Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 810

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, созданные в 1987 г. для облегчения работы Государственного совета. Их всего пять, каждый разделен на две или три палаты, председателями судов являются члены Государственного совета. Члены судов постоянны, без их согласия невозможно их перемещение по службе, в том числе и повышение в должности. Решения по жалобам принимаются обычно палатами, а исключительных случаях – пленумами судов.

Высшим административным судом Франции, а также главным консультантом правительства по вопросам управления является Государственный совет. Он состоит из пяти отделов: четырех консультативных (отделы общественных работ, внутренних дел финансов и социальный) и одного по спорам (судебного). Консультативные отделы курируют группы соответствующих смежных министерств. Председатели отделов назначаются Советом министров из числа государственных советников – членов совета.

Главой Государственного совета формально является премьер-министр, а его заместителем – министр юстиции. На деле совет возглавляет его вице-председатель, назначаемый Советом министров из числа председателей отделов или членов Государственного совета.

Консультирование Государственный совет осуществляет в двух формах:

  • представление заключений по проектам правовых актов;

  • проведение исследований и подготовка докладов по вопросам государственного управления.

Для правительства заключение Государственного совета не обязательно, но обычно администрация следует его рекомендациям, поскольку они даются высококвалифицированными специалистами.

Государственный совет в качестве высшего административного суда первой и последней инстанции выносит в порядке исключения решения по наиболее важным делам: по жалобам на акты правительства и министров; по спорам о статусе высокопоставленных служащих и военных, назначенных правительством; по ряду других особых дел. В качестве суда второй и последней инстанции он выносит решения по жалобам и протестам на постановления апелляционных и специализированных административных судов.

31.3. Принципы административно-судебной процедуры во Франции

Во французском административном процессе действуют как общие для всех судов процедурные правила, перенесенные сюда из гражданского судебного процесса, так и особые правила, присущие только административно-судебной процедуре.

Согласно общесудебным процедурным правилам, административный суд не имеет права возбудить дело самостоятельно. Это делает истец подачей искового заявления. Суд при этом связан исковым заявлением: объемом заявленных в нем требований, аргументами истца и предъявленными им доказательствами. Такой порядок неукоснительно соблюдается.


Во всех административных судах процесс обязательно состязательный. В нем участвуют две стороны – истец и ответчик, которые выдвигают аргументы и представляют доказательства. За исключением второстепенных дел все судебные постановления принимаются коллегиально. Решение суда по делу имеет строго установленную форму. Прежде всего оно должно быть обязательно обосновано как в отношении фактов по делу, так и в отношении примененных судом правовых норм. Решение суда должно быть четко и убедительно сформулировано (указано, какие факты и с помощью каких доказательств установлены). Неубедительное, противоречивое решение суда подлежит отмене. Постановление суда, вступившее в действие, имеет силу закона для всех граждан и организаций и обязательно к исполнению.

Помимо всех вышеприведенных общесудебных процессуальных правил имеются правила, свойственные только административному судопроизводству:

  • подача искового заявления не приостанавливает административный процесс;

  • процесс может быть приостановлен судом только по заявлению истца и только при наличии двух условий: если от исполнения решения учреждения могут наступить серьезные последствия и если ущерб от него может оказаться существенным и даже невосполнимым. В своем заявлении истец обязан привести аргументы в подтверждение наличия этих условий.

Административный суд занимает в разбирательстве дела более активную позицию, нежели общий суд. Участнику процесса – простому гражданину противостоит могущественное учреждение. Чтобы как-то уравновесить их шансы, суд вынужден помогать частному лицу.

Административное судопроизводство больше тайное, чем гласное. Досудебное исследование материалов дела проводится судом негласно. Только само заседание с участием сторон, их адвокатов и правительственного комиссара до известных пределов гласно. Совещание судей и вынесение ими решения происходит за закрытыми дверями, а само решение обезличено, в нем не указывается позиция отдельных судей. Наконец, постановление суда публикуется, если это не запрещено законом.

Административное судопроизводство имеет характер письменного производства. Эта его особенность – наследие инквизиционного процесса, применявшегося в средние века католической церковью. Достоинство письменного производства состоит в его неспешности и продуманности. Аналогичное происходит и в суде. В устных прениях на судебном заседании стороны по делу не могут приводить новые данные, новые доказательства. Они обязаны изложить только то, что уже имеется в представленных документах. Если появляется новый документ, все начинается заново. Все это направлено на принятие не поверхностного, а продуманного решения.



Свою специфику имеют и постановления административных судов. Так, за редким исключением суд в своем решении только указывает права и обязанности каждой из сторон. Администрация же должна сама сделать вывод, найти приемлемые для себя время и способ исполнения судебного постановления. Суд не считает себя правомочным посягать на независимость администрации.

Особого внимания заслуживает обжалование превышения администрацией власти. Оно считается наиболее важным, своеобразным и самым эффективным способом контроля судов над администрацией. Французы считают, что именно в ходе работы с жалобами на превышение власти Государственный совет создал административное право.

По делам о превышении власти административные суды обладают полным юрисдикционным контролем (как и по искам о превышении власти, используют свои полномочия в максимальной степени). Иски бывают двух видов: общие (о возмещении администрацией за причиненный вред; по договорам между администрацией и частными лицами; о сносе разрушающихся, опасных для здоровья и окружающей среды сооружений или приостановке общественных работ на таких объектах) и особые (пенсионные, по выборам, налоговые, по уголовным делам).

