Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 815

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • проявлять инициативу в проведении в жизнь принятых законов (быстро разрабатывать подзаконные акты в целях детализации положений закона);

  • применить в случае необходимости принуждение, если это необходимо (например, возбуждать уголовные дела, предъявлять в суде иски, привлекать к дисциплинарной ответственности).

Под связанностью администрации законами понимается прежде всего безусловное ее подчинение не только Конституции Франции, ратифицированным ею международным договорам, но подчинение и всем другим французским законам. В отличие от США ни обычные, ни административные суды Франции не признают за собой права контроля за конституционностью законов. Только Конституционный совет, учрежденный Конституцией 1958 г. занимается вопросами конституционности.

В своей организации и деятельности администрация Франции обязана придерживаться трех основных принципов:

  • непрерывность – административные органы и учреждения должны функционировать всегда и непрерывно;

  • иерархичность – министр или другое вышестоящее по отношению к учреждению должностное лицо вправе в рамках своих полномочий отменить или изменить в установленных пределах акт подведомственного ему учреждения;

  • самостоятельность – администрация самостоятельна в отношениях с другими такими же лицами и надзор за ней может осуществляться только на основании особого акта.

Администрация обязана соблюдать права граждан в тех случаях, когда они вступают с ней в контакт. Все граждане равны перед лицом администрации, имеют равный доступ на государственную службу вне зависимости от их политических взглядов.

Иногда администрации предоставляется свобода усмотрения (дискреционная власть), т. е. право на выбор вариантов действия по своему усмотрению. Учреждение, используя дискреционные полномочия, обязано верно оценить факты по делу, правильно применить действующие правовые нормы, не допустить злоупотребления властью, т. е. использовать ее в общих, а не личных корыстных интересах (например, нельзя разрушить что-то значительное и на этом месте построить малоценное сооружение).

Административный орган может на основе закона или декрета правительства делегировать свои полномочия или право подписи другому органу, связанному с ним по роду деятельности или подчиненному ему. Передаваемые полномочия должны быть подробно описаны. Допускается делегирование только части компетенции, но не всей. Переделегирование полномочий недопустимо.


Перед принятием решения администрация обязана провести консультации с заинтересованными лицами и организациями. Для этого создаются специальные совещательные органы (комиссии, советы, комитеты), которые комплектуются не из состава служащих учреждения.

Вплоть до недавнего времени администрация в большинстве случаев не была обязана мотивировать свои решения. Законом 1979 г. было значительно увеличено число случаев обязательного обоснования административных решений.

Административное право предусматривает особые средства защиты от незаконных действий и незаконных актов администрации. Незаконными являются акты, принятые неполномочным органом или в незаконном порядке, либо акты, содержащие ошибочные мотивировки. Признание административного акта незаконным является основанием для привлечения служащего к ответственности: уголовной, материальной или дисциплинарной. При этом администрация, как правило, обязана возместить причиненный ущерб.

Первоначально государство не отвечало за свои действия. В дореволюционной Франции говорили: «Король не может злоумышлять». Король мог пожаловать возмещение, но это не было его обязанностью. В самом конце XVIII в. был принят закон, который ввел систему частичной и уменьшенной ответственности государства за ущерб, причиненный общественными работами и сооружениями. Он действовал около ста лет, затем в 1905 г. решением Государственного совета по делу Томасо Греко ответственность администрации была значительно расширена и распространена даже на действия полиции. Государство постепенно признало себя ответственным также и за судебные ошибки.

Для обращения к администрации с требованием о компенсации ущерба установлен четырехлетний срок давности. В случае отказа администрации потерпевший не всегда решается подать иск в административный суд, поскольку для этого почти в каждом случае необходимо нанимать адвоката (при рассмотрении дела в Государственном совете – обязательно), а расходы на адвоката очень значительны.

Тема 31. Судебная система Франции

31.1. Понятие и структура судебной системы Франции.

31.2. Принципы организации судебного контроля.

31.3. Принципы административно-судебной процедуры во Франции.

31.1. Понятие и структура судебной системы Франции

Осуществление судебной власти во Франции имеет свои особенности: решение принимается одним судьей или коллегиально несколькими судьями: судебное присутствие состоит из судей – профессионалов (за исключением специального звена – судов присяжных, а также при рассмотрении мелких гражданских споров медиаторами на общественных началах): правосудие бесплатно по гражданским и административным делам (расходы по уголовным делам несет осужденный): двойное рассмотрение дела с неограниченной возможностью обжалования. Во Франции, как и во многих других странах, создаются специальные судебные округа, не совпадающие с административно-территориальным делением.



Во Франции существуют четыре различные ветви осуществления правосудия:

  • общественные суды – рассмотривают мелкие споры. Процесс осуществляется непрофессиональными судьями – медиаторами (посредниками); в основном это отставные судьи, чиновники, знакомые с юриспруденцией. Они назначаются местными советами – муниципалитетами, в стране их около тысячи человек;

  • общие суды – рассматривают уголовные и гражданские дела;

  • специальные суды – рассматривают дела несовершеннолетних, военнослужащих и др.;

  • административные суды.

Основную роль в системе правосудия играют общие суды. Низшая ступень в их системе – трибуналы малой инстанции. Они создаются в главном городе департамента (если департамент относительно небольшой), в центральном городе судебного округа или кантоне. В составе трибунала несколько судей, но дело рассматривает один судья единолично. В трибунале рассматриваются сравнительно небольшие гражданские дела – с ценой иска до 3  тыс. евро (по мелким делам до 950 евро – обжалование вообще не допускается).

