Файл: Учебнометодическое пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 981

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. На желудок капают несколько капель раствора ацетилхолина и регистрируют миограмму.





  1. Отмывают желудок раствором Рингера.

  2. На желудок капают 2-3 капли раствора адреналина и регистрируют миограмму.


Ход работы и рекомендации к оформлению протокола.

  1. Зарисовать миограммы.

  2. В выводе объяснить характер влияния механического раздражителя, ацетилхолина и адреналина на моторику изолированного желудка лягушки; указать механизмы изменений моторной функции, наблюдаемые в эксперименте.


Для контроля усвоения темы решите следующие ситуационные задачи:

  1. У больного снижена кислотность желудочного сока. Работа каких структурных элементов слизистой оболочки желудка нарушена? Как это скажется на процессе пищеварения?

Примечание: Для себя выясните следующие вопросы: А) какая может быть рН желудочного сока у пациента со сниженной кислотностью? Б) как устроены железы слизистой оболочки желудка и какие клетки образуют соляную кислоту? В) какую роль играет соляная кислота желудочного сока в пищеварении? Г) как вы думаете, почему при сниженной кислотности пациенты часто страдают воспалительными заболеваниями кишечника?

  1. Мужчине 36 лет, больному язвенной болезнью 12-перстной кишки назначено лекарственное вещество - блокатор гистаминовых рецепторов. Какой эффект этот препарат вызывает и почему?

  2. Почему атрофические гастриты при которых уменьшается количество желез желудка сопровождаются развитием анемии?

Примечание: Вспомните из раздела «Кровь», что такое анемия и что необходимо для поддержания нормального количества эритроцитов и гемоглобина в крови.

  1. Больному с гиперсекрецией желудочного сока врач рекомендовал исключить из пищи насыщенные бульоны и отвары. Объясните, какими физиологическими данными руководствовался врач?

Примечание: Для ответа на вопрос следует учесть, что насыщенные бульоны и отвары содержат экстрактивные вещества.

  1. Почему у детей раннего возраста часто возникают инфекционные заболевания ЖКТ?


Примечание: Вспомните, какова кислотность желудочного сока у детей раннего возраста?

  1. Будет ли происходить секреция желудочного сока после перерезки нервов, иннервирующих желудок?

  2. Собаке с изолированным маленьким желудочком дана пища. Секреция в изолированном желудочке началась через 40 мин. По какой методике сделана операция? Каков механизм возбуждения желудочных желез в этом желудочке?

  3. У собаки произведена операция изолированного малого желудочка. Как установить экспериментальным путем, выполнена она по Павлову или по Гейденгайну?

  4. Для лечения язвенной болезни желудка в хирургии иногда применяют удаление пилорического отдела желудка в сочетании с денервацией фундальных желез. Дайте физиологическое обоснование данного оперативного вмешательства.

  5. На прием к врачу обратился пациент, которому 2 месяца назад было проведено оперативное лечение осложненной язвы желудка. При этом ему была сделана ваготомия (перерезка волокон блуждающего нерва). Какие изменения со стороны моторики и секреции желудка у него следует ожидать?

  6. Как и почему измениться секреция желудочного сока при введении в двенадцатиперстную кишку раствора соляной кислоты?

Примечание: Вспомните, какое биологически активное вещество (гастроинтестинальный гормон) выделяются APUD-клетками эпителия двенадцатиперстной кишки при снижении рН химуса. Как это вещество влияет на продукцию соляной кислоты в желудке? Как в теории функциональных систем называется такая связь?

  1. Перед едой большого количества мяса один испытуемый выпил стакан воды, второй – стакан сливок; третий – стакан бульона. Как это повлияет на переваривание мяса?

Примечание: При ответе на вопрос учтите, что вода непосредственно не влияет на переваривание, однако она разбавляет желудочный сок, что снижает концентрацию соляной кислоты и пепсина. Сливки - жирный продукт, а бульон содержит экстрактивные вещества. При этом их эффекты будут опосредованы соответствующими гастроинтестинальными гормонами.

  1. Известный биолог Кох установил, что возбудителем холеры является холерный вибрион. Его научный противник Петтенкоффер, чтобы доказать ошибочность взглядов Коха, выпил в присутствии студентов жидкость, содержащую чистую культуру вибриона, и не заболел. Однако, Кох был прав. Почему же не заболел Петтенкоффер?


Примечание: Другие ученые повторившие опыт Петтенкоффера, заболели. Значит дело в особенностях организма, а именно состояния желудка Петтенкоффера.

  1. У женщины 55 лет выявлено вялое сокращение желчного пузыря после введения в 12-перстную кишку 30 мл оливкового масла. Недостаточность какого гормона наиболее возможна?

  2. Мужчина 50 лет жалуется на боли в правом подреберье, обнаружен желтый цвет кожи. Какие нарушения пищеварения следует ожидать?

Примечание: Вам потребуется знания по анатомии (какой орган расположен в правом подреберье) и по биохимии (желтушный цвет кожи является проявлением гипербилирубинеми).

  1. У больной 30 лет обнаружена недостаточная секреция энтерокиназы. Нарушение какой пищеварительной функции будет у больной?

Примечание: При ответе на вопрос дополнительно вспомните, почему одни ферменты синтезируются в виде зимогенов (проферментов), а другие активны сразу поле их синтеза. Каков биологический смысл этого явления?

  1. Какова судьба ферментов слюны, желудочного и поджелудочного соков в кишечнике?

