Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
действовать произвольно в отношении выбора фонетических, семантических и синтаксических средств. Такая речь ориентирована на ее понимание другими, а это требует от ребенка сложнейших операций произвольного построения смысла. Данные операции должны определять монологический характер письменной речи. С произвольностью связана сознательность письменной речи по сравнению с устной [3].
    1. Навык чтения как один из видов речевой деятельности. Компоненты навыка чтения младших школьников

Чтение – древнейший вид культурной деятельности человека, к тому же основное средство обучения и инструмент познания окружающего мира.

Вся информация, которой пользуется человек, закодирована. Писание, теснее всего связано с чтением. Так, если письмо означает кодирование устной речи, то чтение является декодированием.

Д. Б. Эльконин впервые определил, что такое чтение. Он оценивал первоначальное обучение чтению с позиции теории деятельности, а в частности, теории речевой деятельности и умственных действий. Основным предметом действия в начальной школе является звучащая речь, т.е.

«действие по воссозданию звукового образа по его графической модели». В этот период осознаются способы действия со звуками и буквами [17, с.64].

Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что формирование умений и навыков чтения и письма успешны лишь при развитии устной речи, а также при умении анализировать ее, что напрямую зависит от особенностей мышления. Речь и мышление в процессе чтения неразделимы, на это неоднократно указывал Л. С. Выготский.
Он писал, что значение слова представляет собой акт мышления в собственном смысле слова [7].

Значение слова рассматривается по своей природе как речевое явление, но в то же время относится к области мышления [10].

В 50 годы XX века советский психолог Т. Г. Егоров пришел к выводу о том, что мышление равным образом причастно к процессу чтения. Для чтения характерны две взаимосвязанные стороны движение глаз и речедвигательные процессы и движение мыслей. «Синтез этих сторон конечная задача развития навыка чтения» [12, с.16].

В своей работе «Очерки психологии обучения детей чтению» он изучает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено и осмысление прочитанного. У ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста, считает он, эти компоненты синтезируются [12, с.24].

«Чем гибче синтез между процессами осмысливания и, тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее» - пишет Т. Г. Егоров [37, с. 81].

Русские и зарубежные педагоги и психологи неоднократно изучали процесс чтения младших школьников. В результате теоретических и эмпирических исследований психологов 30-50-х годов XX века были установлены этапы процесса формирования чтения, сформирована сравнительная характеристика чтения вслух и «про себя», выявлены ошибки

при чтении, проведена их классификация, и сделаны попытки объяснить психологическую природу ошибок на каждом этапе формирования навыка чтения. Таким образом, постепенно развивался процесс становления навыка чтения [5].

Т. Г. Егоров выделил три этапа в формировании навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап он характеризует тем, что главными компонентами процесса чтения являются: восприятие, произношение и осмысление. В деятельности чтеца они

«разорваны» и требуют от ребенка определенных усилий по произведению отдельных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом – слиянием, подумать, как надо прочитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог. Чтение по слогам, считает Егоров, – это признак того, что младший школьник находится на самом первом этапе формирования навыка аналитическом. Аналитический этап обычно соответствует периоду обучения грамоте [12, с.75].

Синтетический этап начинается при условии, что все три компонента чтения происходят одновременно. На данном этапе младший школьник начинает читать целыми словами, и главный признак того, что он находится именно на синтетическом этапе – это наличие интонирования при чтении. Важно, чтобы каждый обучающийся не только осмысливал отдельные единицы произведения, но и соотносил их с целостным содержанием читаемого. Если чтец удерживает в сознании общий смысл прочитанного, то начинает проявляться интонация – замечал Егоров. Обычно это происходит во время второго года обучения в начальной школе.

На последнем этапе автоматизации техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом.
Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания прочитанного и его формы: идеи произведения, композиции, художественных средств. Для этого этапа присуще стремление ребенка читать «про себя». Главным признаком достижения данного уровня является непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение и осмысление его; желание поделиться своими мыслями про прочтенному без дополнительных вопросов педагога, стремление обсудить прочитанное [20].

Данная классификация Т. Г. Егорова, установленная в системе четырехлетнего начального обучения, соответствует годам обучения:

      1. класс преобладает слоговое чтение;

      2. класс становление синтетического чтения;

      3. класс синтетическое «невыразительное» чтение;

      4. класс аналитическое «выразительное» чтение [46].

Теперь подробно разберем, что такое навык. Умения и навыки тесно взаимосвязаны, однако в педагогике их принято различать. Но ученые не пришли к единому мнению об их соотношении. Давайте обратимся к определению каждого из понятий. Умение это действие, которое выполняется осознанно. А навык – это действие, доведенное до автоматизма, высокая степень умения [55].

Из этого следует, что умения чтения, доведенные до высокого уровня овладения ими, постепенно перейдут в навык чтения.

«Навык это автоматизированные действия, которые вырабатываются в результате длительных организованных упражнений», отмечает М. Р. Львов [31, с.13].

В педагогике термин «навык чтения» характеризуется как
автоматизированное умение по озвучиванию напечатанного текста. В данном случае текст определяется правильностью (плавностью чтения с отсутствием ошибок); беглостью (скоростью чтения); осознанностью (пониманием фактического содержания текста и замысла автора) и выразительностью (соблюдением интонации при чтении). Первые два качества (правильность и беглость) в сочетании со способом чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, смешанное) называют техникой чтения [37].

Исходя из исследований ученых, можно выделить следующие читательские умения:

  • вычленение главного из текста, понимание о ком или о чем идет речь, умение выделять сложную и нужную информацию;

  • понимание смысла подтекста;

  • анализ текста, т.е. сравнение различных частей текста;

  • перевод действий на собственный опыт;

  • интерпретирование текста: извлечение нужного смысла;

  • рассуждение по прочитанному, высказывание своим мыслей;

  • оценка текста, видение авторской позиции, чувствование настроения произведения в целом;

  • формирование собственного отношения к прочитанному и пояснение своего выбора [4, 11, 25].

Только при высокой степени овладения читательскими умениями, они способны перейти в навыки чтения.

Наряду с термином «навык чтения» употребляется понятие «техника чтения». Под техникой чтения понимают способ, темп чтения и его правильность.

Техника чтение и осознанность рассматривается как две стороны процесса чтения. Техника – неотъемлемая часть понимания прочитанного. Основной же целью чтения является понимание, - считает Т.