В каждом департаменте или судебном округе, объединяющем несколько мелких департаментов, создается трибунал большой инстанции (в крупном департаменте их несколько). Он имеет палаты по уголовным и гражданским делам, которые заседают в составе трех судей, некоторые дела рассматривает судья единолично.

Если осуществляется уголовное судопроизводство, судебное присутствие называется исправительным судом. При трибунале большой инстанции действует несколько следственных судей (следователей). Лишь по мелким преступлениям следствие проводит полиция.

Высшее звено – апелляционные суды (их 34). Судебный округ апелляционного суда охватывает в среднем 3–4 департамента. В составе апелляционного суда множество палат – по гражданским, уголовным, социальным делам, обвинительная палата по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и т. д. Суд рассматривает дела коллегиально, в составе нескольких судей. Суды присяжных, в том числе особые суды присяжных по делам несовершеннолетних и суды присяжных для военнослужащих, являются особым звеном в системе общих судов. Они создаются в каждом департаменте и рассматривают только уголовные дела. Судебное присутствие состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных (народных) заседателей, подбираемых путем жеребьевки из списка избирателей (отказ от выполнения этой обязанности карается штрафом).


Специальные суды – это суды по торговым делам (избираются коммерсантами), советы по трудовым соглашениям (избираются предпринимателями и работниками на паритетных началах), суды по арендным делам (избираются сторонами на паритетной основе).

Возглавляет судебную систему Кассационный суд, в состав которого входит несколько палат, рассматривающих кассационные жалобы на нарушение закона в судебном процессе. Решения палат могут быть обжалованы в пленарном заседании суда.

Систему судов административной юстиции возглавляет Государственный совет. Есть административные суды первой инстанции (их 25) и апелляционные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет.

Административные суды (трибуналы) Франции совершенно самостоятельны и не подчиняются никаким органам в системе общих судов. Они выступают также в роли советников администрации. В административные суды ежегодно поступают десятки тысяч жалоб (как малозначительных – о пенсиях, возмещении ущерба и т. д., так и крупных политических дел). Суды проверяют законность административных актов – от рядовых муниципальных до ордонансов президента. Судебные акции касаются всех сфер жизни общества: политической – выборы; экономической – военная экономика, хозяйственное руководство и планирование, строительство; социальной – общественная безопасность, профессиональные корпорации, благоустройство городов и т. д.

Начало административной юстиции положено Наполеоном, учредившим в 1799 г. Государственный совет. В следующем году были созданы советы префектур. До 1872 г. решения советов были для администрации не обязательны, но за редким исключением ею исполнялись. Законом 1872 г. советам были переданы судебные полномочия – право выносить судебные постановления. В своих решениях новые суды сформулировали множество норм административного права, которые впоследствии были закреплены в законах и других правовых актах.

Специализация судей в вопросах управления помогает им глубже проникать в суть рассматриваемых дел, принимать квалифицированные решения. Практикуемая во Франции ротация служащих администрации и судей содействует укреплению взаимопонимания и доверия между ними. Администрация больше доверяет административному суду, чем общему, так как первый лучше разбирается в работе учреждения.

31.2. Принципы организации судебного контроля

Поскольку во Франции существуют суды двух видов (общие и административные) и в отдельных случаях общие суды контролируют администрацию, нередко возникает вопрос, куда обращаться с иском – в общий суд или административный.


Разграничение подсудности между общими и административными судами – одна из самых сложных проблем в административном праве Франции. Специально для решения вопросов подсудности в 1848 г. был учрежден Суд по спорам о подсудности. В его состав входят четыре члена Государственного совета и четыре члена Кассационного суда. В заседаниях участвуют также правительственные комиссары, которые поддерживают обвинение (два – от Государственного совета и два – от Кассационного суда). Председательствовать в Суде по спорам и подсудности должен министр юстиции, но его обычно заменяет вице-председатель суда. При разделении в суде голосов поровну, проводится новое заседание под председательством министра.

К административным судам относятся низовые суды (региональные и специализированные), апелляционный и Государственный совет.

В отличие от специализированных судов региональные считаются общими административными. На низовом уровне они рассматривают все те споры, которыми не занимаются специализированные суды. Всего имеется 31 региональный административный суд, в состав которого входит 320 судей – председателей и советников. Крупнейший и важнейший из них расположен в Париже. Парижский суд состоит из 50 судей и разделен на несколько отделов. Суд имеется также в Версале. Власть версальского суда распространяется на значительную часть пригородов и окрестностей Парижа. Еще 24 суда расположены в остальной части метрополии, а пять – в заморских регионах. На заморских территориях административные суды (всего их три) называются советами административной юстиции.

К специализированным административным судам относятся:

  • Счетная палата – самый старый, важный и значительный. В 1982 г. в регионах были утверждены региональные счетные палаты, подчиненные столичной;

  • дисциплинарные суды – как внутри административной системы (например, для преподавателей публичных учебных заведений), так и за ее пределами (для архитекторов, врачей и других лиц свободных профессий);

  • суды по вопросам социального обеспечения – занимаются пенсиями и другими пособиями.

Специализированные суды создаются, во-первых, в интересах использования выгод узкой специализации служащих администрации (как в случае со Счетной палатой) и, во-вторых, в целях привлечения представителей общественности (пенсионеров, преподавателей, врачей и т. д.) к участию в них.

Постановление региональных судов могут быть обжалованы в апелляционные суды