Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания на развитие скоростного чтения:


  • Чтение учениками вслух;

  • Чтение вполголоса;

  • Молчаливое чтение;

  • Выборочное чтение;

  • Выборочное чтение по рисункам;

  • Выборочное чтение по вопросам;

  • Чтение на одной ноте;

  • Чтение цепочкой;

  • Чередование громкого и молчаливого чтения;

  • Чтение с изменением темпа;

  • Чтение-гудение;

  • Чтение текста с первой закрытой буквой в слове;

  • Отыскивание строк по заданному плану;

  • Чтение в темпе скороговорки;

  • Чтение абзацами;

  • Чтение «в кружочек»;

  • Чтение диалогов;

  • Чтение слов с определенной буквой;

  • Чтение с отстукиванием ритма.

Поурочные пятиминутки чтения.


Каждый урок начинать с чтения в течение 5 минут в режиме «гудения», а затем проводить урок.

Наиболее эффективные задания для формирования навыка чтения это: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три названных задания проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Проводится это практически таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении времени каждый из учеников замечает, до какого слово он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами
первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у младших школьников, создается для них ситуация успеха, так, что детям хочется читать еще раз.

Задания, направленное на формирование выразительности чтения.


Дается пословица, например, «Собака человеку верный друг» и дается задание, прочитать с интонацией и соблюдениями пауз.

Заданиястаблицей,вкоторойрасписаныспособыударения.Чтение стихотворения,и выполнениезаданий сопорой натаблицу.

Таблица 6

Способы ударения




1.

Ударение в слове трудных случаях) обозначается знаком / над буквой.

2.

Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое одной чертой, психологическое [П] перед словом или

предложением.



ором, азы

Продолжение таблицы 6

3.

Паузы: короткая вертикальным пунктиром (¦), средняя одной вертикальной чертой (│), длительная двумя вертикальными чертами

(││).

4.

Слитное произнесение обозначается дугой над словами.

5.

Мелодика: подъем (повышение голоса) стрелкой вверх над ударной

гласной слова ( ); понижение голоса – ( ); монотон непрерывной горизонтальной чертой над словами.

6.

Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами

быстро, медленно, ускоряя


На закрепление материала можно дать задание на карточках с предложениями. Дети должны поочередно, читать предложения, расставляя логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой смысловой оттенок получается в том или ином случае.

Цель данного задания: закрепить умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив обучающимся выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье и т.д.

Использование специальных заданий, умение работать с критериями выразительности проявилось в более лояльном отношении к поэзии, попытка передать сопереживание герою с помощью интонации, проявление интереса к составлению нот выразительного чтения. Это способствует более активной деятельности на уроках литературного чтения, стремлению высказать свои мысли, переживания, поделиться чувствами после прочтения лирических произведений с другими.

Процесс обучения выразительному чтению на уроках литературного чтения включает в себя:

  • Тренировочные упражнения для развития дыхания и дикции;

  • Подготовка к восприятию произведения;

  • Выразительное чтение учителем;

  • Тщательный анализ произведения с выявлением изобразительно- выразительных средств языка;

  • Составление партитуры («нот») выразительного чтения;

  • Анализ чтения учащихся (самоанализ) [16].


Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что путь от аналитического этапа до этапа автоматизации может быть пройден ребенком в период начальной школы при условии, что педагог обеспечит в классе определенный режим работы, который должен выстраиваться в зависимости от индивидуальных особенностей младших школьников. Например, режим работы может быть следующим:

  1. упражнения в чтении должны быть каждодневными, разнообразными и целесообразными определенному критерию осмысленности;

  2. отбор текстов для чтения должен производиться с учетом психологических особенностей детей, а также литературных особенностей текстов и в соответствии с требованиями программы;

  3. педагог должен вести систематическую работу по формированию навыка выразительного чтения;

  4. педагог должен вести поиск оптимальных форм работы;

  5. педагог должен использовать в своей работе целесообразную систему исправления допущенных при чтении ошибок [56, c.48].

Задания, направленные на развитие осознанности чтения:


Цель осознанного чтения очень точно понять смысл содержания, осмыслить информацию, полученную в ходе работы над содержанием текста.

На уроках литературного чтения можно использовать такие формы работы с текстом, как:

  • Чтение текста и деление его на части;

  • Чтение и пересказывание произведения по опорному плану;

  • Выборочное чтение опорой на рисунок, рассказ по рисунку);

  • Нахождение ответа на вопрос фразой из текста;

  • Придумывание альтернативного названия к тексту;

Использование данных резервов поможет учителю научить каждого ученика читать быстро, осознанно и выразительно.


































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания» писал А. Герцен, а В. А. Сухомлинский говорил, что нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому