Файл: Инструкция по регистрации на портале дистанционного образования moodle 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по регистрации на портале дистанционного образования MOODLE
КРЕДИТ 1. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
РАЗДЕЛ 1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Практическое занятие 1: Построение и описание гистограмм
Практическое занятие 2. Вычисление статистических характеристик случайных величин
Практическое занятие 3. Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.
Задание к теме: Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.
РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ
Практическое занятие 4. Критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных.
Практическое занятие 5. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез.
Практическое занятие 6. Сравнение относительных величин
РАЗДЕЛ 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Практические занятие 7. Таблицы сопряженности
Практическое занятие 8. Линейная корреляция.
Практическое занятие 9. Прогнозирование на основе линейной регрессии
Практическое занятие 10. Метод однофакторного дисперсионного анализа.
Критические значения коэффициента асимметрии As
Критические значения коэффициента эксцесса Ех
Критические точки двустороннего t-критерия Стьюдента
РАЗДЕЛ 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Практические занятие 7. Таблицы сопряженности
Существует множество признаков, различных явлений и вещей, измерение которых затруднено или вовсе невозможно. Например, как измерить признак «профессия» или «вид патологии», а как сравнить эти признаки для получения статистического представления о профессиональной заболеваемости?
В этих случаях изучается распространенность признаков, частота встречаемости признаков (доля объектов с интересующим нас признаком) в различных выборках, оценивается взаимосвязь частоты встречаемости одного признака с частотой встречаемости другого признака.
Для этого используются таблицы сопряженности. Столбцы этой таблицы обозначают градации одного признака, строки – градации другого признака. В каждой ячейке записывается число случаев с сопряженными признаками.
Наиболее простой случай таблица 2х2 (исследуется частота совместного распространения двух признака, каждый из которых имеет две градации).
В общем случае Н(0) формулируется следующим образом:
-
в генеральных совокупностях доля объектов с интересующими нас признаками одинакова -
или частота встречаемости одного признака не зависит от частоты встречаемости другого признака -
или какой-либо фактор не влияет на частоту встречаемости признака (признаков)
СЛУЧАЙ 1. Выборки независимые
Предположим, что у нас есть два качественных признака, характеризующие обследованных лиц. Занесем эти данные в таблицу сопряженности
| Первая признак (первая градация) | Первый признак (вторая градация) | Всего |
Второй признак (первая градация) | Частота встречаемости a | Частота встречаемости b | a +b |
Второй признак (вторая градация) | Частота встречаемости c | Частота встречаемости d | с+d |
| n1=a+c | n2=b+d | n =a+b+c+d |
Критерием для проверки нулевой гипотезы является хи-квадрат Пирсона с поправкой Йетса
Его критическое значение находится для заданного уровня значимости α и числа степеней свободы f=(m-1)(n-1), где m-число столбцов, n – число строк (Приложение 5).
Если то Н(0) принимается,
В случае принимается Н(1)
Можно вычислить меру связи между двумя признаками – ею является коэффициент ассоциации Юла Q(аналог коэффициента корреляции)
Qлежит в пределах от 0 до 1. Близкий к единице коэффициент свидетельствует о сильной связи между признаками. При равенстве его нулю – связь отсутствует.
Работа с преподавателем
Руководствуясь тем, что аспирин препятствует образованию тромбов, Г. Харатер решил проверить, нельзя ли снизить риск тромбоза назначением небольших доз аспирина (160 мг/сут.). Было проведено контролируемое испытание. Все больные, согласившиеся принять участие в испытании и не имевшие противопоказаний к аспирину, были случайным образом разделены на две группы: 1-я получала плацебо, 2-я - аспирин. Исследование проводилось до тех пор, пока общее число больных с тромбозом шунта не достигло 24. Группы практически не различались по возрасту, полу и продолжительности лечения гемодиализом. В 1-й группе тромбоз шунта произошел у 18 из 25 больных, во 2-й -у 6 из 19. Можно ли говорить о статистически значимом различии доли больных тромбозом, а тем самым об эффективности аспирина?
Зададим уровень значимости α=0,05
Сформулируем Н(0): в генеральной совокупности доля больных тромбозом не зависит от приема аспирина.
Занесем результаты испытания в таблицу.
| Тромбоз есть | Тромбоза нет | |
Плацебо | 18 | 7 | 25 |
Аспирин | 6 | 13 | 19 |
Всего | 24 | 20 | 44 |
Посчитаем значение критерия хи-квадрат с поправкой Йетса
Q=0,7
Мы задали 5% -ный уровень значимости α = 0,05 . Тогда критическое значение = 3,84 (по таблице для f=1). Полученное значение χ2=5,56 больше, чем критическое, следовательно, мы отвергаем Н(0) гипотезу о том, что аспирин не влияет на проявление тромбоза шунта. Следовательно, мы можем утверждать с вероятностью 95%, что использование аспирина эффективно снижает риск тромбоза в генеральной совокупности.
Q=0,7 показывает сильную связь между приемом аспирина и вероятностью тромбоза.
Случай 2. Выборки зависимые
Над одними и теми же объектами проводятся два наблюдения: до и после. (прием лекарства, обучение, внушение и т.д.)
Подсчитывается сколько раз данное свойство встречается:
-
и «до» и «после», (+,+) -
только «до» (+,-) -
только «после» (-,+) -
ни «до» ни «после» (-,-)
| Наличие признака «после» | |
Наличие признака «до» | нет (-) | есть (+) |
есть (+) | a Число изменений от (+) к (-) | c Число сохранивших (+) |
нет (-) | b Число сохранивших (-) | d Число изменений от (–) к (+) |
-
Н(0) – доля объектов с интересующим нас признаком «после» не изменилась по сравнению с «до» -
Вычисляем критерий хи-квадрат Мак-Нимара
Е
сли то Н(0) принимается
-
Если то принимаем Н(1),
Работа с преподавателем. Было проведено исследование эффективности антитабачной рекламы. Для этого сравнили соотношение курящих/некурящих до и после проведения рекламной компании.
Сформулируем Н(0): рекламная компания, проведенная в генеральной совокупности, не повлияет на долю курящих.
Или - соотношение курящих и некурящих среди членов генеральной совокупности после рекламной компании не изменится.
Зададим уровень значимости α=0,01
Рекламная компания была проведена среди 100 человек. В результате исследования были получены следующие результаты
| После рекламы | |
До рекламы | Не курят (-) | Курят (+) |
Курят (+) | 32 (курили , но не стали курить) | 25 (курили и курят) |
Не курят (-) | 43 (не курили и не курят) | 0 (не курили, но стали курить) |
Мы задали 1% -ный уровень значимости α = 0,01 . Тогда критическое значение = 6,64 (по таблице для f=1). Полученное значение χ2=30 больше, чем критическое, следовательно:
мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную о том, что с вероятностью 99 % рекламная компания повлияет на соотношение курящих и некурящих в популяции (генеральной совокупности).
Контрольные вопросы
-
Для каких целей используются таблицы сопряженности -
Структура таблицы сопряженности -
Сформулирйте нулевую гипотезу для общего случая -
Какие данные заносятся в таблицу сопряженности в случае зависимых выборок -
Какие критерии используются при анализе таблицы сопряженности
Задание к теме.
-
Сформулируйте цель проведенного исследования -
Сформулируйте нулевую и альтернативную гипотезы -
Составьте таблицу сопряженности -
Решите задачу на уровне значимости 0,05
Вариант 1
Исследовалась заболеваемость в сельской и городской местности. Выборочные исследования показали, что в селе из ста жителей обращались к врачу 36 человека, в городе из 100 жителей посетили врача 28 человек. Определить зависит ли обращаемость к врачу от места жительства.
Вариант 2.
Среди 84 лиц, страдающих гипертонией, с давлением более 160 мм.рт.ст. было 24 человека. После приема препарата их стало 18. Сделайте вывод об эффективности препарата.
Вариант 3
Сравнивалась эффективность двух методов лечения и получены следующие данные
| 1 вид лечения | 2 вид лечения |
Вылечились | 58 | 36 |
Не вылечились | 54 | 19 |
Отличаются ли по эффективности эти два вида лечения?
Вариант 4
В конце первого года обучения в вузе в группе студентов из 15 человек было 6 отличников. В конце второго года обучения их стало 8. Определить, меняется ли успеваемость на втором курсе.
Вариант 5
1000 человек классифицировали по признаку дальтонизма. По приведенным ниже данным проверить, есть ли зависимость между наличием дальтонизма и полом человека.
| Мужчины | Женщины |
Дальтоники | 38 | 6 |
Не дальтоники | 442 | 514 |
Вариант 6
Во время эпидемии гриппа изучалась эффективность прививок против этого заболевания. Получены следующие результаты:
С прививкой | Без прививки | ||
заболели | не заболели | заболели | не заболели |
4 | 192 | 34 | 111 |