Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 650
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.
. Понимание содержания литературных текстов.
9. Исследование школьных знаний.
Используемые диагностические приемы:
3. Исследование восприятия и понимания картин с нелепыми сюжетами.
Цель: определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка.
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков
Исследование способности устанавливать закономерности.
Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.
Задания по математике для 3 класса.
Задания по математике для 4 класса.
Задания по математике для 5 класса.
Задания по математике для 6 класса.
Задания по математике для 7 класса.
Задания по математике для 5 класса.
Задания по математике для 6 класса.
Задания по математике для 7 класса.
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.
Например: старый друг, светлая голова, золотое сердце, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение № 15).
Анализ результатов
Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания.
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение
№ 24).
Примеры поговорок:
-
«Как аукнется, так и откликнется». -
«Шило в мешке не утаишь». -
«Куй железо пока горячо». -
«Семь раз отмерь, один отрежь». Примеры пословиц: -
«Не рой яму другому, сам в нее попадешь». -
«Не руби сук, на котором сидишь». -
«Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».
Анализ результатов
Понимают пословицы и поговорки неправильно, часто дают нелепые ответы и оказываемая им помощь оказывается неэффективной.
-
Исследование школьных знаний.
Цель:
-
Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.
Материал:
Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложение № 16).
Процедура проведения:
Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.
Анализ результатов
Выполняют совместно, частично. Помощь использовать не могут.
Перенос на аналогичные задания не осуществляют. Задания часто выполняют формально.
Мотивация слабая.
Методика «Домик»
Н. И. Гуткина (произвольность внимания)
Цель: оценка уровня произвольности внимания. Возраст: 5-10 лет.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка, и карандаш. На этом листе прошу тебя нарисовать точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если же нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».
Когда ребенок говорит об окончании работы, ему надо предложить, все ли верно.
Ошибками считаются:
-
отсутствие какой-либо детали 4б. -
увеличение отдельных деталей рисунка, 3б. -
неправильно изображенный элемент рисунка 2б. -
неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (смещение забора вниз или вверх, трубы, отклонение колечек дыма более 30˚ от горизонтальной линии) 1б. -
отклонение прямых линий более 30˚ от заданного направления. 1б. -
разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены. 1б. -
залезание линий одна за другую. 1б.
Оценка результатов: 0б. – высокий уровень 1-2б. – хороший
-
б. – средний более 4б. – низкий
Методика определения эмоциональной самооценки
А. В. Захаров
(эмоциональная самооценка)
Цель: определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка.
Возраст: 4-7 лет.
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков
– это люди. Укажи, где находишься ты. Поставь букву «Я» в нужном кружке.
Оценка результатов: нормой для ребенка является указание на третий – четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я – образа», осознает свою ценность и принимает себя.
При указании на первый – второй круг – завышенная самооценка. При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.
Содержание диагностического материала при обследовании детей с 15 до 18 лет
(по этапам обследования).
-
Исследование общей осведомленности.
Цель:
-
Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности. -
Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному образованию.
Используемые диагностические приемы:
Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.
Процедура проведения. Ребенку предлагается:
-
обобщить группу предметов или явлений, например – тучи, молния, гром, дождь – дождливая погода. -
объяснить существенные отличия времен года, назвать месяцы года. -
назвать континенты Земного шара, океаны, несколько стран или городов, реки. -
объяснить различие между страной и континентом, городом и деревней и др Анализ результатов
Обнаруживают полную несостоятельность в работе. Не понимают, что от них требуется.
Помощи не принимают, уклоняются от работы.
-
Исследование понимания картин со скрытым смыслом.
Цель:
-
Оценка качества восприятия. -
Оценка способности воспринимать сюжет в целом. -
Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства. -
Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации.
Дидактический материал:
Просят раскрыть смысл изображенного:
Для детей 15 лет – предъявляются картинки «Лев и собачка»
Для детей 16 лет – предъявляются картинки «Футболист», «Девочка и собака»
Для детей 17-18 лет – предъявляются картинки «Неравный брак» Процедура обследования:
Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло. Задается серия последовательных вопросов.
Предлагается дать оценку героям и их действиям.
Анализ результатов
С заданием практически не справляются. Осмысливают картинку конкретно. Помощь не принимаю
- Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам.
Цель:
-
Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез. -
Оценка категориального мышления. -
Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков. -
Оценка словесно – логического мышления. Процедура исследования: