Файл: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

  МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание

Введение

1 Теоретико-правовые основы развития социального туризма в реализации социальной политики Российской Федерации

1.1 Понятие и виды социального туризма как элемента социальной политики государства

1.2 Нормативно-правовые основы организации деятельности в сфере социального туризма, в рамках реализации социальной политики Российской Федерации

1.3 Тенденции развития технологий предоставления социально-оздоровительных услуг и социального туризма за рубежом

2.2 Общая характеристика и результаты деятельности ООО «Меридиан» по участию в реализации программ Красноярского края в сфере социального туризма

3.2 Предложения по формированию туристских продуктов в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края

Заключение

Список используемых источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А



В обязанности заместителя генерального директора, а так же ведущего менеджера по туризму, менеджера по туризму и помощника менеджера входит: организация рабочего процесса, обслуживание клиентов разных социальных категорий: пенсионеров, студентов, многодетных семей, инвалидов, семей с детьми; организация экскурсий для пенсионеров, студентов, многодетных семей, инвалидов, семей с детьми; реализация социальных проектов при поддержке Красноярского края для пенсионеров, студентов, многодетных семей, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных слоев населения; организация для студентов ВУЗов Красноярского края стажировок в строительные и сервисные отряды в детские санатории Черноморского побережья Российской Федерации.

Каждый сотрудник ООО «Меридиан» имеет персональное рабочее место, оборудованное всеми необходимыми предметами рабочей обстановки – персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, принтер, сканер, стационарный телефон, канцелярские принадлежности, доступ к базе клиентов фирмы, в которой отдельными группами выделены пенсионеры, студенты, многодетные семьи, инвалиды, семьи с детьми и другие социально незащищенные слои населения.Организация имеет небольшой штат сотрудников и на данный момент состоит из 10 человек (Рис. 4).

График работы ООО «Меридиан» по будням с 10:00 до 20:00. Суббота и воскресенье – выходные дни. Каждый сотрудник имеет 8 часовой рабочий день, с перерывом на обед длительностью 1 час. Время работы с 10:00 до 19:00 или 11:00 до 20:00 определяется самостоятельно каждым сотрудником по согласованию с руководством.

Абсолютно все рабочие места и кадры ООО «Меридиан» аттестованы в соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основная сфера деятельности OOO«Меридиан» - организация услуг по внутреннему направлению в качестве туроператора, предоставление различным категориям населения услуг санаторно-курортного оздоровления ипредоставление услуг турагента по международному направлению.



Рисунок 4–Организационная структура предприятия ООО «Меридиан»
В течение многих лет работы,эффективная работа туроператора отмечена множеством наград:

  • начиная,c2009 года получает, как признание результатов, медали и дипломы от Международной туристической выставки «Енисей»;

  • стал победителем и получил звание лауреата в Федеральной программе «100 лучших товаров и услуг России» в 2013-2017;

  • начиная c 2009года, ежегодно получает благодарственные письма от корпоративных клиентов, таких как «КрасКом», ОАО «РЖД», ОАО «Богучанская ГЭС», ОАО «Лесосибирский порт», ОАО «Русал», ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» и других;

  • награжден администрацией Красноярского края, a также Министерством культуры Красноярского края, за вклад в развитие внутреннего развития туризма в 2015г;

  • награжден золотыми медалями и статуэткой Международного конкурса «лучшие товары и услуги - гемма» в 2013, 2014, 2015, 2017, 2018 годах и многими другими наградами. Международный конкурс «лучшие товары и услуги - гемма»– это первый независимый конкурс качества для производителей продукции и сервиса, расположенных на территории Российской Федерации[41]Участниками Конкурса «Лучшие товары и услуги - гемма» являются предприятия, организации и индивидуальные предприниматели (любой хозяйствующий субъект), осуществляющие производство продукции или сервиса в различных сферах экономики в соответствии с действующим законодательством и имеющие положительный имидж на потребительском рынке. Состав предприятий, рекомендованных к участию в отборочном этапе Конкурса, определяется по итогам ежегодного мониторинга качества товаров и услуг. Мониторинг осуществляются в период с января по ноябрь каждого года и включают в себя анализ информации о компании в открытых источниках, мероприятия в формате «тайный покупатель», запрос рекомендаций и характеристик в профессиональных и отраслевых сообществах. Цель данного мониторинга – обеспечить участие в проекте организаций имеющих высокую вероятность успешного прохождения конкурсной оценки. Такую оценку многократно получали услуги компании ООО «Меридиан».


