Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Критерии и показатели сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКТЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Анализ программ по литературному чтению
Критерии оценивания темпа чтения
Критерий оценивания понимания прочитанного
Критерии оценивания выразительности речи
Задания на развитие скоростного чтения:
Задания, направленное на формирование выразительности чтения.
собственно, на уроках литературного чтения у младших школьников постепенно должны складываться такие читательские умения, как: выделять смысловую последовательность в художественных произведениях; сравнивать и искать отличия деятельных лиц по их поступкам; давать собственную оценку их действиям, формулировать свое отношение к прочтенному; предопределять эмоциональное положение героев произведений; фантазировать над картинами, предложенными писателями; придумывать собственный финал произведения и т.д.
Один из основных вопросов, который рассматривается в начальном звене образования – развитие у ребенка навыка чтения, представляющегося базой в целом дальнейшего развития образования.
М. П. Воюшина подмечает то, что в начальной школе под исследованием художественных произведений подразумевается внимательное, разностороннее изучение текста и его элементов. Это объясняется потребностью формирования технического чтения на всех стадиях изучения, призывающего к многоразовому чтению, что, в результате формирует детальный подход к слову и формирует посылы с целью подробного рассмотрения текста произведений [34].
Преимущество литературного чтения состоит в том, что формирование эстетического восприятия и осваивание художественных произведений предполагает как внутреннюю, так и созидательную работу. Для того чтобы получить ценный духовно-нравственный опыт, вложенный в произведения, следует обладать выработанным навыком чтения [51].
Согласно суждению Л. А. Мосуновой, модель текста и вербальное изображение могут помочь осмыслению, которое оказывает большое влияние на формирование индивидуального значения на базу прочтенного [36].
Важнейшим условием при формировании навыка чтения является то, что не нужно сводить чтение произведений к бессмысленному озвучиванию
слов. Во избежание нарушения данного условия младшим школьникам необходимо научиться самостоятельно разбивать большой текст произведения на более мелкие смысловые части, выстраивать логическую последовательность действий и формулировать свою мысль по прочитанному [29].
При изучении теоретической и практической стороны преподавания литературному чтению, К. Д. Ушинский выделил несколько принципов по формированию навыка чтения:
У учеников начальной школы все психические процессы находятся в активном развитии. По этой причине необходимо обращать внимание на характерные черты, следить за их постепенным формированием, не забывая и о процессе формирования навыка чтения.
Самая распространенная проблема на уроках литературного чтения – снижение мотивации. Чтобы мотивация у младших школьников повышалась,
педагогу необходимо на каждом уроке создавать определенные условия, использовать различные методы. Так же нужно учитывать характерные особенности учеников, уровень их развития и возраст [33].
Исходя из всех этих особенностей, можно использовать интерактивные приемы и методы обучения чтению, как один из многих. «Интерактивный» означает взаимодействие, т.е. данные приемы позволят взаимодействовать субъектам образовательного процесса «учитель – ученик» на уровне «равный - равному». При использовании интерактивных приемов все ученики активно взаимодействуют друг с другом. Данные приемы предполагают моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа факторов и ситуаций [22].
В обучении чтению с использованием интерактивного метода учитываются потребности каждого обучающегося, привлекается его личностный опыт; оптимальный результат постигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, младший школьник анализирует собственную деятельность. Ученик при таком обучении чувствует себя комфортно в контакте в первую очередь с учителем, ну и со сверстником, т. к. меняется схема взаимосвязи между участниками процесса. Мы обратили внимание на некоторые из этих методов, которые являются, на наш взгляд, более актуальными при работе с чтением:
Взаимодействие между участниками дает возможность не только получить новые знания, но и развивать коммуникативные умения, т.е. умение слушать другого, оценивать различные точки зрения, умение дискутировать, приходить к общему решению и т.д.
Чтобы повысить мотивацию и развить интерес, проблема, которая формулируется на занятии литературного чтения по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую и практическую значимость. Нужно так же учитывать возможность многих неоднозначных вариантов решения вопроса, который выдвигается перед обучающимися как учебная задача.
«вселения» младших школьников в объекты изучения, своего рода попытка прочувствовать и познать его изнутри [22, 23].
Используются такие приемы как «ранжирование»,«поисксоответствий», прием антиципации,«рефлексивный
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКТЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
-
Методы и приемы формирования чтения у младших школьников
Один из основных вопросов, который рассматривается в начальном звене образования – развитие у ребенка навыка чтения, представляющегося базой в целом дальнейшего развития образования.
М. П. Воюшина подмечает то, что в начальной школе под исследованием художественных произведений подразумевается внимательное, разностороннее изучение текста и его элементов. Это объясняется потребностью формирования технического чтения на всех стадиях изучения, призывающего к многоразовому чтению, что, в результате формирует детальный подход к слову и формирует посылы с целью подробного рассмотрения текста произведений [34].
