Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика выявления оценки уровня познавательной активности младших школьников по А.Ф. Авдюшиной
Уровень познавательной активности младших школьников определялся по оценочной шкале путем подсчета баллов выбранных вариантов ответов.
Данная методика проводится фронтально - с группой учащихся. После раздачи бланков младшим школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем экспериментатор должен ответить на все задаваемые школьниками вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции прим. 10-15 мин. Методика состоит из 19 вопросов, оценочной шкалы и критериев, с помощью которых можно обосновать уровень познавательной активности каждого ученика индивидуально.
Критерии определения уровней познавательной активности представлены в таблице.
Таблица
Критерии определения уровней познавательной активности
Высокий уровень - творческий. |
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. |
Средний уровень - интерпретирующая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. |
Низкий уровень - воспроизводящая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» |
Интерпретация результатов:
Оценочная шкала:
Высокий уровень - от 46 баллов и выше
Средний уровень - от 31 до 45 баллов
Низкий уровень - от 30 баллов и ниже
Высокий уровень - творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Средний уровень - интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Низкий уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?».
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ф.И.О._________________________
№ | Суждение | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
1. | Умею получать вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения. | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Умею моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Умею выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Обобщаю «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Привожу знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Рассматриваю один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Содержательно высказываю свою мысль, идею. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Легко генерирую идеи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Имею большой словарный запас слов. Обладаю культурой речи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | В ходе работы пытаюсья получить пробные выводы и варианты решения. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Могу охватить большой объем информации владею умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | Владею умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | Предпринимаю в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения я не испытываю трудности. | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Вижу пути совершенствования. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Могу проявить собственное отношение к фактам. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Не испытываю трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую. | 1 | 2 | 3 | 4 |
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
№ | Ф.И.О ученика | Номер утверждения и варианты ответов | Количество баллов, суммарное по всем ответам | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | | |||
1 | Элина Б.И. | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 61 | |
2 | Ярослав Б.А | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 46 | |
3 | Кирилл В.Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 36 | |
4 | Ксения В.В. | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 45 | |
5 | Злата В.М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 41 | |
6 | Дарья В.В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 42 | |
7 | Артем Г.А. | 1 | 4 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 48 | |
8 | Владимир Г.В. | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 39 | |
9 | Алексей Д.И. | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 44 | |
10 | Варвара Д.Р. | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 1 | 2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 1 | 4 | 4 | 59 | |
11 | Злата З.О. | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 59 | |
12 | Юлия Л.В. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 31 | |
13 | Дмитрий Н.И. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 46 | |
14 | Арсений О.М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 31 | |
15 | София О.Р. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 43 | |
16 | Анна П.А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 25 | |
17 | София П.П. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 36 | |
18 | Елизавета П.М. | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 64 | |
19 | Аделина П.Н. | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 61 | |
20 | Вера Р.В. | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 41 | |
21 | Таисия С.М. | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 40 | |
22 | Сергей Т.В. | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 4 | 4 | 59 | |
23 | Даниил Ф.В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 60 | |
24 | Ярослав Х.Д. | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 4 | 42 |