Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
На основе анализа обстоятельств дела выбирается нужная правовая норма. Выбор правовой нормы следует считать правильным, если ее диспозиция и гипотеза рассчитана на регулирование данного случая.
5. После того, как мы проанализировали фактические обстоятельства, нашли нужную правовую норму, необходимо выяснить, действует ли данная норма права. Прежде всего следует проверить, соответствует ли выбранная нами правовая норма актам вышестоящих органов власти и прежде всего закону. Так, НПП ГА, как акт МГА СССР, должно соответствовать Основным правилам полетов, а также ВК СССР.
Важное значение имеет проверка, не внесены ли в данный правовой акт дополнения и изменения. Следует пользоваться нормативным актом в последней редакции, с учетом всех изменений. Во избежание возможных ошибок, целесообразно в подразделениях гражданской авиации вести контрольные экземпляры всех важнейших нормативных актов: ВК СССР, Основных правил полетов, наставлений, правил и т. д.
В практической работе следует, как правило, пользоваться официальным текстом правовой нормы. Официальными изданиями законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР являются Ведомости Верховного Совета СССР и газета
«Известия». Официальным изданием постановлении Совета Министров СССР – Собрание постановлений Правительства СССР и т. д. Официальными текстами являются также издания кодексов, например, Воздушный кодекс СССР, изданный Министерством гражданской авиации. Что касается текстов неофициальных изданий (различных справочников, комментариев, сборников и т.д.), то ими следует пользоваться, удостоверившись в том, что они точно соответствуют текстам официальным.
6. Весьма важное практическое значение имеет определение пределов действия правовой нормы, в частности, ее действие во времени, пространстве и по лицам. Установить действие правовой нормы во времени – значит определить начало и конец ее действия.
Вопрос о вступлении нормы воздушного права в силу решается по-разному в зависимости от органа, издавшего правовую норму Законы и указы Президиума Верховного
Совета СССР вступают в силу в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1958 г. «О порядке опубликования и вступления в силу Законов СССР, постановлении Верховного Совета СССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР».1 Согласно этому указу нормативные акты Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР вступают в силу на всей территории СССР одновременно по истечении 10 дней после их опубликования в официальном издании, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие. Например, Воздушный кодекс СССР был утвержден Президиумом Верховного Совета СССР 26 декабря 1961 г., а вступил в силу с 1 января 1962 г. (время вступления в силу указано в самом ВК СССР).
Постановления Правительства СССР вступают в силу в срок, указанный в самом Постановлении, а если такой срок не указан то с момента принятия Постановления. Что касается распоряжений Совета Министров СССР, то они вступают в силу всегда с момента их принятия. Такой порядок вступления в силу постановлений и распоряжении Правительства СССР определен постановлением Совета Министров СССР от 20 марта 1959 г.2
Приказы и инструкции МГА СССР вступают в силу в срок, установленный этим приказом или инструкцией. Так НПП ГА-66, утвержденное приказом министра гражданской авиации СССР 27 сентября 1966 г., введено в действие с 1 декабря 1966 г. Нормативные акты МГА СССР, не содержащие, указания времени вступления их в силу, действуют с момента получения ответствующим воздушнотранспортным предприятием (подразделением) гражданской авиации.
7. Нормативный акт теряет силу, т.е. его действие прекращается в Следующих случаях.
1) По истечении срока (указанного в акте), если акт был издан на определенный срок. Так, Организационно-методические указания МГА СССР издаются сроком на один календарный год. Льготные тарифы на перевозки пассажиров в осенне-зимний период (Приказ МГА
№ 608 от 18 сентября 1965 г.) действуют с 15 октября по 15 июня 1966 г.3 2) При издании акта, отменяющего ранее действовавший акт. Обычно указание от отмене нормативного акта содержится в тексте нового закона. В приказе МГА СССР № 600 о введении в действие нового НПП ГА–66 имеется указание об отмене НПП ГА–58. В некоторых случаях новый правовой акт влечет отмену (полностью или частично) не одного, а целого ряда правовых актов без перечисления отмененных актов. В таких случаях действует принцип: новый акт заменяет ранее изданный акт.1 Так, принятие нового ВК СССР повлекло не только отмену ВК СССР 1935 г., но также частичную отмену большого числа нормативных актов, изданных на его основе. На практике нередко с изданием нового акта с высшей юридической силой (ВК СССР) производится замена старых актов новыми, изданными на основе его. Примером может быть принятие новых Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР.2 Эти Правила полностью соответствуют ВК СССР 1961 г. 3) При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми была принята правовая норма (стихийное бедствие, война и т. д.). 4) В связи с появлением объективных причин, требующих прекратить применение нормы права (внедрение новой техники, изменение технологии, структуры предприятия и т. д.). Так, согласно п. 20 Дисциплинарного устава гражданской авиации дисциплинарные взыскания, предусмотренные подпунктами «е», «ж» и «з» п. 13, могут налагать на лиц диспетчерского состава начальники управлений, начальники летных учебных заведений, а также начальники аэропортов и командиры подразделений. 5) С отменой нормы права теряют силу все акты, ее конкретизирующие и детализирующие.
