Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 8.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ



1. Гражданская авиация, помимо осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, выполняет разнообразные работы в различных отраслях народного хозяйства СССР. Условно эти виды работ называются специальными применениями гражданской авиации. К специальным применениям относятся:

а) выполнение работ в отдельных отраслях народного хозяйства;

б) оказание медицинской и иной помощи населению, а также выполнение санитарных мероприятий;

в) осуществление полетов для научно-исследовательских целей;

г) выполнение полетов для культурно-просветительных целей.

Выполнение работ по специальным применениям авиации осуществляется воздушно-транспортными предприятиями МГА. Организации и учреждения, имеющие в своем ведении гражданские воздушные суда (помимо предприятий МГА), могут выполнять полеты по специальным применениям только для обеспечения своих нужд.

Проблема правового регулирования авиации специального применения включает две группы вопросов: вопросы правового регулирования полетов и вопросы правового регулирования договорных отношений предприятий МГА с клиентурой при выполнении работ по специальным применениям. Мы рассмотрим каждую из перечисленных групп.

2. Все полеты по специальным применениям производятся в соответствии с Воздушным кодексом СССР, Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР, НПП ГА-66 и другими нормативными актами МГА СССР.

Однако наряду с общими положениями правовых норм, регулирующих полеты в воздушном пространстве СССР, выполнение полетов по специальным применениям осуществляется с учетом особенностей полетов, предусмотренных для отдельных видов работ. Согласно ст.138 ВК СССР Министерству гражданской авиации предоставлено право устанавливать специальные
правила для выполнения некоторых видов работ по специальным применениям.

Основным документом, регулирующим специфику полетов по специальным применениям, является НПП ГА-66. НПП устанавливает общие требования к экипажам, выполняющим полеты по специальным применениям, к аэродромам и посадочным площадкам, а также обязанности командного состава подразделений, организующего полеты по спецприменениям, и порядок полетов. Вместе с этим НПП регулирует особенности выполнения отдельных видов работ по специальным применениям: полеты по оказанию медицинской помощи населению и проведение санитарных мероприятий; авиационно-химические работы; лесоавиационные работы; воздушные съемки; полеты по обслуживанию рыбной промышленности; ледовая разведка; полеты по зондированию атмосферы; аварийно-спасательные работы.1

Организация и выполнение полетов различных видов специального применения авиации регулируется также руководствами и инструкциями по отдельным видам работ. Так, полеты но оказанию медицинской помощи регулируются инструкцией по организации и выполнению полетов санитарной авиации (приказ ГУГВФ №280 от 22 апреля 1964 г.). Полеты по выполнению авиахимических работ регулируются Руководством по авиационно-химическим работам в гражданской авиации СССР (приказ ГУГВФ №394 от 15 июня 1963 г.). Лесоавиационные работы регулируются Руководством по лесоавиационным работам в гражданской авиации СССР (приказ ГУГВФ №661 от 13 ноября 1961г.).

Например, полеты на авиахимработах выполняются в соответствии с НПП ГА (§538-554) и Руководством по авиационно-химическим работам в ГА СССР (§41-68). Возникает вопрос, какой из названных документов имеет высшую юридическую силу. Высшей юридической силой обладает НПП ГА. Руководство по авиахимработам должно соответствовать НПП. Это вытекает из закрепленного в НПП положения, что все документы, «регламентирующие летную работу и управление воздушным движением (инструкции, положения, руководства, приказы и указания), составляются в соответствии с требованиями настоящего Наставления». Поэтому, в случае расхождения норм НПП, регулирующих авиацию спецприменения, с нормами руководств и инструкций, регулирующими отдельные виды работ по специальным применениям авиации, следует руководствоваться нормами НПП ГА-66.

2

3. Работы по специальным применениям гражданской авиации производятся на основании локальных договоров предприятий гражданской авиации (в договоре называются «Авиация») с заинтересованными предприятиями и учреждениями (в договоре называются «Заказчик»). Эти договоры заключаются в соответствии с Основными условиями и типовыми договорами на выполнение специальных работ с применением воздушных судов. Основные условия и типовые договоры утверждаются МГА (ГУГВФ) по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.3

Все виды договоров, которые заключают предприятия гражданской авиации с заказчиком, можно разбить на две группы: а) подрядные договоры (сдельные) и б) арендные договоры. Общие принципы, определяющие сущность и содержание этих видов договоров, устанавливаются нормами гражданского права.1