Раздел 10. Административное право Федеративной Республики Германии (особенности административного права)

В ФРГ основой действующего права являются кодексы. В отличие от Конституции Франции Конституция ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью права на самостоятельное правотворчество и запрещает практику издания декретов-законов. Правительственные и иные подзаконные акты могут быть изданы только в рамках исполнения законов. ФРГ не знает консолидированных кодексов «нового типа», подобных тем, которые ныне широко распространены во Франции.

В ФРГ судебная практика приобретает характер источника права, когда решение какого-либо вопроса однозначно зафиксировано при разрешении ряда аналогичных дел и такое решение подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции.

Весомую роль в государственных структурах ФРГ играет Конституционный суд. Его решения – это источник права, равный закону, а толкование изданных парламентом законов обязательно для всех органов, включая и суды.

Система источников права в ФРГ отражает федеральный характер устройства страны. В составе ФРГ – девять земель, и каждая из них имеет свое законодательство. Федеральные законы приоритетны над законами земель.

Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 г. ряда государств под главенством Пруссии в Северо-Германский Союз, ставший затем, в 1871 г., Германской империей. На протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств,
городов и иных территориальных образований1. Законодательство вновь воссозданного в XIX в. общегерманского государства разрабатывалось главным образом на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии и в меньшей степени – других германских государств. Большое влияние на развитие законодательства Германской империи оказало Прусское земельное уложение 1794 г., которое охватывало многие отрасли права, баварский Уголовный кодекс 1813 г. и более ранние баварские Судебный и Гражданский кодексы 1753 и 1756 гг., саксонский Гражданский кодекс 1863 г., ганноверский Гражданский процессуальный кодекс 1850 г. и другие акты, часть из которых была результатом переработки названных и иных законов германских государств. На территории некоторых вошедших в Германскую империю государств, в свое время оккупированных наполеоновской армией, сохраняли силу введенные в тот период Гражданский кодекс Франции 1804 г. и иные кодексы. Очевидно влияние этих законов на формирование законодательства Германской империи. При подготовке проектов общегерманских законов их составители учитывали также нормы общего права, представлявшего собой сложное переплетение норм, ведущих свое происхождение от римского и канонического права и правовых обычаев древних германцев.

С образованием Северо-Германского Союза начался медленный, но последовательный процесс издания общегерманских законов, в ходе которого первоначально были приняты Торговое уложение 1866 г. и Уголовное уложение 1871 г., затем Гражданское процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г. и лишь в 1896 г. – Гражданское уложение (названные германские кодексы именуются уложениями согласно принятой в русской дореволюционной литературе терминологии).

Многие из кодексов и иных законов, принятых в этот период, продолжают действовать в ФРГ, с учетом изменений и дополнений, внесенных в них в период Германской империи, просуществовавшей до 1918 г., в период буржуазно-демократической Веймарской республики (1919–1933 гг.) и после образования в 1949 г. Федеративной Республики Германии. Сохраняют силу и некоторые из законодательных актов и изменений в законодательстве периода фашистской диктатуры в Германии (1933–1945 гг.), поскольку они не были отменены ни соответствующими постановлениями Союзного Контрольного Совета, которому принадлежала вся полнота власти в Германии в 1945–1949 гг., ни законодательными органами или органами конституционного надзора ФРГ. В общем объеме действующего законодательства ФРГ по-прежнему значительное место занимают законы и иные нормативные акты, изданные в предшествующие периоды существования общегерманского государства, правопреемником которого объявила себя Федеративная Республика (в частности, в названиях некоторых актов сохраняется термин «Имперский закон»).


В 1990 г. произошло объединение Германии путем присоединения ГДР к ФРГ. Важнейшим этапом этого процесса стал первый государственный договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, который вступил в силу с 1 июля 1990 г. Согласно этому договору, все законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось, а вместо него на территории ГДР вводились законы, действующие в ФРГ. 31 августа 1990 г. был подписан второй государственный договор – о механизме вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 г. произошло воссоединение Германии. В ходе объединительного процесса на территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы.

Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ имеет Конституция (Основной закон) ФРГ 1949 г.2 В этом документе, открывающемся краткой преамбулой и разделом об основных правах граждан, подробно регулируются вопросы взаимоотношений федерации и всех входящих в ФРГ 16 земель – субъектов федерации, а также определяется система органов власти, управления и правосудия. В сфере законодательства компетенция федерации и земель распределяется таким образом, что решающая роль в правовом регулировании принадлежит федерации, а на долю земель остается регулирование в порядке конкурирующей компетенции вопросов, относящихся к образованию и культуре, деятельности местных органов власти, управления и полиции и др. Согласно ст. 73 Конституции, федерация обладает исключительной компетенцией по важнейшим вопросам, в том числе в области внешних сношений, обороны, денежного обращения, гражданства, сотрудничества федерации и земель. В ст. 74 определена конкурирующая компетенция федерации и земель, а исключительная компетенция земель в Конституции не зафиксирована.

При толковании законов в ФРГ в отличие от многих других стран большое значение придается материалам комиссий по подготовке соответствующих актов.

Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами земель. Другие подзаконные акты играют значительно меньшую роль.

Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права. Ныне в ФРГ признается важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и, особенно, в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Обычаи, по существу, утратили роль источников права.