Файл: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ положений программы показывает, что среди целей программы определены:
1)повышение эффективности мер социальной поддержки граждан за счет усиления адресного оказания социальной помощи;
2) повышение качества и доступности предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию.
Положения данной программы включают различные виды социальной поддержки, с учетом особенностей контингента получателей услуг. Их осуществление предусмотрено в самых разнообразных формах, в числе которых организация отдыха и оздоровления детей; предоставление социальных услуг (в том числе социально-оздоровительных услуг) гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий, безнадзорным и беспризорным детям.Данная государственная программа на период с 2020 по 2022 годы включает 6 подпрограмм, реализация мероприятий которых, в комплексе, призвана обеспечить достижение целей и решение программных задач. В число подпрограмм, данной государственной программы Красноярского края, включены: «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности», «Социальная поддержка семей, имеющих детей», «Доступная среда», «Повышение социальной защищенности и уровня жизни граждан, проживающих в территориях с особым статусом», «Повышение качества и доступности социальных услуг», «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов».При этом, в рамках подпрограммы «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности», предусматривается приоритетное финансирование таких видов социальной помощи населению, направленных на повышение уровня их жизни, как социальная поддержка граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и не уделяется должного внимания финансированию социально-оздоровительных услуг для граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, лиц без определенного места жительства и занятий, безнадзорных и беспризорных детей.
Положения подпрограммы «Социальная поддержка семей, имеющих детей», исследуемой государственной программы Красноярского края,включают возможности получения государственной помощи в натуральной форме - путем организации отдыха и оздоровления детей. При этом в рамках Паспорта программы предусмотрены только общие суммарные затраты на реализацию каждой подпрограммы, без представления объемов финансирования по конкретному виду социальной помощи. По нашему мнению, такая система планирования может способствовать тому, что такой вид социальной помощи, как «организации отдыха и оздоровления детей» может не получить достаточного финансирования. Также необходимо отметить, что используемый подход к разработке государственных программ Красноярского края, в сфере развития системы социальной поддержки граждан, затрудняет контроль со стороны общественности за расходованием предусмотренных бюджетных средств и объективностью используемой системы приоритетов в выборе групп получателей.
В рамках выпускной квалификационной работы нами выполнен анализ объемов финансирования государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (с изменениями на 31.03. 2020 года). А также отчетов по её реализации за 3 последних года, с 2017г. по 2019г. Данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Финансирование мероприятий государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» на 2017-2019 гг., тыс.руб.
Данные об объемах финансирования представлены в диаграмме на рис 1.
Рисунок 1 - Источники финансирования государственной программыКрасноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», тыс.руб.
Из данных диаграммы видно, что ежегодно количество средств, выделяемых из федерального бюджета, на реализацию данной программы уменьшается. И в совокупности объем средств, предусмотренных на решение задач программы, ежегодно уменьшается.
Особенно значительное изменение произошло в 2019 году – общее снижение объемов финансирования сократилось на 38,1%, по сравнению с 2018 годом.
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы нами были проанализированы отчеты исполнителя государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» - министерства социальной политики Красноярского края, в отношении двух услуг «Организация отдыха детей и молодежи» и «Организация санаторно-курортного лечения».
Полученные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4– Показатели исполнения мероприятий по предоставлению услуги «Организация отдыха детей и молодежи», в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан»
Из анализа данных таблицы можно сделать вывод, о том, что количество детей, ежегодно получающих возможность отдохнуть за счет бюджетных средств, предусмотренных данной государственной программой, не меняется как минимум на протяжении 3-х последних лет.
А сумма средств, выделяемых на каждого ребенка, немного увеличивается, в среднем на показатель инфляции, и во многом, отражающий рост стоимости продуктов питания.
При этом нужно отметить, что даже сохранение количества детей, которым была предоставлена социальная помощь, в исследуемый период, путем организации отдыха, является важным показателем системы приоритетов, реализуемых в данной государственной программе, так как каждый год происходило уменьшение общих объемов ее финансирования.