4. Под договором подряда (сдельным договором) понимается соглашение, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или из своих материалов, а другая сторона (заказчик) обязуется принять и оплатить работу.2

Сторонами договора подряда при выполнении работ по специальным применениям авиации являются: подрядчик предприятие МГА; заказчик государственная или общественная (кооперативная) организация. Предметом договора является результат труда, выполненный подрядчиком – подразделением гражданской авиации. Для договора подряда характерно то, что работа выполняется по заданию заказчика Заказчик определяет предмет договора, объем работы, сроки и т.д. Как правило, под рядчик не имеет права изменить договор в одностороннем порядке. При выполнении задания подрядчик сам организует работу, определяет способы ее выполнения, очередность операций и т.д. Вместе с этим подрядчик безусловно должен руководствоваться подрядным заданием, за выполнением
которого заказчик вправе осуществлять контроль. При этом если работа выполняется подрядчиком из материалов заказчика, то риск случайной гибели или порчи материалов лежит на заказчике. Если материалы предоставляет подрядчик, то последний несет риск как за работу, так и за материалы. При случайной гибели предмета подряда или невозможности окончания работы подрядчик не вправе требовать возмещения убытков. Как правило, подрядчик отвечает за случайное ухудшение или задержку работы.

5. Рассмотрим в качестве примера договор подряда (сдельный договор) на выполнение авиационно-химических работ.

В соответствии со ст.139 ВК СССР Министерство гражданской авиации по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР утверждает Основные условия на выполнение авиационно-химических работ в сельском хозяйстве, а также типовой договор на выполнение авиахимработ.

Основные условия подчеркивают, что авиахимработы в сельском хозяйстве выполняются для защиты растений от вредителей и болезней, для внесения минеральных удобрений, уничтожения сорной растительности, дежолиации хлопчатника и т. д.

Основные условия определяют организацию и порядок выполнения авиационно-химических работ в сельском хозяйстве: а) авиахимработы выполняются подразделениями МГА с соблюдением требований воздушного законодательства (ВК СССР, Основных правил полетов, НПП ГА и других правил, наставлений и инструкций, издаваемых МГА для регулирования летно-производственной работы и эксплуатации авиационных средств); б) авиахимработы выполняются авиационными средствами предприятий МГА (самолеты, навигационное оборудование и т.д.); в) обслуживающий персонал, химикаты и другие материалы для производства работ выделяет заказчик (колхозы, совхозы и др. организации сельского хозяйства; г) оплата выполненных работ производится за обработанную площадь в зависимости от вида работ, метода обработки и норм
расхода химикатов; тарифы на выполнение авиахимработ утверждаются в установленном порядке МГА; д) локальные договоры с заказчиком подразделения МГА заключают на основании типовых договоров; с) ответственность сторон, порядок авансирования и расчетов, а также санкции определяются локальными договорами; ж) к Основным условиям прилагается типовой договор на выполнение авиахимработ в сельском хозяйстве.

6. Локальные договоры заключаются подразделениями авиации специального применения (подрядчик) с социалистическими государственными и кооперативными предприятиями и организа- циями (заказчик).

В качестве заказчика выступают совхозы, колхозы и другие организации. Как показывает опыт, заключение прямых договоров с отдельными колхозами и совхозами имеет существенные недостатки: подрядчик (Авиация) испытывает трудности в организации работ на оперативных точках, снижается производительность труда, имеют место простои и т.д. В связи с этим в ряде республик договоры заключаются со специальными органами, а не с отдельными колхозами (совхозами). Так, на Украине договоры на авиахимработы Авиация заключает с Сельхозтехникой Этот орган оказывает помощь колхозам и совхозам от заключения договора до приема работ, создает постоянные бригады по обслуживанию авиационных подразделений. В Узбекской ССР созданы специальные службы по защите растений.

7. Сдельный договор на авиахимработы определяет стороны договора подряда и их адреса, а также предмет договора, взаимные права и обязанности, порядок выполнения и оформления работ, условия расчетов и ответственность сторон.

Предмет договора составляет обработанная площадь. В договоре определяется место проведения работ, основные показатели, сроки выполнения и объем работ разбивкой по месяцам и по турам), а также стоимость работ.

Локальный договор определяет взаимные обязательства сторон. К обязанностям подрядчика (Авиация) относятся: а) выбрать совместно с заказчиком рабочие аэродромы (посадочные площадки), проинструктировать заказчика по устройству и оборудованию аэродромов, своевременно производить приемку подготовленных аэродромов