8. При рассмотрении вопроса о действии правовой нормы во времени остановимся на обратной силе закона. Под обратной силой закона следует понимать распространение действия нормативного акта на факты, имевшие место до его издания. Советское законодательство исходит из принципа «закон обратной силы не имеет». Это значит, что правовые нормы распространяют свое действие только на факты, события, действия и отношения, которые будут иметь место после вступления их в силу. Принцип «закон обратной силы не имеет» вносит определенность и устойчивость в общественную жизнь. В частности, он гарантирует гражданам, что их действия, бывшие законными в момент совершения, не будут впоследствии признаны преступными или недействительными.
Из этого общего правила имеются два исключения. Во-первых, в соответствии со ст.6 Основ. Уголовного законодательства СССР и союзных республик уголовные законы, устраняющие наказуемость деяния или смягчающие наказание, имеют обратную силу. Советское государство считает нецелесообразным наказывать лицо, совершившее деяние, которое в настоящий момент утратило общественную опасность или такая опасность ослабела. Во-вторых, законодатель при издании нормативного акта может придать обратную силу этому акту. Например. Приказом начальника ГУГВФ от 5 февраля 1962 г. были отменены удержания за отказ брони и полета по билету (при индивидуальных заказах билетов самими пассажирами). Этот приказ был введен в действие с 1 февраля 1962 г.
9. Определить действие правовой нормы в пространстве – это значит установить, на какую территорию распространяется действие данного акта. Законы СССР, указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР, приказы и инструкции министерств и ведомств СССР, в том числе МГА СССР, действуют на территории СССР.1 Нормативные акты союзных республик действуют на территории соответствующей республики, акты местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов действуют на территории данного местного Совета.
Министерство гражданской авиации является общесоюзным министерством. Приказы и инструкции МГА действуют на территории СССР. В некоторых случаях действие правовой нормы, регулирующей деятельность гражданской авиации, может быть ограничено определенными пределами. Так, Инструкция о порядке приема на работу, назначения на должности, перевода и увольнения работников ГВФ
2, являясь актом ГУ ГВФ (МГА), действует на всей территории СССР. Однако ряд пунктов Инструкции содержит ссылки на КЗоТ РСФСР.
Следовательно, действие этих пунктов ограничено территорией РСФСР и других союзных республик, где в настоящее время применяется КЗоТ РСФСР (прибалтийские республики Эстония, Латвия и Литва). Другой пример. Согласно Дисциплинарному уставу ГВФ работник гражданской авиации несет дисциплинарную ответственность за нарушение дисциплины не при исполнении служебных обязанностей, если такое нарушение имело место на служебной территории или в служебном помещении. Таким образом, сфера применения Дисциплинарного устава за нарушения дисциплины не при исполнении служебных обязанностей ограничена пределами служебной территории (служебного помещения).
10. Действие советского воздушного законодательства распространяется на воздушные суда, находящиеся за границей и в открытом море. Согласно ст. 3 ВК СССР установлено, что Воздушный кодекс СССР распространяется на все гражданские воздушные суда, занесенные в Государственный реестр, во время их нахождения за пределами СССР, если законы страны пребывания воздушного судна не требуют иного. Это правило применимо и к подзаконным актам, изданным на основе и в соответствии с ВК СССР. Международноправовой режим открытого моря регулируется специальной Конвенцией об открытом море.3 Согласно Конвенции под открытым морем понимают «все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст.1). В основе режима открытого моря лежит принцип свободы открытого моря. Это означает, что каждое государство имеет право на то, чтобы его граждане и его суда беспрепятственно пользовались открытым морем и