Файл: Учебнометодическое пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 973

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работа 1

Определение скорости всасывания витаминов в желудке.

Работа проводится на добровольцах. В качестве добровольца может выступить совершеннолетний студент, не имеющий в анамнезе случаев аллергической или иной реакции на прием поливитаминов, содержащих РР.

Для работы необходимы: витамин РР, стакан, вода.

Методика: Испытуемый принимает 0,02 г никотиновой кислоты (витамина РР). В момент приема витамина засекают время. Отмечают, через какой промежуток времени появилось покраснение лица.

Рекомендуемый план протокола:

1. Занесите в протоколы результаты экспериментов.

2. В обсуждении нарисуйте схему транспорта витамина в пищеварительном тракте и после его всасывания в кровь (от введения витамина в рот до его появления в гладких мышцах сосудов).

В выводе укажите возможные причины различий во времени всасывания которые могут регистрировать у разных испытуемых.

Примечание: Никотиновая кислот (витамин РР) быстро всасывается в фундальом отделе желудка, двенадцатиперстной кишке и тонком кишечнике. Через 15-30 сек по­сле приема никотиновой кислоты обычно возникает ощущение жара; затем - через 1-10 мин - покраснение (гиперемия) лица и шеи. Описанные симптомы обычно проявля­ются в течение 5-20 мин, затем бесследно исчезают. Обычно при приеме никотиновой кислоты натощак описанная сосудистая реакция проявляется раньше и бывает более выраженной, чем после приема пищи.
Работа 2 Функциональная система акта дефекации.

Методика работы: зарисовать в виде схемы функциональную систему акта дефекации. В выводе охарактеризовать рецепторный аппарат, нервные центры и исполнительные эле­менты этой функциональной системы.
Работа 3. Функциональная система, определяющая оптимальный для организма уровень питательных веществ.

Методика работы: зарисовать в виде схемы функциональную систему питания; выделить на схеме внутреннее звено саморегуляции (ФУС эндогенного питания) и внешнее звено саморегуляции; в выводе охарактеризовать рецепторный аппарат, нервные центры и исполнительные элементы ФУС.
Для контроля усвоения темы решите следующие ситуационные задачи:


  1. В результате тяжелого проникающего ранения живота произошло повреждение тощей и подвздошной кишки. Было удалено 2/3 длины этого отдела кишечника. Послеоперационный период завершился благополучно. Расстройства каких функций следует опасаться?

  2. После оперативного удаления отрезка кишечника у больного образовался свищ, отделяемое которого разъедало брюшную стенку. Какой отдел кишечника подвергался оперативному вмешательству?

Примечание: Вспомните, каков состав кишечного сока тонкого и толстого кишечника.

  1. Почему при продолжительном приеме внутрь антибиотиков кал становится светло-желтого цвета?

Примечание: Для ответа на вопрос, уточните, какое вещество обеспечивает специфический цвет кала.

  1. Больному вводятся большие дозы антибиотиков. С какой целью врач одновременно с антибиотиками назначает поливитамины?

  2. Как изменится моторная деятельность кишечника после введения атропина ?

  3. Аппендицит является очень распространенным и опасным заболеванием, часто дающим тяжелые осложнения. Чтобы избежать этих возможных осложнений, хирургами 70-х годов ХХ века было высказано предложение проводить всем плановую аппендектомию (удаление аппендикса) в детском возрасте, поскольку «аппендикс не несет какой-либо физиологической роли в организме». Почему это предложение не может быть принято, в чем ошибка хирургов и к каким неблагоприятным последствиям может привести удаление аппендикса?

  4. У одного ребенка грудного возраста кал имеет кислую реакцию, а у другого – щелочную. Как это связано с характером питания?

Примечание: Материнское молоко обладает бифидогенностью, т.е. способствует развитию нормальной бифидофлоры и лактофлоры кишечника ребенка.

  1. Почему при равной калорийности и одинаковом составе питательных веществ в грудном молоке и питательных смесях предпочтительным является грудное молоко?

  2. Какие различия можно зарегистрировать на электроэнцефалограммах у голодной и сытой собаки?

  3. Как измениться со временем масса тела экспериментального животного, если у него разрушить латеральные ядра гипоталамуса?

  4. Как вы думаете, почему иногда людям, желающим похудеть, рекомендуют принимать небольшую порцию сладкого (кусочек сахара или шоколада) перед основным приемом пищи?

  5. Будет ли всасываться в кишечнике глюкоза, если ее концентрация в крови равна 5,5 ммоль/л, а в просвете кишечника 4,0 ммоль/л?

  6. Известно, что все виды продуктов при их ежедневном употреблении «приедаются», т.е. надоедают. Почему хлеб человек с удовольствием употребляет всю жизнь ежедневно?


Примечание: Ответ на этот вопрос вы можете найти на стр 89 учебника по Физиологии человека под рев. В.М.Покровского. (т.2).

  1. Лаборант кафедры микробиологии по ошибке выпил смесь микробов, проникнут ли эти микроорганизмы в кровь, т.е. вызовет ли это состояние бактериемии?

