Файл: Бухгалтерский учет с нуля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 851

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ.

Кассовые операции.

Кассовые документы.

Примеры кассовых операций.

Ответственность кассира и организации.

Денежные операции в розничной торговле.

Контрольно-кассовые машины.

ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ.

Виды финансовых вложений.

Отражение финансовых вложений в бухгалтерском учете.

Часть 3. ЦЕННОСТИ.

МАТЕРИАЛЫ.

Классификация материалов.

Документарное оформление поступления материалов.

Документарное оформление передачи материалов.

Документарное оформление расхода материалов.

Бухгалтерский учет поступления материалов.

Методы оценки сырья и материалов.

Дополнительные бухгалтерские счета для учета материалов.

ПРОИЗВОДСТВО.

Процесс производства и его документарное оформление.

Затраты на производство.

ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ.

Документы для учета готовой продукции.

Бухгалтерский учет готовой продукции.

Отражение себестоимости готовой продукции в отчете о прибылях и убытках.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА.

Классификация основных средств.

Аналитический учет основных средств.

Документы для учета основных средств.

Бухгалтерский учет основных средств.

Амортизация основных средств.

Способы начисления амортизации.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ.

Классификация нематериальных активов.

Бухгалтерский учет нематериальных активов.

Амортизация нематериальных активов.

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Строительство.

Сельское хозяйство.

Оказание услуг.

Часть 4. РАСЧЕТЫ.

РАСЧЕТЫ С РАБОТНИКАМИ.

Оплата труда.

Отпуска.

Пособия по временной нетрудоспособности.

Налог на доходы физических лиц.

Другие удержания из заработной платы.

Документы по учету заработной платы.

Страховые взносы.

Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда.

Компьютеризация расчетов по оплате труда.

Расчеты с подотчетными лицами.

НАЛОГИ.

Принципы налогообложения.

Классификация налогов по уровням государственного бюджета.

Специальные налоговые режимы.

Прямые и косвенные налоги.

Представление налоговых деклараций.

Налоговые проверки.

Налог на прибыль организаций.

Налог на добавленную стоимость.

Налог на имущество организаций.

Транспортный налог.

Акциз.

Таможенная пошлина.

РАСЧЕТЫ С ДЕЛОВЫМИ ПАРТНЕРАМИ.

Поставщики, подрядчики, покупатели и заказчики.

Кредиты.

КАПИТАЛ.

Уставный капитал.

Добавочный капитал.

Резервный капитал.

Нераспределенная прибыль и непокрытый убыток.



А из-за ошибки оформления платежного поручения, допущенной бухгалтером, платеж может уйти не туда, куда нужно. Заметим, что российское законодательство обязывает получателя ошибочно отправленного платежа вернуть его обратно, но для организации это означает лишние хлопоты и лишний риск.

Естественно, что в договоре между банком и организацией о переходе на электронный способ общения оговаривается, что организация принимает на себя часть риска, связанную с возможными ошибками ее работников.

Другие способы безналичных платежей.

Подавляющая часть безналичных платежей осуществляется с использованием платежных поручений, которые были рассмотрены в предыдущей главе. Однако в отдельных случаях применяются другие способы расчетов:

• платежными требованиями;

• инкассовыми поручениями;

• аккредитивами;

• чеками.

Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями объединяются понятием расчеты по инкассо. Эти расчеты представляют собой банковскую операцию перечисления безналичных денег по инициативе их получателя, который в этой ситуации может быть взыскателем.

Рассмотрим эти способы.

Расчеты платежными требованиями.

Расчеты платежными требованиями – наиболее общий способ расчетов по инкассо.

Бланк платежного требования очень похож на бланк платежного поручения, рассмотренный в предыдущей главе. Самое заметное различие этих бланков заключается в их названиях. Кроме того, бланк платежного требования имеет ряд дополнительных полей, например:

• условие оплаты;

• срок для акцепта.

В поле условие оплаты может быть проставлен один из двух вариантов: с акцептом и без акцепта.

На банковском языке акцепт означает согласие. Соответственно условие оплаты платежного требования с акцептом означает, что после того, как банк плательщика получит такое платежное требование, банк должен будет информировать об этом плательщика. Плательщик может подтвердить свое согласие на отправку платежа, другими словами, акцептовать платежное требование или не согласиться с платежным требованием – отказаться от акцепта. При этом банк плательщика не будет вникать в причину отказа от акцепта: это проблемы взаимоотношения деловых партнеров.

