленных законом процедур. На имущество административных органов и учреждений в отличие от частного лица не может быть обращено взыскание, поскольку к администрации не может предъявляться имущественный иски. Особый статус государственного имущества ставит в значительной степени в привилегированное положение государственные предприятия по сравнению с частными.

30.2. Обязанности администрации Франции

Наделяя, в соответствии с законом, администрацию Франции правами, закон возлагает на нее и соответствующие обязанности – это требования, которыми должна руководствоваться администрация в ее деятельности. Таковыми являются: связанность администрации законом; ответственность администрации.

Законность в деятельности администрации представляет собой совокупность обязанностей, разрешений и запретов, установленных законом. Администрация обязана: