Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 664
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.
. Понимание содержания литературных текстов.
9. Исследование школьных знаний.
Используемые диагностические приемы:
3. Исследование восприятия и понимания картин с нелепыми сюжетами.
Цель: определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка.
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков
Исследование способности устанавливать закономерности.
Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.
Задания по математике для 3 класса.
Задания по математике для 4 класса.
Задания по математике для 5 класса.
Задания по математике для 6 класса.
Задания по математике для 7 класса.
Задания по математике для 5 класса.
Задания по математике для 6 класса.
Задания по математике для 7 класса.
Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение №12).
Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним.
Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным.
Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги. Так строка за строкой подвергается логическому анализу.
Анализ результатов
Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна. Задания непосильны.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 18
Исследование способности устанавливать закономерности.
Цель:
-
Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности. -
Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии. -
Оценка умения устанавливать закономерности. -
Оценка обучаемости. Процедура проведения:
Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности.
В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом.
Например: Река Лес
Рыба ягоды, деревья, грибы, звери, охотники
Анализ результатов
Это задание не понимают.
Большая по объему помощь остается неэффективной.
-
Исследование понимания литературных текстов.
Цель:
-
Выявить понимание скрытого смысла текста. -
Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности. -
Оценить умение делать выводы и умозаключения. -
Оценка умения использовать помощь. -
Оценка состояния речи. Диагностический материал:
В качестве диагностического материала используются:
Для детей15 лет - рассказ “ Голодный человек” (Приложение №16). Длядетей 16 лет – рассказ "Страшные
хулиганы" (Приложение №16). Длядетей17-18 лет – рассказ "Ноша" (Приложение №16).
Процедура исследования:
1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку. 2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.
Анализ результатов
Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не эффективной.
-
Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.
Цель:
-
Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения. -
Оценка умения делать обобщения. -
Оценка уровня речевого развития ребенка. -
Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации. -
Оценка внимания, восприятия. Диагностический материал:
Детям 15 лет – предлагается серию: «Страшный зверь» (Приложение №20). детям 16 лет – предлагается серия: «Кукла» (Приложение №20).
детям 17-18 лет – предлагается серия: «Наводнение» (Приложение №20). Процедура обследования:
Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом. Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они рассказывают.
Затем предлагают разложить картинки в определенной последовательности с учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.
Анализ результатов
Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна.
- 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 18
Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.
Цель:
-
Выявить запас и точность представлений. -
Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков. -
Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки. -
Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности. -
Оценка способности к отвлеченному мышлению.
Процедура исследования:
Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».
Образцы заданий для сравнения: озеро и река; валенки и тапочки; снег и вата, дождь и град и др.
Анализ результатов:
Сравнение не проводят, задания не осмысливают.
-
Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.
Цель:
-
Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора. -
Оценка образного мышления, представлений. -
Оценка абстрактного мышления. -
Оценка качества речи, умения выражать мысли. -
Оценить умение вербального выражения умозаключений. -
Выявление возможности применения их в жизни. Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.
Например: свинцовые тучи, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение №24).
Анализ результатов
Понимают
метафоры дословно или просто не понимают задания.
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение
№24).
Примеры поговорок:
-
«Весенний день год кормит». -
«Хлеб – всему голова». -
«Куй железо пока горячо». -
«Семь раз отмерь, один отрежь». Примеры пословиц: -
«Долог день до вечера, коли делать нечего». -
«Не руби сук, на котором сидишь». -
«Дерево живет корнями, а человек друзьями». -
«Не в свои сани не садись».
Анализ результатов
Понимают пословицы и поговорки неправильно, часто дают нелепые ответы и оказываемая им помощь оказывается неэффективной.
- 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18