Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 649
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.
. Понимание содержания литературных текстов.
9. Исследование школьных знаний.
Используемые диагностические приемы:
3. Исследование восприятия и понимания картин с нелепыми сюжетами.
Цель: определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка.
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков
Исследование способности устанавливать закономерности.
Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.
Задания по математике для 3 класса.
Задания по математике для 4 класса.
Задания по математике для 5 класса.
Задания по математике для 6 класса.
Задания по математике для 7 класса.
Задания по математике для 5 класса.
Задания по математике для 6 класса.
Задания по математике для 7 класса.
Процедура обследования:
-
Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением. -
Затем предлагают картинку рассмотреть и отметить, чем она интересна, назвать элементы нелепостей. -
Просят оценить эмоциональное состояние ребенка при рассматривании картинки.
Анализ результатов
Не отмечают нелепого характера изображений. Эмоциональная реакция отсутствует.
Описывают конкретно изображенное на картинке.
- Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам.
Цель:
-
Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез. -
Оценка категориального мышления. -
Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков. -
Оценка словесно – логического мышления.
Процедура исследования:
-
Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение № 11). -
Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным. -
Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги. -
Так строка за строкой подвергается логическому анализу.
Анализ результатов
Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна.
Задания непосильны.
-
Исследование способности устанавливать закономерности. Цель:
-
Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности. -
Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии. -
Оценка умения устанавливать закономерности. -
Оценка обучаемости.
Процедура проведения:
-
Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности. -
В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом (Приложение № 12).
Анализ результатов
Это задание не понимают.
Большая по объему помощь остается неэффективной.
-
Исследование понимания литературных текстов. Цель:
-
Выявить понимание скрытого смысла текста. -
Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности. -
Оценить умение делать выводы и умозаключения. -
Оценка умения использовать помощь. -
Оценка состояния речи.
Диагностический материал:
В качестве диагностического материала используются: Приложение № 13 Длядетей11 лет - рассказ “Жадная собака”
Длядетей 12 лет – рассказ "Лев и лиса" Длядетей13 лет – рассказ "Осел и муравей"
Длядетей14 лет – рассказ “Голодный человек”
Процедура исследования:
1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку. 2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.
Анализ результатов
Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не эффективной.
-
Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.
Цель:
-
Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения. -
Оценка умения делать обобщения. -
Оценка уровня речевого развития ребенка. -
Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации. -
Оценка внимания, восприятия.
Диагностический материал: (Приложение №
14)
Детям 11 лет – предлагаются серии: «Трусиха», «Случай на реке» детям 12 лет – предлагается серия: «Ежик»
детям 13 – 14 лет – предлагается серия: «Фермер»
Процедура обследования:
-
Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом. Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они рассказывают. -
Затем предлагают разложить картинки в определенной последовательности с учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.
Анализ результатов
Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна.
-
Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.
Цель:
-
Выявить запас и точность представлений. -
Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков. -
Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки. -
Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности. -
Оценка способности к отвлеченному мышлению.
Процедура исследования:
Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».
Образцы заданий для сравнения: волк и собака; кошка и белка; валенки и тапочки и др.
Анализ результатов:
Сравнение не проводят, задания не осмысливают.
-
Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор. Цель:
-
Оценка абстрактного мышления у детей с 12 лет. -
Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора. -
Оценка образного мышления, представлений. -
Оценка качества речи, умения выражать мысли. -
Оценить умение вербального выражения умозаключений. -
Выявление возможности применения их в жизни.