Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
круг»,«завершифразу»,«логическаяцепочка»,«дюжинавопросов»,«круглыйстол»,

«аллитерацияимени»и другие [32].

В младшем школьном возрасте происходит децентрация, благодаря которой обучающиеся начинают ставить в мысль другого человека в центр своих рассуждений. Это становится фактором, способствующим формированию навыков чтения при соответствующей работе педагога [60].

Для того чтобы овладеть компонентами навыка чтения, которые более подробно раскрыты в предыдущем параграфе, необходимо видеть за текстом присутствие автора. Т. Д. Полозова считала это главным свойством чтения [50].

Тот, кто читает должен понимать, чувствовать автора, принимать его позицию или опровергать. Только в этом случае обучающийся сможет четко сформировать свое отношение к тексту, проникнуть в него, т.е. овладеть навыками

Особое внимание уделяется особенностям формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте, связанным с развитием большинства психических процессов детей данного возраста. На данное время ученые выделили далеко не все методические аспекты формирования навыка чтения, но все же, в последнее время они уделяют все больше внимания, ведут активную работу по разработкам активных методик [13].
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Анализ программ по литературному чтению




Из всех программ, по которым определяется обучение в начальной школе, для анализа мы выбрали следующие программы:

  1. УМК «Школа России» программа «Литературное чтение» (В. Г. Горецкий и Л. Ф. Климанова) [18];

  2. УМК «Школа 2100» программа «Чтение и начальное литературное образование» (Р. Н. и Е. В. Бунеевы) [3];

  3. программа «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова, М. В. Бойкина) [17].

Программа «Литературное чтение» для 2-4 классов начальной школы (авторы В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова).

Главная цель программы: ознакомление младших школьников с литературой, принятие литературы как искусства слова. Чтение воспринимается и как объект обучения, и как средство освоения литературного произведения.

Цикл уроков литературного чтения направлен на решение последующих задач:

  • Формирование способности полноценно и целенаправленно воспринимать и интерпретировать художественное произведение; формирование чувства сопереживания героям; уметь эмоционально опираться на прочтенное.

  • воспитание у младших школьников чувственной стороны понимания художественного произведения, его средства выразительности;

  • обучение умению восстанавливать по памяти художественные образы, развитию творческого и аналитического мышления, а также воображения в целом;

  • формирование поэтического слуха и художественного вкуса;

  • формирование необходимости в постоянном чтении книг, развитие литературного интереса к творчеству;

  • обогащение развития речи школьников и формирование навыков чтения и речевых умений;

  • обогащение и расширение кругозора через чтение книг разных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

  • формирование умения работать с различными типами текстов;

  • формирование условия для потребности в самостоятельном осмысленном чтении художественных произведений.


Характерной чертой программы считается внедрение ее в оглавление раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Работа по программе в представленном направлении начинает развиваться с развития у обучающихся способности радоваться и удивляться в общении с окружающим миром, а именно: с людьми, природой, предметами национальной культуры; умения находить прекрасное в окружающем мире. Данная программа направляет на формирование умений выразить с помощью слова собственные впечатления, собственное видение предмета, состояния природы и человека, и предлагает

активизировать способность обучающихся полноценно воспринимать художественное произведение на основе целенаправленной деятельности.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой деятельности (говорение, чтение, слушание и писание), а также работу с различными видами текстов. Данный раздел направлен на формирование развития речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, одним из которых является навык чтения.

Навык чтения. В четырехлетнем обучении в начальной школе постепенно меняются приемы овладения навыком чтения. Первоначально идет освоение синтетических, т.е. целостных приемов в границах слова и словосочетания чтение целыми словами. Затем формируются приемы с использованием интонационного объединения слов во фразы и предложения. При этом увеличивается скорость, т.е. беглость чтения, постепенно вводится чтение про себя с озвучиванием прочитанного. Обучающиеся овладевают
рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, интонационными нормами чтения, а также осваивают различные виды чтения – ознакомительное, выборочное, обучающее и используют их при достижении определенной речевой задачи.

Наряду с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения определять смысл прочитанного, обобщать материал и выделять главное.

Творческая деятельность младшего школьника, во-первых, признается строго обязательной; во-вторых, работа предлагается не только на основе прочитанного текста, но и на основе собственного авторского творчества; в- третьих, внимание фиксируется на форме произведения.

Обязательной частью курса литературного чтения считается внеклассное чтение, которое проводится в форме, как самостоятельного домашнего чтения, так и, например, на занятиях по внеклассному чтению.

Программа«Чтениеиначальноелитературноеобразование» (авторы Р. Н. Бунеев Е. В. Бунеева) является составной частью комплекта программ непрерывных курсов Образовательной программы «Школа 2100».

Цель уроков чтения по данной программе: вложить основы формирования грамотного и образованного читателя, владеющего и техникой чтения, и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их отбирать без посторонней помощи.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формировать технику чтения и приемы понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременно с этим развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать;

  2. Определить направление через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей, воспитывать личность со свободным и независимым мышлением.

  3. Формировать устную и письменную речь, в том числе значительное обогащение словаря, овладение речевой и коммуникативной культурой; развивать творческие способности детей;

  4. Приобщить детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной через введение элементов анализа текста, в том числе и средств выразительности.


Произведения в данной образовательной программе подбираются по степени усложнения литературного материала, т.е. так, чтобы представления ребенка об окружающем мире постепенно расширялись. В книгах для чтения реализуются: принцип жанрового разнообразия; принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг детского чтения произведений; монографический принцип; принцип актуализации тематики чтения.

Программа рассматривает организацию самостоятельного домашнего чтения. Ее главная особенность обучающиеся читают на уроке только главы из произведения, а все произведения читают самостоятельно дома.

Таким образом, реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.

В программе изложены требования к технике чтения, показаны приемы понимания прочитанного и элементы литературоведческого анализа текста.

Образовательнаяпрограмма«Перспектива» (авторы М. В. Бойкина, Л. А. Виноградова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова).

Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного и любящего читателя, способного к творческой деятельности.

Владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение выбирать их без окружающей помощи, сформированность духовной потребности в книге как в средстве самопознания и познания мира в целом.

Курс литературного чтения в особой мере