Преимущество литературного чтения состоит в том, что формирование эстетического восприятия и осваивание художественных произведений предполагает как внутреннюю, так и созидательную работу. Для того чтобы получить ценный духовно-нравственный опыт, вложенный в произведения, следует обладать выработанным навыком чтения [51].
Согласно суждению Л. А. Мосуновой, модель текста и вербальное изображение могут помочь осмыслению, которое оказывает большое влияние на формирование индивидуального значения на базу прочтенного [36].
Важнейшим условием при формировании навыка чтения является то, что не нужно сводить чтение произведений к бессмысленному озвучиванию
слов. Во избежание нарушения данного условия младшим школьникам необходимо научиться самостоятельно разбивать большой текст произведения на более мелкие смысловые части, выстраивать логическую последовательность действий и формулировать свою мысль по прочитанному [29].
При изучении теоретической и практической стороны преподавания литературному чтению, К. Д. Ушинский выделил несколько принципов по формированию навыка чтения:
-
развитие мотивации: при чтении художественных произведений ученики овладеют заинтересованностью в этом, что позволит развиваться потребностно-смысловой сфере; -
соответствие текстов психологическим особенностям возраста: подобранный материал должен соответствовать возрасту обучающихся, который будет доступным для восприятия на этапах интеллектуального и психологического развития; -
соответствие индивидуально-психологическим особенностям учеников: следует принимать во внимание уровень формирования и индивидуальные особенности, и характерные черты читателя с целью эффективного развития навыка чтения; -
ориентация педагога на культурное развитие ребенка: чтение должно быть нацелено на общесмысловое понимание окружающей действительности, а не быть лишь «речевой разминкой» для читателя [60].
У учеников начальной школы все психические процессы находятся в активном развитии. По этой причине необходимо обращать внимание на характерные черты, следить за их постепенным формированием, не забывая и о процессе формирования навыка чтения.
Самая распространенная проблема на уроках литературного чтения – снижение мотивации. Чтобы мотивация у младших школьников повышалась,
педагогу необходимо на каждом уроке создавать определенные условия, использовать различные методы. Так же нужно учитывать характерные особенности учеников, уровень их развития и возраст [33].
Исходя из всех этих особенностей, можно использовать интерактивные приемы и методы обучения чтению, как один из многих. «Интерактивный» означает взаимодействие, т.е. данные приемы позволят взаимодействовать субъектам образовательного процесса «учитель – ученик» на уровне «равный - равному». При использовании интерактивных приемов все ученики активно взаимодействуют друг с другом. Данные приемы предполагают моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа факторов и ситуаций [22].
В обучении чтению с использованием интерактивного метода учитываются потребности каждого обучающегося, привлекается его личностный опыт; оптимальный результат постигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, младший школьник анализирует собственную деятельность. Ученик при таком обучении чувствует себя комфортно в контакте в первую очередь с учителем, ну и со сверстником, т. к. меняется схема взаимосвязи между участниками процесса. Мы обратили внимание на некоторые из этих методов, которые являются, на наш взгляд, более актуальными при работе с чтением:
-
Метод «Карта памяти» (интеллект-карта) – простая технология для записи идей, мыслей, разговоров. Она происходит довольно быстро и ассоциативно. Суть в том, что какая-то определенная тема находится в центре обсуждений. У участников должны появляться слова, мысли, идей для данной темы. Количество идей не ограничено и все они фиксируются. Данный метод можно применять для получения продукта как индивидуального, так и для группового. -
Метод мозгового штурма (мозговая атака) – данный способ активно применяется для получения новых решений проблем. Его цель – организация мыслительной деятельности для коллективного поиска нетрадиционных путей решения проблем. Использование такого метода позволяет реализовать следующие задачи:
-
творческое усвоение младшими школьниками учетного материала; -
активизация учебно-познавательной деятельности; -
взаимосвязь теоретических знаний с практическими; -
формирование способности концентрировать внимание и мыслительные действия на решении определенной проблемы; -
формирование опыта коллективной работы и мыслительной деятельности.
Взаимодействие между участниками дает возможность не только получить новые знания, но и развивать коммуникативные умения, т.е. умение слушать другого, оценивать различные точки зрения, умение дискутировать, приходить к общему решению и т.д.
Чтобы повысить мотивацию и развить интерес, проблема, которая формулируется на занятии литературного чтения по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую и практическую значимость. Нужно так же учитывать возможность многих неоднозначных вариантов решения вопроса, который выдвигается перед обучающимися как учебная задача.
-
Метод «Обучение в команде» – при использовании данного метода особое внимание уделяется совместным целям и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого участника группы в постоянном сотрудничестве с другими участниками. -
Метод «Эмпатии» (вживания) – данный метод предполагает
«вселения» младших школьников в объекты изучения, своего рода попытка прочувствовать и познать его изнутри [22, 23].
Используются такие приемы как «ранжирование»,«поисксоответствий», прием антиципации,«рефлексивный