Примечание: Что представляют собой ферменты в биохимическом плане?

  1. Двенадцатиперстную кишку называют «гипофизом пищеварительной системы». Объясните смысл этого выражения.

  2. При резекции желудка по методу «Бильрот» для восстановления непрерывности пищеварительной трубки делают анастомоз между культей желудка и тонкой кишкой, минуя двенадцатиперстную кишку. В чем физиологический дефект данного оперативного вмешательства?

  3. В результате оперативного вмешательства удалена двенадцатиперстная кишка, а протоки поджелудочной железы и печени выведены и подшиты к тощей кишке таким образом, что отделение в полость кишечника желчи и панкреатического сока не нарушается. Нарушится ли при этом пищеварение?

  4. Как отразится на секреции поджелудочного сока перерезка нервов, иннервирующих желудок?

Примечание: Попытайтесь последовательно ответить на следующие «наводящие» вопросы: 1) Какой нерв является главным «секреторным» нервом желудка, т.е. оказывающим наибольшее влияние на секрецию желудочного сока? 2) Как изменится кислотность желудочного сока при перерезке этого нерва? 3) Какие регуляторные механизмы (факторы) вовлечены в реакцию на изменение кислотности химуса, поступающего в просвет двенадцатиперстной кишки? 4) Как эти регуляторные механизмы(факторы) влияют на секрецию сока поджелудочной железы?


  1. При некоторых заболеваниях поджелудочной железы необходимо создать состояние покоя для секреторных клеток этой железы. Назовите ваши рекомендации и дайте их физиологическое обоснование.

Примечание: Подумайте о диете такого пациента. Что касается лекарственной терапии, следует помнить, что для поджелудочной железы характерна саморегуляция секреции ее ферментов по принципу отрицательной обратной связи.

  1. Предложите способы, позволяющие уменьшить функции желчевыведения у человека.

Примечание: Вспомните, какой гастроинтестинальный гормон является главным стимулятором желчевыделения? А какие вещества активируют выделение этого гастроинтестинального гормона? Вспомнили? Так вот, эти вещества следует исключить!

  1. Перед вами рефлекторная дуга рефлекса, обеспечивающего секрецию желудочного сока во второй фазе (желудочной фазе). Обозначьте указанные (1,2,3) элементы рефлекторной дуги.




  1. Перед вами рефлекторная дуга рефлекса, обеспечивающего секрецию сока поджелудочной железы в первую (сложнорефлекторную) фазу. Обозначьте указанные элементы (1,2,3) рефлекторной дуги. Какой эфферентный путь (А или Б) обеспечивает стимуляцию секреции поджелудочного сока?



Занятие № 3

Пищеварение в тонком и толстом кишечнике.

Всасывание в кишечнике.

Функциональная система, определяющая оптимальный для организма уровень питательных веществ.

Системные механизмы голода и насыщения.

Цель занятия: изучить основные пищеварительные процессы в тонком и толстом кишечнике, усвоить основные механизмы, определяющие процесс всасывания основных нутриентов в ЖКТ; изучить ФУС питания, проанализировать механизмы развития и биологическое значение голода и насыщения.

В результате изучения темы студенты должны:

Знать:

Уметь:

Характеристику пищеварительных процессов, происходящих в тонком и толстом кишечнике

Рисовать схему перистальтического рефлекса

Особенности моторики тонкого и толстого кишечника

Рисовать схему регуляции акта дефекации

Механизмы всасывания нутриентов в кишечнике

Системные механизмы формирования чувства голода и насыщения



Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ

  • Лекционный материал.

  • Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2000. - Т. 2 – с. 4-8, 67-93

  • Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – 1985. – с. 323-325, 361-374.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  • В.И. Филимонов Руководство по общей и клинической физиологии. - 2002. – с. 698 – 701, 712-725.

  • Нормальная физиология. В 3-х т / Под ред. В.Н. Яковлева. – 2006. - Т.2. – с. 164 - 165, 195 -201.

  • Физиология человека / Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. – 2004. - Т.3. – с.769 - 783.

  • Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. - 1999. - с. 243 – 272, 286 – 304..


Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

К занятию необходимо повторить следующие вопросы:

  • анатомию и особенности гистологического строения тонкого и толстого кишечника,

  • механизм реабсорбции веществ в почечных канальцах;

  • электроэнцефалограмма человека

Подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Характер пищеварительных процессов в тонком кишечнике. Кишечный сок, его состав, значение в пищеварении. Регуляция выделения кишечного сока.

  2. Виды моторики кишечника. Роль каждого вида моторики в процессе пищеварения. Перистальтический рефлекс. Регуляция моторики кишечника.

  3. Мембранное (пристеночное) пищеварение – механизмы, физиологическое значение.

  4. Основные механизмы транспорта в кишечнике. Механизмы всасывания воды, минеральных солей, продуктов гидролиза белков, жиров и углеводов

  5. Пищеварение в толстом кишечнике. Характеристика и роль микрофлоры пищеварительной системы.

  6. Непищеварительные функции желудочно-кишечного тракта.

  7. Функциональная система акта дефекации.

  8. Функциональная система, определяющая оптимальный для организма уровень питательных веществ, ее иерархическая организация.

  9. Системные механизмы формирования мотивации голода и насыщения.

Выполнить письменно:

1. Изобразите схематически этапы формирования мотивации голода и насыщения с указанием рецепторных зон и нервных центров.

2. На схеме пищеварительного тракта обозначить участки максимального всасывания различных веществ.
Практическая работа