Проведем анализ сильных, слабых сторон компании и возможностей и угроз, в сфере развития социального туризма и предоставления социально-оздоровительных услуг через реализацию услуг российских санаториев жителям Красноярского края:

  1. В качестве сильных сторон компании можно выделить следующие:

  • компания являлась лицензиатом Всемирной Зимней Универсиады-2019;

  • долгий срок работы в сфере туристского бизнеса (с 2003 года);

  • широкий перечень предоставляемых услуг социальной направленности;

  • наличие собственного веб-сайта и рекламы в различных социальных сетях и на специализированных сайтах;

  • участие персонала в тренингах, вебинарах, обучающих программах по повышению качества обслуживания различных категорий клиентов.

  1. Были выделены следующие слабые стороны:

  • зависимость результатов работы от сезонов в течение года;

  • большая нагрузка на менеджеров в период летнего сезона;

  • нехватка менеджеров в высокий сезон;

  • наличие только одного офиса, в то время как у многих других конкурирующих компаний несколько офисов в разных точках города.

  1. К возможностям можно отнести:

  • повышение уровня квалификации персонала в области использования новых цифровых технологий и знания возможностей программ, реализуемых Агентством по туризму Красноярского края;

  • поощрение постоянных клиентов гибкой ценовой политикой;

  • возможность предоставления специальных условий санаторно-курортного лечения различным категориям населения, за счет получения специальных условий от санаториев-партнеров;

  • разработка нового для компании вида социального туризма (экологический туризм).

  1. В качестве угроз можно выделить следующие:

  • возможность прихода на рынок крупных сетевых (франчайзинговых) компаний, активизация существующих конкурентов;

  • снижение курса рубля способствует увеличению стоимости путевок, росту цене авиабилетов, повышению стоимости виз;

  • введение новых законов, регулирующих туристскую деятельность, предоставление социально-оздоровительных услуг (санаторно-курортного лечения), увеличение стоимости лицензии на право заниматься выездным туризмом, обязательная стандартизация и т.д., повышение налогов, изменение политической, социальной ситуации как в России, так за рубежом.


Изучение показало, что компания ООО «Меридиан» активно оказывает услуги социального туризмаразличным категориям социально незащищённых слоев населения. К данным группам-получателям услуг санаторно-курортного и оздоровительного отдыха относятся: дети(школьники и дошкольники), студенты, пенсионеры, инвалиды всех групп, многодетные семьи и прочие категории. Социальный туризм, в сегменте которого активно работает компания - это не туризм для бедных, а общедоступныйтуризм.ООО «Меридиан» с 2009 годазанимается обслуживаем таких категорий получателей услуг социального туризма, как пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи с детьми. Компания работает последующим направлениям:предоставление льготных санаторно-курортных путевок (путевки вида «Мать и дитя»), организация тематических экскурсионных групповых и индивидуальных программ по городу Красноярску, Красноярскому краю и за их пределы (тур выходного дня «здоровье», в области краеведения, образовательные, тематические и познавательные экскурсии). Организовано групповое корпоративное обслуживание и предоставление семейных путевок на все курорты Российской Федерации (санаторно-курортное лечение и оздоровление, отдых в детские и семейные санатории, детские лагеря, профилактории и базы отдыха).

Предприятие регулярно занимается организацией экскурсий и экскурсионных программ (1-дневных, 2-дневных, 3-дневных; групповых и индивидуальных) для жителей края и соседних регионов, продажей социальных путевок в санатории Красноярского края и Республики Хакасия, Алтайского края (город-курорт Белокуриха), реализации субсидий на организацию санаторно-курортного лечения для социально-незащищенных слоев населения, предоставленных Агентством по туризму Красноярского края. Получателями услугсоциальной направленности, которые предоставляет ООО «Меридиан», являются школьники, студенты, пенсионеры, многодетных семьи, инвалиды и другие социально-незащищенные слои населения, для которых предоставляются разнообразные туристские продукты социальной направленности.

Для студентов всех ВУЗ края ежегодно организовываются поездки строительных и сервисных отрядов в детские санатории на Черноморском побережье городов Анапы и Сочи для прохождения практики, обмена опытом с другими учебными заведениями, оздоровления и отдыха студентов.

Туроператор ООО «Меридиан» ежегодно организуетблаготворительные, на безвозмездной основе, обзорные и тематические экскурсии для детей и педагогического коллектива коррекционных школ Красноярского края.