Анализ данных, представленных в отчетах по реализации государственной программы, позволил нам, составить следующие диаграммы, представленные на рисунках 2 и 3.
В выпускной квалификационной работе также выполнено изучение социальной услуги, которая представляет интерес в контексте изучаемой темы – это государственная услуга «Организация санаторно-курортного лечения», предоставление которой также предусмотрено государственной программойКрасноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».
Рисунок 2 – Сумма средств, выделяемых на организацию отдыха детей и молодежи в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», в расчете на 1 человека, рублей
В выпускной квалификационной работе также выполнено изучениесоциальной услуги, которая представляет интерес в контексте изучаемой темы –этогосударственная услуга «Организация санаторно-курортного лечения», предоставление которой также предусмотрено государственной программой Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан». Полученные данные об объемах финансирования мероприятий, в рамках представления данной услуги, за 2017-2019гг. приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Показатели исполнения мероприятий по предоставлению услуги «Организация санаторно-курортного лечения», в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан»
Здесь важно отметить, в отчете использован специальный показатель -количество койко-дней, а не на количество граждан-получателей данной услуги. Аналогичный расчет стоимость услуг используется в санаториях, исходя из количества койко-дней. Важно также отметить, что количество финансируемых койко-дней, в исследуемом периоде увеличивается, при этом сумма средств выделяемых на один койко-день практически не изменилась в 2018 году и в 2019 году, в то время как в 2018 году, в сравнении с 2017 годом, сумма увеличилась почти на 400 рублей.
Построим диаграмму отражающую динамику объемов финансирования организации санаторно-курортного лечения по исследуемой государственной программе. Полученные данные представлены графически на рисунке 3.
Рисунок 3– Сумма средств, выделяемых из бюджета на организацию санаторно-курортного лечения, в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», в расчете на 1 койко-день
Решение задачи обеспечения гражданам высокого уровня качества жизни,впроводимой в Российской Федерации государственной социальной политике,представлено мероприятиями, реализуемыми в Красноярском крае, через несколько государственных программ. В их числе и программа «Развитие культуры и туризма», принятойна 2014 - 2030 гг. Анализ положений программы показывает, что целью программы является: создание условий для реализации стратегической роли культуры как фактора формирования духовно-нравственной, творческой, гармонично развитой личности, консолидации общества, а также развитие туризма на территории Красноярского края. В рамках данной государственной программы предусмотрено решение следующих задач:
1. Сохранение исторического и культурного наследия Красноярского края как основы культурной и гражданской идентичности, фактора укрепления национального единства;
2. Обеспечение доступа населения Красноярского края к информации, культурным ценностям и участию в культурной жизни, создание условий для реализации творческого потенциала населения Красноярского края;
3. Создание условий для устойчивого развития культуры и туризма в Красноярском крае;
4. Развитие конкурентоспособного регионального туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Для реализации данных задач в составе государственной программы выделено 5 подпрограмм: «Сохранение культурного наследия»; «Развитие архивного дела»; «Поддержка искусства и народного творчества»; «Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия», «Развитие внутреннего и въездного туризма». Утверждена данная программа Постановлением правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 511-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» (с изменениями на 31 марта 2020 года).
Реализация данной государственной программы также позволит расширить доступ населения к социально-оздоровительным услугам, а целенаправленные и эффективные действия по развитию сферы туризма будут способствовать повышению качества и доступности услуг в сфере туризма, конкурентоспособности туристической отрасли Красноярского края.Поставленные в программе задачи в сфере предоставления населению услуг социально-оздоровительного характера, решаются в рамках подпрограммы «Развитие внутреннего и въездного туризма».
