Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от понимания лексического значения слов, от их сочетаемости и от ряда методических условий. Сознательное чтение тесно связано с пониманием смысла из каждой единицы языка: слова, словосочетания, предложения. Осознанность текста предполагает, что обучающиеся овладели техникой чтения и текущий процесс чтения проходит без затруднений. Проводится анализ со стороны содержания и художественных средств, для того, чтобы обучающиеся читали текст осознанно. Таким образом, важнейшим условием осознанного чтения является понимание содержания [53].

Правильность чтения – значит чтение без ошибок, которые влияют на смысл читаемого [25].

Становление правильности чтения протекает в двух направлениях:

  1. использование определенных тренировочных упражнений, направленных на совершенствование зрительного восприятия, регуляции дыхания и развития артикуляционного аппарата;

  2. применение принципа многократного чтения при изучении художественных произведений. Предложен он был М. И. Омороковой, а описан В. Г. Горецким и Л. Ф. Климановой [18].

Данный принцип заключается в том, чтобы при анализе текста обучающийся постоянно возвращался к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении. Таким образом, обеспечивать не только понимание идеи произведения, но и достигать быстрого и правильного чтения [25].

Беглость это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного текста. Данная скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно это количество слов в 1 минуту). Скорость чтения должна быть в оптимальном диапазоне с учетом возраста и динамики протекания психической деятельности обучающихся.
При определении скорости чтения необходимо также учитывать, что она зависит от темперамента ребенка [25].

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Л. А. Горбушина утверждает, что чтение текста выразительно, означает найти такое средство в устной речи, с помощью которого можно достаточно точно и правдиво, в соответствии с замыслом писателя, передать все идеи и чувства, вложенные в произведение. Данным средством является интонация [9].

Интонация совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса [24].

Принципом выразительного чтения является внедрение в идейно- художественный замысел читаемого. Признаками выразительного чтения являются:

  • соблюдение пауз и логических ударений, через которые передается основной замысел автора;

  • соблюдение интонации вопроса, утверждения, а также умение передавать голосом нужные эмоциональные окраски;

  • соблюдение четкого произношения звуков, достаточной громкости, темпа чтения, владение хорошей дикцией.

Все названные качества чтения взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Понимание отдельных единиц текста невозможно без правильно озвученных графических знаков, а без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь. Соответственно, осознание идеи произведения не произойдет без внутренней связи отдельно взятых компонентов

текста. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности [57].

Одновременно с развитием навыка чтения развивается восприятие смысла прочитанного. Нужно отметить, что расширение диапазона представлений младшего школьника о действительности должно исходить от него самого, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям [27].

Таким образом, подготовка обучающегося к чтению должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения, формируя все эти качества в комплексе и тесной взаимосвязи.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Критерии и показатели сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста



Целью литературного чтения в начальных классах считается изучение правильному чтению, профессионализму чтения и рассказывания; обоснование моральных и эстетических чувств, становление личности ребенка; становление тех познавательных процессов, которые лежат в базе читательского восприятия (логическое и образное мышление, воссоздающая фантазия, случайное и осознанное запоминание) психологической сферы читателя.

Достижение данной цели подразумевает:

  • развитие крепкого опыта чтения и таких ключевых свойств чтения, как осознанность и выразительность;

  • развитие читательских умений учеников, связанных с пониманием литературного произведения и обеспечивающих аналитическую и оценочную работу над предложениями;

  • развитие орфоэпически правильного чтения чтения с соблюдением индивидуальных произносительных особенностей изучаемого языка [19].

Для дальнейшей работы и составления критерий сформированности навыка чтения в первую очередь, нужно разобраться, что же такое

«критерий» и «показатель».

По определению Е. П. Суворовой: «Критерий это признак, на основании которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» [34, с.48].

В. А. Кустарева считала, что «критерий это количественный
показатель, присущий всем элементам какого-либо множества объектов (явлений), позволяющий осуществить их классификацию» [34, с.32].

Б. Г. Ананьев отмечал, что «показатель это средство передачи информации о какой-либо сущности или явлении, обобщающая характеристика, по которой можно судить о качестве, состоянии и развитии совокупности, группы каких-либо объектов или процессов» [48, с.247].

Поскольку в нашей проектировочной мы рассматриваем формирование навыка чтения у второклассников, то, соответственно обратим внимание на способ чтения – по буквам, слогами или умение читать целыми словами. Темп чтения в зависимости от возрастания (сильно замедленный, медленный и беглый). Правильность чтения, иными словами, отсутствие или наличие технических ошибок (замена окончаний слов, повторение слога или слова при чтении, добавления, искажения, пропуски, ошибки ударения). Темп чтения характеризуется индивидуальностью, т.е. соответствием скорости разговорной речи чтеца, неустойчивостью и вариативностью у одного и того же чтеца.

После завершения начального звена обучения ученики должны правильно и умело владеть навыками правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения стихотворений, прозаических произведений и других текстов [58].

У обучающихся вырабатываются читательские умения, т.е. умения вникать в главный замысел произведения. Этому способствуют аналитические действия, используемые непосредственно на уроках литературного чтения.

Из всего этого можно сделать вывод, что,