Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Критерии и показатели сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКТЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Анализ программ по литературному чтению
Критерии оценивания темпа чтения
Критерий оценивания понимания прочитанного
Критерии оценивания выразительности речи
Задания на развитие скоростного чтения:
Задания, направленное на формирование выразительности чтения.
Критерии оценивания темпа чтения
Критерии | Показатели уровня | Уровень в баллах |
Темп (скорость) | 1.Учащийся читает плавно, | |
чтения | целыми словами. | |
| 2.Читает без ошибок или | |
| допускает 1 ошибку на 45-50 | Высокий (4 балла) |
| слов. | |
| 3. Темп чтения более 60 слов в | |
| минуту. | |
| В норме только два основных | |
| показателя: способ чтения и правильность чтения. Темп чтения 55-60 слов в | Выше среднего (3 балла) |
| минуту. | |
| В норме только два показателя, | |
| один из которых или способ | |
| чтения, или правильность | Средний (2 балл) |
| чтения. Темп чтения 40-54 | |
| слов в минуту. | |
| Все другое варианты. Темп | Низкий (1 балл) |
| чтения менее 40 слов в минуту. |
Оценка уровня понимания прочитанного проводится по исследованию понимания
прочитанного текста, при этом используются уровни, где, аналогично, четвертый – самый высокий, а первый – самый низкий. Данные уровни приведены ниже, в таблице № 2.
Таблица 2
Критерий оценивания понимания прочитанного
Критерии | Показатели уровня | Уровень в баллах |
Уровень | Самостоятельное | Высокий (4 балла) |
понимания | придумывание названий, | |
прочитанного | выражающих главную мысль | |
| прочитанного текста; | |
| Правильные ответы на | |
| вопросы по тексту (12 из 16) | |
| Ученик выбирает более точное | Выше среднего |
| название текста из нескольких | (3 балла) |
| предложений; отвечает на не | |
| менее 7 вопросов. | |
| Фрагментарность или | Средний (2 балл) |
| незначительное изменение | |
| смысла ситуации. Ответил на | |
| 4-6 вопроса. | |
| Отсутствие понимания | Низкий (1 баллов) |
| прочитанного или грубое | |
| искажение смысла текста. | |
| Ответил меньше 4-х вопросов | |
| или не ответил вообще. | |
Суммарный итог по выявлению техники чтения и понимания прочитанного:
Высокий уровень – 7-9 баллов; Средний уровень – 4-6 баллов; Низкий уровень – меньше 3-х баллов.
Полученные данные в результате диагностики на выявление техники чтения и осознанности фиксируются в таблице № 7, расположенной в Приложении 2.
Александр Б. допустил одну ошибку – неправильно поставил ударение в слове «махонькая».
Петр К. – допустил одну ошибку (неправильно прочитал слово
«балалайки»).
Все ошибки у данных детей возникли из-за того, что торопились, и в тексте присутствовали незнакомые слова.
Четырнадцать школьников показали 2 уровень сформированности навыков, скорость чтения при этом у всех ребят была в норме, но они либо допускали ошибки, либо читали основной текст целыми словами, а трудные слова – по слогам.
Ксюша Б. читала целыми словами, но некоторые слова – по слогам плавно и прочитала слово «кошчонка» с помощью взрослого.
Зоя Б. прочитала все целыми словами, но допустила 2 ошибки, прочитала сложные слова с помощью взрослого.
Евгений Г. прочитал целыми словами, но затруднялся в прочтении незнакомых слов (их он читал плавно по слогам). Допустил одну ошибку.
Алина Г. И Александра Д. также читали некоторые слова плавно по слогам, но большинство целыми словами. Допустили при чтении 2 ошибки – неправильно поставили ударение в слове и неправильно прочитали слово.
Варвара И. прочитала так же целыми словами, но в некоторых случаях применяла плавное чтение по слогам.
Дарья Т. допустила одну ошибку в отчестве «Григорьевна», но читала
целыми словами и по слогам.
Ульяна М. прочитала все целыми словами, но допустила 2 ошибки при чтении – не смогла прочитать 2 слова без помощи взрослого.
Павел М. неправильно поставил ударение в слове «махонькая» и читал сложные слова по слогам, но остальные целыми словами.
Мария К. допустила 2 ошибки – неправильно прочитала фамилию и пропустила «ь» знак в слове «семьи».
Лев П. допустил 1 ошибку – ударение, прочитал целыми словами и плавно по слогам.
Александра Л. Прочитала целыми словами и плавно по слогам и допустила 2 ошибки – прочитала с помощью взрослого и неправильно прочитала слово.
Остальные восемь ребят показали низкий уровень техники чтения и понимания прочитанного. Наблюдается скорость чтения ниже нормы, большое количество ошибок и чтение по слогам или отдельными словами.
Процентное соотношение класса можно посмотреть в Приложении 3, диаграмме №1.
Заданиянаисследованиеуровнявыразительностичтения.
Для каждого критерия выразительности мы подобрали определенные задания, которые в конечном итоге определят уровень выразительности.
Задание №1, направленное на постановку обучающимисялогических(смысловых)ударений.
Для данной части диагностики мы воспользовались текстом произведения П. П. Бажова «Серебряное копытце», отрывок которого представлен в приложении № 1.
Организация работы:
Логическое сильное ударение обозначается, слабое --.
Прочитайте фрагмент сказки, начиная со слов «Жил на заводе один старик…» и, заканчивая предложением «Мне посмотреть охота, в котором месте он правой ножкой топнет».
Задание№2,направленноенавыявление
уменияученикамирасставлятьлогическиепаузы.
Организация работы:
Перед выполнением этих заданий нужно заранее на доске прикрепить значения пауз, или разложить каждому ребенку таблицу со значениями пауз.
Задание2.1.Прочитайтеирасставьтеграмматическиепаузы.
Перед этим задание детям раздается раздаточный материал – небольшой фрагмент текста сказки без знаков препинания. Задача – расставить нужные знаки препинания.
Задание2.2.Расставьтелогические(смысловыепаузы).
Работа с тем же отрывком, только теперь нужно расставить логические паузы. Нужно иметь в виду, что, где есть грамматическая пауза – всегда
появляется логическая. Но, не каждая логическая пауза обозначается знаком препинания.
Задание№3,направленноенавыявлениеуменияпередаватьинтонациюпросьбы, вопроса, а также придавать своей речи интонацию недовольства,раздражения,восхищения.
При произношении высказываний я учитывала умение передавать различные оттенки голоса, характерные для изображаемых героев, интонацию просьбы, вопроса, восклицания воспроизводить интонацию при помощи повышения или понижения голоса.
Взяты предложения из сказки:
-
Плохое житье у нее -
Это у вас Григорьева подаренка -
Вместо балалайки она у нас в избе будет
Результаты показали, что в данном задании обучающимся тяжело одновременно выразить все качества голоса,