В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены результаты деятельности ООО «Меридиан», полученные по результатам участия в реализации программ Красноярского края в сфере социального туризма.

ООО «Меридиан» регулярно организует экскурсии и экскурсионные туры по городу Красноярску, по Красноярскому краю, Республике Хакасия для пенсионеров, школьников, студентов, многодетных семей, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных слоев населения. Проводится организация экскурсий для участников общественных организаций репрессированных жителей страны, для обществ пенсионеров-инвалидов, для малоимущих семей, совместно с Центрами социальной защиты населения районов города Красноярска.

На основании вышеизложенного считаем целесообразным выделить в качестве объекта социального туризма следующие туристские группы: детско-юношеский туризм; молодежный туризм; возрастной туризм; туризм для людей с ограниченными физическими возможностями; туризм для малообеспеченных слоев населения; туризм для географически удаленного (географически изолированного) населения.

Проанализируем работу исследуемой компании с каждой группой и дадим краткую характеристику группы и ее количественное описание.

Деятельность компании ООО «Меридиан» по предоставлению услуг детско-юношеского туризма- туризм, осуществляемый лицами от 7 до 18 лет. По данным Росстата на 1 января 2017 г., численность данной группы составляет 17 828 114 чел.1 Данная группа является самой многочисленной на сегодняшний день, а в перспективе она будет только увеличиваться. Прогнозируемое увеличение количества человек в данной группе, по мнению экспертов, к 2028 г. может составлять 22 526,7 тыс. чел.

Отличительной чертой данной группы является ее сезоннаянемобильность, в связи с этим предоставление туров для данной группы возможно лишь в летний и зимний период (период школьных каникул). При этом спектр возможного туристского направления практически не ограничен. В условиях прогрессирующей урбанизации основной акцент в отдыхе данной группы может сместиться в сторону экотуризма с элементами сельского туризма.

Молодежный туризм -социальный туризм, осуществляемый лицами от 18 до 30 лет включительно. Молодежный туризм является одним из самых динамичных рынков мировой туристской отрасли. По оценкам Всемирной туристической организации (далее - ЮНВТО), из 940 млн международных туристов в 2019 г. около 20% были молодыми людьми. Характерными чертами молодежного туризма можно считать: непритязательность к условиям проживания, непродолжительность пребывания на одной территории, мобильность, сезонность, отсутствие ограничений по видам туризма.


Туристы данной группы в большей степени готовы экономить на традиционных расходах (качество проживания, питание), перемещая акцент на траты, связанные со сферой туристских услуг. При этом спектр услуг, являющихся зоной интереса для молодых туристов, невероятно велик: начиная от образовательного туризма по историческим и реликтовым местам, заканчивая экстремальными элементами «дикого» туризма.

Также представителей данной группы в меньшей степени интересуют традиционные туристские маршруты, в приоритете выступают новые, нестандартные подходы к отдыху. Одним из таких примеров может служить организация туристских маршрутов в город Припять. Учитывая вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод о невозможности централизации и управления туристским движением молодежи по аналогии с детско-юношеским туризмом. Поддержать данную группу путешественников можно, обеспечив им условия высокой мобильности. Повышая возможность перемещения, происходит стимулирование молодых людей к совершению поездок, социальным контактам, и большему пользованию туристскими услугами. Подобного рода помощь будет наиболее эффективной в периоды низкого сезона, что позволит поддержать спрос на туристские услуги.

Другим направлением поддержки молодежного социального туризма может являться информационное обеспечение о предоставляемом туристском продукте

Возрастной туризм -социальный туризм, осуществляемый лицами, достигшими пенсионного возраста. По данным исследователей, доля пожилых людей значительно возрастает, и это общемировая тенденция. В последние несколько десятилетий возрастной туризм стал движущей силой в индустрии традиционного социального туризма, что делает его одним из самых быстрорастущих сегментов рынка. Пожилые люди имеют больше свободного времени в сравнении с другими туристскими группами, которое они готовы потратить на туризм.

Возрастные туристы занимают противоположную молодежному туризму нишу спроса. Как правило, для возрастных туристов большее значение имеет качество туристского продукта, особенно это касается вопросов безопасности и удобной (доступной) инфраструктуры.

При этом в условиях современного мира, нельзя сводить социальный туристский пакет для возрастных отдыхающих лишь к санаторно-оздоровительным процедурам.