Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Критерии и показатели сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКТЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Анализ программ по литературному чтению
Критерии оценивания темпа чтения
Критерий оценивания понимания прочитанного
Критерии оценивания выразительности речи
Задания на развитие скоростного чтения:
Задания, направленное на формирование выразительности чтения.
действовать произвольно в отношении выбора фонетических, семантических и синтаксических средств. Такая речь ориентирована на ее понимание другими, а это требует от ребенка сложнейших операций произвольного построения смысла. Данные операции должны определять монологический характер письменной речи. С произвольностью связана сознательность письменной речи по сравнению с устной [3].
Чтение – древнейший вид культурной деятельности человека, к тому же основное средство обучения и инструмент познания окружающего мира.
Вся информация, которой пользуется человек, закодирована. Писание, теснее всего связано с чтением. Так, если письмо означает кодирование устной речи, то чтение является декодированием.
Д. Б. Эльконин впервые определил, что такое чтение. Он оценивал первоначальное обучение чтению с позиции теории деятельности, а в частности, теории речевой деятельности и умственных действий. Основным предметом действия в начальной школе является звучащая речь, т.е.
«действие по воссозданию звукового образа по его графической модели». В этот период осознаются способы действия со звуками и буквами [17, с.64].
Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что формирование умений и навыков чтения и письма успешны лишь при развитии устной речи, а также при умении анализировать ее, что напрямую зависит от особенностей мышления. Речь и мышление в процессе чтения неразделимы, на это неоднократно указывал Л. С. Выготский.
Он писал, что значение слова представляет собой акт мышления в собственном смысле слова [7].
Значение слова рассматривается по своей природе как речевое явление, но в то же время относится к области мышления [10].
В 50 годы XX века советский психолог Т. Г. Егоров пришел к выводу о том, что мышление равным образом причастно к процессу чтения. Для чтения характерны две взаимосвязанные стороны – движение глаз и речедвигательные процессы и движение мыслей. «Синтез этих сторон – конечная задача развития навыка чтения» [12, с.16].
В своей работе «Очерки психологии обучения детей чтению» он изучает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено и осмысление прочитанного. У ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста, считает он, эти компоненты синтезируются [12, с.24].
«Чем гибче синтез между процессами осмысливания и, тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее» - пишет Т. Г. Егоров [37, с. 81].
Русские и зарубежные педагоги и психологи неоднократно изучали процесс чтения младших школьников. В результате теоретических и эмпирических исследований психологов 30-50-х годов XX века были установлены этапы процесса формирования чтения, сформирована сравнительная характеристика чтения вслух и «про себя», выявлены ошибки
при чтении, проведена их классификация, и сделаны попытки объяснить психологическую природу ошибок на каждом этапе формирования навыка чтения. Таким образом, постепенно развивался процесс становления навыка чтения [5].
Т. Г. Егоров выделил три этапа в формировании навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап он характеризует тем, что главными компонентами процесса чтения являются: восприятие, произношение и осмысление. В деятельности чтеца они
«разорваны» и требуют от ребенка определенных усилий по произведению отдельных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом – слиянием, подумать, как надо прочитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог. Чтение по слогам, считает Егоров, – это признак того, что младший школьник находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Аналитический этап обычно соответствует периоду обучения грамоте [12, с.75].
Синтетический этап начинается при условии, что все три компонента чтения происходят одновременно. На данном этапе младший школьник начинает читать целыми словами, и главный признак того, что он находится именно на синтетическом этапе – это наличие интонирования при чтении. Важно, чтобы каждый обучающийся не только осмысливал отдельные единицы произведения, но и соотносил их с целостным содержанием читаемого. Если чтец удерживает в сознании общий смысл прочитанного, то начинает проявляться интонация – замечал Егоров. Обычно это происходит во время второго года обучения в начальной школе.
На последнем этапе – автоматизации техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом.
Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания прочитанного и его формы: идеи произведения, композиции, художественных средств. Для этого этапа присуще стремление ребенка читать «про себя». Главным признаком достижения данного уровня является непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение и осмысление его; желание поделиться своими мыслями про прочтенному без дополнительных вопросов педагога, стремление обсудить прочитанное [20].
Данная классификация Т. Г. Егорова, установленная в системе четырехлетнего начального обучения, соответствует годам обучения:
Теперь подробно разберем, что такое навык. Умения и навыки тесно взаимосвязаны, однако в педагогике их принято различать. Но ученые не пришли к единому мнению об их соотношении. Давайте обратимся к определению каждого из понятий. Умение – это действие, которое выполняется осознанно. А навык – это действие, доведенное до автоматизма, высокая степень умения [55].
Из этого следует, что умения чтения, доведенные до высокого уровня овладения ими, постепенно перейдут в навык чтения.
«Навык – это автоматизированные действия, которые вырабатываются в результате длительных организованных упражнений», отмечает М. Р. Львов [31, с.13].
В педагогике термин «навык чтения» характеризуется как
автоматизированное умение по озвучиванию напечатанного текста. В данном случае текст определяется правильностью (плавностью чтения с отсутствием ошибок); беглостью (скоростью чтения); осознанностью (пониманием фактического содержания текста и замысла автора) и выразительностью (соблюдением интонации при чтении). Первые два качества (правильность и беглость) в сочетании со способом чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, смешанное) называют техникой чтения [37].
Исходя из исследований ученых, можно выделить следующие читательские умения:
Только при высокой степени овладения читательскими умениями, они способны перейти в навыки чтения.
Наряду с термином «навык чтения» употребляется понятие «техника чтения». Под техникой чтения понимают способ, темп чтения и его правильность.
Техника чтение и осознанность рассматривается как две стороны процесса чтения. Техника – неотъемлемая часть понимания прочитанного. Основной же целью чтения является понимание, - считает Т.
- Навык чтения как один из видов речевой деятельности. Компоненты навыка чтения младших школьников
Чтение – древнейший вид культурной деятельности человека, к тому же основное средство обучения и инструмент познания окружающего мира.
Вся информация, которой пользуется человек, закодирована. Писание, теснее всего связано с чтением. Так, если письмо означает кодирование устной речи, то чтение является декодированием.
Д. Б. Эльконин впервые определил, что такое чтение. Он оценивал первоначальное обучение чтению с позиции теории деятельности, а в частности, теории речевой деятельности и умственных действий. Основным предметом действия в начальной школе является звучащая речь, т.е.
«действие по воссозданию звукового образа по его графической модели». В этот период осознаются способы действия со звуками и буквами [17, с.64].
Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что формирование умений и навыков чтения и письма успешны лишь при развитии устной речи, а также при умении анализировать ее, что напрямую зависит от особенностей мышления. Речь и мышление в процессе чтения неразделимы, на это неоднократно указывал Л. С. Выготский.
Он писал, что значение слова представляет собой акт мышления в собственном смысле слова [7].
Значение слова рассматривается по своей природе как речевое явление, но в то же время относится к области мышления [10].
В 50 годы XX века советский психолог Т. Г. Егоров пришел к выводу о том, что мышление равным образом причастно к процессу чтения. Для чтения характерны две взаимосвязанные стороны – движение глаз и речедвигательные процессы и движение мыслей. «Синтез этих сторон – конечная задача развития навыка чтения» [12, с.16].
В своей работе «Очерки психологии обучения детей чтению» он изучает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено и осмысление прочитанного. У ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста, считает он, эти компоненты синтезируются [12, с.24].
«Чем гибче синтез между процессами осмысливания и, тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее» - пишет Т. Г. Егоров [37, с. 81].
Русские и зарубежные педагоги и психологи неоднократно изучали процесс чтения младших школьников. В результате теоретических и эмпирических исследований психологов 30-50-х годов XX века были установлены этапы процесса формирования чтения, сформирована сравнительная характеристика чтения вслух и «про себя», выявлены ошибки
при чтении, проведена их классификация, и сделаны попытки объяснить психологическую природу ошибок на каждом этапе формирования навыка чтения. Таким образом, постепенно развивался процесс становления навыка чтения [5].
Т. Г. Егоров выделил три этапа в формировании навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап он характеризует тем, что главными компонентами процесса чтения являются: восприятие, произношение и осмысление. В деятельности чтеца они
«разорваны» и требуют от ребенка определенных усилий по произведению отдельных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом – слиянием, подумать, как надо прочитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог. Чтение по слогам, считает Егоров, – это признак того, что младший школьник находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Аналитический этап обычно соответствует периоду обучения грамоте [12, с.75].
Синтетический этап начинается при условии, что все три компонента чтения происходят одновременно. На данном этапе младший школьник начинает читать целыми словами, и главный признак того, что он находится именно на синтетическом этапе – это наличие интонирования при чтении. Важно, чтобы каждый обучающийся не только осмысливал отдельные единицы произведения, но и соотносил их с целостным содержанием читаемого. Если чтец удерживает в сознании общий смысл прочитанного, то начинает проявляться интонация – замечал Егоров. Обычно это происходит во время второго года обучения в начальной школе.
На последнем этапе – автоматизации техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом.
Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания прочитанного и его формы: идеи произведения, композиции, художественных средств. Для этого этапа присуще стремление ребенка читать «про себя». Главным признаком достижения данного уровня является непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение и осмысление его; желание поделиться своими мыслями про прочтенному без дополнительных вопросов педагога, стремление обсудить прочитанное [20].
Данная классификация Т. Г. Егорова, установленная в системе четырехлетнего начального обучения, соответствует годам обучения:
-
класс – преобладает слоговое чтение; -
класс – становление синтетического чтения; -
класс – синтетическое «невыразительное» чтение; -
класс – аналитическое «выразительное» чтение [46].
Теперь подробно разберем, что такое навык. Умения и навыки тесно взаимосвязаны, однако в педагогике их принято различать. Но ученые не пришли к единому мнению об их соотношении. Давайте обратимся к определению каждого из понятий. Умение – это действие, которое выполняется осознанно. А навык – это действие, доведенное до автоматизма, высокая степень умения [55].
Из этого следует, что умения чтения, доведенные до высокого уровня овладения ими, постепенно перейдут в навык чтения.
«Навык – это автоматизированные действия, которые вырабатываются в результате длительных организованных упражнений», отмечает М. Р. Львов [31, с.13].
В педагогике термин «навык чтения» характеризуется как
автоматизированное умение по озвучиванию напечатанного текста. В данном случае текст определяется правильностью (плавностью чтения с отсутствием ошибок); беглостью (скоростью чтения); осознанностью (пониманием фактического содержания текста и замысла автора) и выразительностью (соблюдением интонации при чтении). Первые два качества (правильность и беглость) в сочетании со способом чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, смешанное) называют техникой чтения [37].
Исходя из исследований ученых, можно выделить следующие читательские умения:
-
вычленение главного из текста, понимание о ком или о чем идет речь, умение выделять сложную и нужную информацию; -
понимание смысла подтекста; -
анализ текста, т.е. сравнение различных частей текста; -
перевод действий на собственный опыт; -
интерпретирование текста: извлечение нужного смысла; -
рассуждение по прочитанному, высказывание своим мыслей; -
оценка текста, видение авторской позиции, чувствование настроения произведения в целом; -
формирование собственного отношения к прочитанному и пояснение своего выбора [4, 11, 25].
Только при высокой степени овладения читательскими умениями, они способны перейти в навыки чтения.
Наряду с термином «навык чтения» употребляется понятие «техника чтения». Под техникой чтения понимают способ, темп чтения и его правильность.
Техника чтение и осознанность рассматривается как две стороны процесса чтения. Техника – неотъемлемая часть понимания прочитанного. Основной же целью чтения является понимание, - считает Т.