На принятие решения об акцепте платежного требования или об отказе от акцепта дается срок, который может быть прямо указан в платежном требовании. Срок для акцепта измеряется в рабочих днях, он проставляется в поле срок для акцепта. Но срок для акцепта платежного требования может быть не указан, тогда за него принимается минимально возможный срок – пять рабочих дней.


Если в течение срока для акцепта плательщик решение не принял, то банк считает платежное поручение акцептованным и выполняет платеж, естественно, при условии, что на расчетном счете плательщика достаточно денег.

Отказ от акцепта плательщик оформляет документом утвержденной формы, который называется заявлением об отказе от акцепта. Этот документ плательщик должен передать в банк. Для досрочного акцептования платежного требования он представляет в банк заявление об этом в произвольной форме.

Платежи на основании платежных требований без акцепта возможны в случаях, предусмотренных законодательством. Например, в соответствии с действующим законодательством без акцепта оплачиваются платежные требования, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и услуги связи.

Кроме того, платежи на основании платежных требований без акцепта возможны и во взаимоотношениях с деловыми партнерами при условии, что в договоре банковского счета будет прямо оговорена возможность безакцептного списания денежных средств со счета. При этом организация – владелец счета должна представить в банк перечень своих деловых партнеров, которым она считает возможным перечислять деньги без акцепта. Другими словами, организация представляет «глобальный» акцепт на все платежные требования конкретных деловых партнеров вместо того, чтобы представлять акцепт на каждое платежное требование.

Оплату по платежному поручению без акцепта можно сравнить в расчетом покупателя в магазине за товар именно той денежной суммой, которая ему нужна. А при оплате по платежному требованию без акцепта покупатель предлагает продавцу взять из его кошелька столько денег, сколько стоит товар. Такой способ расчета рискован. Поэтому он возможен только с деловыми партнерами, с которыми налажены устойчивые и долговременные взаимоотношения. Платежные требования без акцепта и с акцептом отчасти упрощают документооборот между партнерами. При использовании платежных поручений требуется, чтобы плательщик сначала получил материальный документ с расчетом стоимости товаров или оказанных услуг (это может быть счет, накладная, акт приемки-сдачи и т. д.), и на его основании плательщик выпишет платежное поручение. А при расчетах платежными требованиями можно обойтись без материального документа.



Расчеты инкассовыми поручениями.

Расчеты инкассовыми поручениями – это более жесткий вариант расчетов по инкассо.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого денежные средства списываются со счета плательщика в бесспорном порядке.

Этот способ расчета применяется, если бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством для взыскания денежных средств государственными органами по исполнительным документам на основании судебных решений.

Кроме того, инкассовые поручения допускается использовать во взаимоотношениях организации с ее деловыми партнерами, если в договоре банковского счета оговаривается возможность безакцептного списания денежных средств со счета.

Инкассовое поручение – это, по сути, платежное требование без акцепта. Бланк инкассового поручения почти идентичен бланку платежного требования: в инкассовом поручении за ненадобностью исключены поля условие оплаты и срок для акцепта.

Расчеты аккредитивами.

Расчеты аккредитивами – это способ безналичных расчетов между организациями, суть которого состоит в следующем. Банк плательщика дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, заплатить оговоренную денежную сумму в оговоренный срок при выполнении условий, предусмотренных в аккредитиве плательщика.

Бланк аккредитива внешне очень похож на бланк платежного поручения, который был представлен выше.

Аккредитив удобно использовать в ситуациях, когда идет речь о больших платежах, но деловые партнеры не очень доверяют друг другу.

В деловых взаимоотношениях момент оплаты, как правило, не совпадает с моментом получения товара или услуги, т. е. того, что оплачивается. Из-за этого возникают риски.

Если раньше будут заплачены деньги, то плательщик рискует потерять их и не получить товар или услугу. Если раньше будет передан товар или предоставлена услуга, то получатель рискует не получить причитающиеся ему за это деньги. Чтобы разрешить это противоречие, получатель и плательщик привлекают двух посредников – банк получателя и банк плательщика. А аккредитив становится документом, которым оформляются взаимоотношения между плательщиком и получателем через посредничество двух банков. Несмотря на то что банки иногда разоряются, можно смело утверждать, что средний российский банк гораздо надежнее средней российской организации. Это объясняется не тем, что в банках работают какие-то особенные люди, а принципами организации банковской системы.


Поэтому в ситуации сложных взаимоотношений между организациями им имеет смысл довериться посредничеству более надежных банков. Само слово «аккредитив» происходит от латинского слова ассгеdifivus – доверительный.

В соответствии с аккредитивом определенная денежная сумма перечисляется с расчетного счета плательщика, открытого в его банке, в банк получателя. Но на расчетный счет получателя платежа эта сумма не перечисляется.

В аккредитиве оговариваются условия, при которых деньги могут быть зачислены на расчетный счет получателя. Например, получатель должен представить в свой банк оформленную определенным образом накладную или акт приемки-сдачи, подтверждающие, что товары получены плательщиком или услуги ему оказаны и претензий у плательщика нет.

Аккредитив имеет срок действия. Если в течение срока его действия условия аккредитива не будут выполнены, то банк получателя вернет деньги в банк плательщика и банк плательщика зачислит эти деньги обратно на расчетный счет плательщика.

Допускается частичная оплата по аккредитиву. Аккредитивы бывают отзывными и безотзывными. Отзывный аккредитив может быть отозван плательщиком из банка получателя в любой момент до истечения срока его действия без объяснения причин. А безотзывный аккредитив плательщик сможет получить обратно только по истечении срока действия аккредитива.

По условиям оплаты аккредитивы могут быть с акцептом или без акцепта. Условие оплаты с акцептом предусматривает следующее: для того чтобы деньги были зачислены на расчетный счет получателя, в дополнение к выполнению условий аккредитива потребуется акцепт плательщика или акцепт лица, уполномоченного плательщиком.

Безотзывный аккредитив может иметь дополнительное положительное свойство: он может быть подтвержденным. Подтверждает аккредитив банк получателя.

Самый логичный вариант аккредитива – это аккредитив безотзывный, подтвержденный и без акцепта. Именно этот вариант аккредитива в чистом виде выражает саму его идею: деловые партнеры исключают все риски, связанные с их возможной взаимной недобросовестностью, передавая окончательное выполнение платежа педантичному нейтральному посреднику.


Есть еще одна разновидность аккредитивов, несущественная для получателя, но важная для плательщика: аккредитивы могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытый аккредитив для плательщика означает, что с его расчетного счета сразу же снимается соответствующая денежная сумма. Непокрытый аккредитив означает, что платежи по аккредитиву берется обеспечить банк плательщика, а денежная сумма будет снята банком с расчетного счета плательщика только после исполнения аккредитива. То есть банк оказывает плательщику некоторую услугу, предоставляя ему денежный кредит на срок действия аккредитива. Подобные услуги банки оказывают, естественно, не бесплатно.

Расчеты чеками.

Расчеты чеками – это наиболее оперативный способ безналичных платежей между организациями.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодатель – это организация, имеющая денежные средства в банке и выдавшая чек, чекодержатель – это организация, которой выдан чек.

Для расчетов между организациями используется конкретная разновидность чеков – чеки из лимитированных чековых книжек.

Лимитированные чековые книжки представляют собой комплекты бланков строгой отчетности. Организация может получить лимитированную книжку в своем банке на основании заявления, в котором указывается лимит денежных средств, в пределах которого можно будет производить расчеты с использованием чековой книжки. Банк выдает организации чековую книжку и депонирует определенную денежную сумму на ее расчетном счете.

Депонирование на бухгалтерском языке может означать хранение или блокирование. В данном случае депонирование денежной суммы означает, что она блокируется с целью обеспечения платежей по чекам из лимитированной чековой книжки, причем организация не имеет возможности использовать эту сумму для любых других целей.

Внешне лимитированная чековая книжка напоминает чековую книжку для получения наличных денег, рассмотренную выше. Каждый лист лимитированной чековой книжки состоит из собственно чека и корешка чека. При заполнении чека обязательно указывается, какой организации, в уплату по какому материальному документу должна быть перечислена сумма по чеку. Эта информация дублируется в корешке чека.

После заполнения чека и его корешка чек отрывается от чековой книжки и выдается организации-продавцу одновременно с отпуском товара или предоставлением услуг.