Мероприятия данной подпрограммы направлены на формирование нового понимания культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия. Такой подход расширяет перспективы культурного туризма, как ресурса регионального развития, его влияние на социальную и культурную сферу, экологию, экономическую деятельность, межрегиональные и международные отношения. Это связано с тем, что в современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка.Экспертные оценки показывают, что ежегодно Красноярский край посещают около 500 тысяч человек с различными целями (деловыми, туристскими, оздоровительными).
Задачи данной подпрограммы на 2015-2030 годы включают: развитие туристско-рекреационного комплекса Красноярского края; повышение качества туристских услуг, оказываемых на территории Красноярского края; продвижение туристского продукта Красноярского края на мировом и внутреннем туристских рынках, информационное обеспечение туризма Красноярского края; создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий.
Анализ положений данной программы показал, что финансирование мероприятий, в рамках подпрограммы «Развитие внутреннего и въездного туризма», включает предоставление субсидий субъектам туристской деятельности Красноярского края на формирование и реализацию туристского продукта в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края.
А также предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на организацию туристско-рекреационных зон на территории Красноярского края. В рамках данного направления предусмотрена организация санитарных узлов, в том числе адаптированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья, маломобильных групп населения, а также обустройство автомобильных стоянок в местах туристского интереса, в том числе для автобусов туристского класса;организацию зданий (сооружений) для обслуживающего территорию персонала, в том числе медицинских работников, спасателей, охраны;формирование доступной среды на объектах туристического показа для лиц с ограниченными возможностями здоровья, маломобильных групп населения и людей пожилого возраста;приобретение автотранспорта для обеспечения туристского и экскурсионного потока и (или) обслуживания туристско-рекреационной зоны.
1)повышение эффективности мер социальной поддержки граждан за счет усиления адресного оказания социальной помощи;
2) повышение качества и доступности предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию.
Положения данной программы включают различные виды социальной поддержки, с учетом особенностей контингента получателей услуг. Их осуществление предусмотрено в самых разнообразных формах, в числе которых организация отдыха и оздоровления детей; предоставление социальных услуг (в том числе социально-оздоровительных услуг) гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий, безнадзорным и беспризорным детям.Данная государственная программа на период с 2020 по 2022 годы включает 6 подпрограмм, реализация мероприятий которых, в комплексе, призвана обеспечить достижение целей и решение программных задач. В число подпрограмм, данной государственной программы Красноярского края, включены: «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности», «Социальная поддержка семей, имеющих детей», «Доступная среда», «Повышение социальной защищенности и уровня жизни граждан, проживающих в территориях с особым статусом», «Повышение качества и доступности социальных услуг», «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов».При этом, в рамках подпрограммы «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности», предусматривается приоритетное финансирование таких видов социальной помощи населению, направленных на повышение уровня их жизни, как социальная поддержка граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и не уделяется должного внимания финансированию социально-оздоровительных услуг для граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, лиц без определенного места жительства и занятий, безнадзорных и беспризорных детей.
Положения подпрограммы «Социальная поддержка семей, имеющих детей», исследуемой государственной программы Красноярского края,включают возможности получения государственной помощи в натуральной форме - путем организации отдыха и оздоровления детей. При этом в рамках Паспорта программы предусмотрены только общие суммарные затраты на реализацию каждой подпрограммы, без представления объемов финансирования по конкретному виду социальной помощи. По нашему мнению, такая система планирования может способствовать тому, что такой вид социальной помощи, как «организации отдыха и оздоровления детей» может не получить достаточного финансирования. Также необходимо отметить, что используемый подход к разработке государственных программ Красноярского края, в сфере развития системы социальной поддержки граждан, затрудняет контроль со стороны общественности за расходованием предусмотренных бюджетных средств и объективностью используемой системы приоритетов в выборе групп получателей.
В рамках выпускной квалификационной работы нами выполнен анализ объемов финансирования государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (с изменениями на 31.03. 2020 года). А также отчетов по её реализации за 3 последних года, с 2017г. по 2019г. Данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Финансирование мероприятий государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» на 2017-2019 гг., тыс.руб.
Период | Объем финансирования государственной программы | Средства, поступившие из федерального бюджета | Средства краевого бюджета |
2017 год | 15423220,2 | 7796743,7 | 7626476,5 |
2018 год | 15184975,9 | 3052282,9 | 12132693,0 |
2019 год | 9412346,4 | 324785,8 | 9087560,6 |
Данные об объемах финансирования представлены в диаграмме на рис 1.
Рисунок 1 - Источники финансирования государственной программыКрасноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», тыс.руб.
Из данных диаграммы видно, что ежегодно количество средств, выделяемых из федерального бюджета, на реализацию данной программы уменьшается. И в совокупности объем средств, предусмотренных на решение задач программы, ежегодно уменьшается.
Особенно значительное изменение произошло в 2019 году – общее снижение объемов финансирования сократилось на 38,1%, по сравнению с 2018 годом.
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы нами были проанализированы отчеты исполнителя государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» - министерства социальной политики Красноярского края, в отношении двух услуг «Организация отдыха детей и молодежи» и «Организация санаторно-курортного лечения».
Полученные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4– Показатели исполнения мероприятий по предоставлению услуги «Организация отдыха детей и молодежи», в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан»
Показатель | 2019 год | 2018 год | 2017 год |
Расходы краевого бюджета на оказание (выполнение) государственной услуги (работы), тыс. руб. | 101 763,0 | 89 837,2 | 85 036,3 |
Количество человек | 4605 | 4605 | 4605 |
Из анализа данных таблицы можно сделать вывод, о том, что количество детей, ежегодно получающих возможность отдохнуть за счет бюджетных средств, предусмотренных данной государственной программой, не меняется как минимум на протяжении 3-х последних лет.
А сумма средств, выделяемых на каждого ребенка, немного увеличивается, в среднем на показатель инфляции, и во многом, отражающий рост стоимости продуктов питания.
При этом нужно отметить, что даже сохранение количества детей, которым была предоставлена социальная помощь, в исследуемый период, путем организации отдыха, является важным показателем системы приоритетов, реализуемых в данной государственной программе, так как каждый год происходило уменьшение общих объемов ее финансирования.
Анализ данных, представленных в отчетах по реализации государственной программы, позволил нам, составить следующие диаграммы, представленные на рисунках 2 и 3.
В выпускной квалификационной работе также выполнено изучение социальной услуги, которая представляет интерес в контексте изучаемой темы – это государственная услуга «Организация санаторно-курортного лечения», предоставление которой также предусмотрено государственной программойКрасноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».
Рисунок 2 – Сумма средств, выделяемых на организацию отдыха детей и молодежи в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», в расчете на 1 человека, рублей
В выпускной квалификационной работе также выполнено изучениесоциальной услуги, которая представляет интерес в контексте изучаемой темы –этогосударственная услуга «Организация санаторно-курортного лечения», предоставление которой также предусмотрено государственной программой Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан». Полученные данные об объемах финансирования мероприятий, в рамках представления данной услуги, за 2017-2019гг. приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Показатели исполнения мероприятий по предоставлению услуги «Организация санаторно-курортного лечения», в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан»
Показатель | 2019 год | 2018 год | 2017 год |
Расходы краевого бюджета на оказание (выполнение) государственной услуги (работы), тыс. руб. | 462 249,2 | 444 596,3 | 368 240,7 |
Количество койко-дней | 221 828 | 216 448 | 217 022 |
Здесь важно отметить, в отчете использован специальный показатель -количество койко-дней, а не на количество граждан-получателей данной услуги. Аналогичный расчет стоимость услуг используется в санаториях, исходя из количества койко-дней. Важно также отметить, что количество финансируемых койко-дней, в исследуемом периоде увеличивается, при этом сумма средств выделяемых на один койко-день практически не изменилась в 2018 году и в 2019 году, в то время как в 2018 году, в сравнении с 2017 годом, сумма увеличилась почти на 400 рублей.
