Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 671

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист

Условные обозначения, использующиеся в пособии

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»

ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка», «Орфоэпические нормы», «Акцентологические нормы»

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Тема 4. Морфологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка

Т емы 6. Коммуникативные качества речи

ТЕСТЫ

МОДУЛЬ 2

Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи

ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»

Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации

ТЕСТЫ

По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:

Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:

ТЕСТЫ

Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста

ТЕСТЫ

Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов

ТЕСТЫ

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание

ТЕСТЫ

Г лоссарий

Справочные материалы. Орфоэпический минимум

Лексический минимум. Плеонастические словосочетания

Паронимы

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Орфографический минимум



Объектом риторики в широком понимании «могут быть любые разновидности речевой коммуникации, но рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях в формах эффективной коммуникации» (С.И. Гиндин).

Этапы подготовки публичного выступления

Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слу­шателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

Хорошая речь насчитывает десять элементов:

  • объективность,

  • ясность,

  • образность,

  • целенаправленность,

  • повышение внимания,

  • повторение,

  • неожиданность,

  • смысловую насыщенность,

  • лаконизм,

  • юмор.

Прежде всего, чтение и изучение нового в данной области, информированность о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и анализ полученного материала, применение полученной инфор­мации в материале выступления. Также необходимо владеть тех­никой речи. Это хорошо поставленный голос, хорошее произно­шение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки являет­ся совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и со­вершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.

Т аким образом, подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предло­жению немецкого ученого X. Леммермана, таких:

  • сбор материала,

  • отбор материала и его организация,

  • обдумывание материала,

  • подготовка тезисов или плана,

  • стилистическое оформление,

  • написание текста выступления,

  • мысленное освоение,

  • проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап – это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудито­рии.


Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема дол­жна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приве­дено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно.

Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушате­ля переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания. Инфор­мационная речь содержит факты, события, размышления и вы­воды. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удо­вольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушате­лей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены.

Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, ка­кова предполагаемая численность слушателей, социальный со­став аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление – в боль­шом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.

Следующий этап работы – подбор материала для конкретно­го выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, спра­вочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку.

Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необ­ходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошиб­ки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.

Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определен­ным образом. Поэтому очень важна композиция выступления

– составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей:

  • зачин,

  • вступление,

  • основная часть,

  • заключение,

  • концовка речи.

Но отдельные части ее могут отсутствовать. Самой распространенной структурой речи является структу­ра, состоящая из вступления, основной части и заключения.

Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления:

  • принцип последовательности – каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей;

  • принцип усиления – убедительность и доказательность долж­ны нарастать постепенно (самый сильный довод приберегают к концу);

  • принцип органического единства – организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому матери­алу;

  • принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.

Чтобы речь была последовательной и стройной, необходимо составить план. План делает переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы. Планы делятся на простые и сложные, а также на предваритель­ный, рабочий и основной. Предварительный освещает все воз­можные проблемы выступления. Он затрагивает тему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант. Автор делает на­броски, схемы изложения. Рабочий план составляется, когда по­добраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основ­ной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается в начале лекции или ино­го вида информационного сообщения, в торжественных же речах его объявление недопустимо.

Каким бы интересным ни было выступление, слушатели со временем устают, начинают отвлекаться, поглядывать на часы. Как пробудить их от спячки? Это может быть шутка, которая снимет напряжение, вынужденная пауза, понижение или повыше­ние голоса, обращение к аудитории с вопросами, юмор, неожи­данное замечание, интрига, занимательность, сюрприз.

Используются также следующие приемы:

  • прием сопереживания (оратор переживает вместе с аудиторией),

  • апелляция к событиям, известным оратору и аудитории,

  • к погоде,

  • к личности оратора (при­меры из собственного опыта),

  • обращение к аудитории и др.


Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегруз­ки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательно­сти, большое количество затронутых вопросов.

Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял вы­ступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель вы­ступления не достигнута. Конец речи должен быть логически св­язан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэто­му заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

В заключительной части оратор может наметить задачи, кото­рые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призы­вом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях; завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопро­сом или утверждением.

Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повто­рить основные положения, сделать аудитории комплимент, выз­вать смех, использовать цитату, создать кульминацию.

Композиция публичного выступления – не застывшая форма, она подчинена законам человеческой жизни и может быть свободной.

Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего.

Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть? Есть три спо­соба выступления:

  • чтение текста,

  • воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов,

  • импровизация.

Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания. Другие виды речей произносят. Импровизация хороша там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово оратора. Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Но при волнении, какой-либо нео­жиданности оратор может забыть текст. Предпочтительней ситуа­ция, когда оратор произносит текст на память, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важ­ную формулировку, статистику, цифровые данные.


Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и техниках заучивания.

К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового – когда текст многократно произносится вслух, моторного – разработка жестов для всех частей речи. Кроме того, существуют следующие приемы: ритмизация – информация подается в виде стихов или песни; созда­ние ярких картинок; метод Цицерона, заключающийся в том, что информация расставляется по ходу прогулки по комнате, со­здание ассоциаций.

Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слу­шатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересо­ванность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция.

К то-то помидор со смаком солит,

Кто-то карты сальные мусолит,

Кто-то сапогами пол мозолит,

Кто-то у гармошки рвет меха.

Но ведь сколько раз в любом кричало

И шептало это же начало:

«Граждане, послушайте меня...»

Страшно, если слушать не желают,

Страшно, если слушать начинают.

Вдруг вся песня, в целом-то, мелка...

Е. Евтушенко

Человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукориз­ненно. Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи. Это, как правило, деловой костюм традиционного покроя, влия­ющий положительно на аудиторию. То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества.

В момент выступления оратору необходимо следить за мими­кой и жестами. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.

Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшиф­ровывают. Есть жесты нужные, а есть жесты вредные, отвлекаю­щие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя кру­тить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, пере­бирать бумаги на столе и др.