Построим диаграмму отражающую динамику объемов финансирования организации санаторно-курортного лечения по исследуемой государственной программе. Полученные данные представлены графически на рисунке 3.
Рисунок 3– Сумма средств, выделяемых из бюджета на организацию санаторно-курортного лечения, в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», в расчете на 1 койко-день
Решение задачи обеспечения гражданам высокого уровня качества жизни,впроводимой в Российской Федерации государственной социальной политике,представлено мероприятиями, реализуемыми в Красноярском крае, через несколько государственных программ. В их числе и программа «Развитие культуры и туризма», принятойна 2014 - 2030 гг. Анализ положений программы показывает, что целью программы является: создание условий для реализации стратегической роли культуры как фактора формирования духовно-нравственной, творческой, гармонично развитой личности, консолидации общества, а также развитие туризма на территории Красноярского края. В рамках данной государственной программы предусмотрено решение следующих задач:
1. Сохранение исторического и культурного наследия Красноярского края как основы культурной и гражданской идентичности, фактора укрепления национального единства;
2. Обеспечение доступа населения Красноярского края к информации, культурным ценностям и участию в культурной жизни, создание условий для реализации творческого потенциала населения Красноярского края;
3. Создание условий для устойчивого развития культуры и туризма в Красноярском крае;
4. Развитие конкурентоспособного регионального туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Для реализации данных задач в составе государственной программы выделено 5 подпрограмм: «Сохранение культурного наследия»; «Развитие архивного дела»; «Поддержка искусства и народного творчества»; «Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия», «Развитие внутреннего и въездного туризма». Утверждена данная программа Постановлением правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 511-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» (с изменениями на 31 марта 2020 года).
Реализация данной государственной программы также позволит расширить доступ населения к социально-оздоровительным услугам, а целенаправленные и эффективные действия по развитию сферы туризма будут способствовать повышению качества и доступности услуг в сфере туризма, конкурентоспособности туристической отрасли Красноярского края.Поставленные в программе задачи в сфере предоставления населению услуг социально-оздоровительного характера, решаются в рамках подпрограммы «Развитие внутреннего и въездного туризма».
Мероприятия данной подпрограммы направлены на формирование нового понимания культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия. Такой подход расширяет перспективы культурного туризма, как ресурса регионального развития, его влияние на социальную и культурную сферу, экологию, экономическую деятельность, межрегиональные и международные отношения. Это связано с тем, что в современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка.Экспертные оценки показывают, что ежегодно Красноярский край посещают около 500 тысяч человек с различными целями (деловыми, туристскими, оздоровительными).
Задачи данной подпрограммы на 2015-2030 годы включают: развитие туристско-рекреационного комплекса Красноярского края; повышение качества туристских услуг, оказываемых на территории Красноярского края; продвижение туристского продукта Красноярского края на мировом и внутреннем туристских рынках, информационное обеспечение туризма Красноярского края; создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий.
Анализ положений данной программы показал, что финансирование мероприятий, в рамках подпрограммы «Развитие внутреннего и въездного туризма», включает предоставление субсидий субъектам туристской деятельности Красноярского края на формирование и реализацию туристского продукта в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края.
А также предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на организацию туристско-рекреационных зон на территории Красноярского края. В рамках данного направления предусмотрена организация санитарных узлов, в том числе адаптированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья, маломобильных групп населения, а также обустройство автомобильных стоянок в местах туристского интереса, в том числе для автобусов туристского класса;организацию зданий (сооружений) для обслуживающего территорию персонала, в том числе медицинских работников, спасателей, охраны;формирование доступной среды на объектах туристического показа для лиц с ограниченными возможностями здоровья, маломобильных групп населения и людей пожилого возраста;приобретение автотранспорта для обеспечения туристского и экскурсионного потока и (или) обслуживания туристско-рекреационной зоны.