Примечание: Любое вещество, принятое через рот, попадет в желудок. Вспомните состав желудочного сока. Кроме того, вспомните из курса гистологии особенности строения межклеточных контактов между эпителиоцитами кишечника.

  1. Какова судьба ферментов слюны, желудочного и поджелудочного соков в кишечнике?

Примечание: Что представляют собой ферменты в биохимическом плане?


  1. Во время операции участок кишечника был денервирован. Как при этом измениться моторная и секреторная функция этого участка кишечника?

Примечание: Одной из основных закономерностей регуляторных процессов в органах пищеварения является постепенное уменьшение роли центральных нервных механизмов в регуляции функции органов в краниокаудальном направлении. Вспомните, каково примерное соотношение вклада нервных, гуморальных и местных механизмов в обеспечении секреторной и моторной функции кишечника.

  1. У больного после травмы полностью нарушена связь спинного мозга на границе между грудным и поясничным отделами. Каким образом это повреждение отразится на акте дефекации?

  2. У больного с гиперфагией и поеданием несъедобных предметов выявлена опухоль в мозге. Как вы думаете, в каком отделе?

  3. Через 6 часов после приема жирной пищи изменился цвет лимфы в грудном лимфатическом протоке. Почему?

  4. Пациенту назначена диета, содержащая повышенное количество хлеба грубого помола и овощей. С какой целью это проведено?

Примечание: Подумайте, какой важный компонент рациона входит в названные продукты и как этот компонент влияет на моторику кишечника.

  1. Почему жевание даже несъедобных предметов может подавить чувство голода? Аналогичный эффект может наблюдаться при наполнении желудка большим количеством плохо усвояемой пищи. Объясните механизм этого явления.

Примечание: Для ответа на вопрос, вспомните механизмы сенсорного насыщения.

  1. В опытах на животных хирург производил пластику верхних дыхательных путей участками тонкой и толстой кишки. Пластика толстой кишкой имела ряд преимуществ. Однако при этом часто возникали серьезные осложнения с угрозой для жизни. В чем состояли осложнения?


Примечание: Для ответа на вопрос вспомните, что, в отличие от практически стерильного тонкого кишечника, толстый кишечник содержит множество микроорганизмов.

Занятие № 4

Обмен веществ и энергии.

Методы исследования основного и рабочего обмена.

Физиология рационального питания.

Цель занятия: знать обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой как основное условие жизни и сохранения гомеостаза, изучить принципы определения энергетического баланса организма и физиологические основы составления пищевых рационов.

В результате изучения темы студенты должны:

Знать:

Уметь:

Понятия основного обмена, рабочей прибавки и валового обмена

Рассчитать основной и валовый обмен по данным непрямой калориметрии

Физиологические основы составления пищевых рационов, потребность организма в основных нутриентах

Определять должный основной обмен, идеальную массу тела

Оценить энергетический баланс организма, используя данные по потреблению пищевых веществ и видам деятельности


Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ

  1. Лекционный материал.

  2. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2000. - Т. 2 – с. 94-130

  3. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – 1985. – с. 374-396.

  4. Основы физиологии человека. Учебник для высших учебных заведений /в 2 томах/ Под ред. Б.И. Ткаченко СПб 1994. - Т.1. - с. 447-479.

  5. Н.А.Агаджанян, В.М.Смирнов Нормальная физиология. – 2007. – С. 352-368.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. В.И. Филимонов Руководство по общей и клинической физиологии. - 2002. – с. 737-759.

  2. Нормальная физиология. В 3-х т / Под ред. В.Н. Яковлева. – 2006. - Т.2. – с. 205-224.

  3. Физиология человека / Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. – 2004. - Т.3. – с. 653-665, 723-738.

  4. A.M. Уголев "Теория адекватного питания и трофология", 1991.



Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

К занятию необходимо подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Общие представления об обмене веществ: белков, жиров и углеводов. Суточная потребность в основных нутриентах. Регуляция обмена питатель­ных веществ в организме.

2. Значение минеральных веществ, воды, микроэлементов для организма. Факторы, определяющие их баланс в организме.

3. Определение понятий основного и рабочего обмена. Факторы, их определяющие.

4. Характеристика профессиональных групп населения с учётом энергетических за­трат.

5. Методы определения основного и рабочего обмена. Понятие калорического экви­валента кислорода (КЭК), дыхательного коэффициента (ДК).

6. Физиологическое обоснование принципов составления пищевого рациона.

7. Калорический (тепловой) коэффициент основных видов питательных веществ.

8. Энергетический баланс организма с учетом усвояемости и специфически-динамического действия пищи.

9. Нормы питания человека.

10. Сущность теории сбалансированного и адекватного питания.

Письменно выполните следующую работу: подготовьте список потребленных пищевых продук­тов в граммах и всех видов деятельности с указанием их продолжительности в минутах за прошедшие сутки (24 часа).
Практическая работа

Работа 1. Определение должного основного обмена.

Должный основной обмен может быть определен для каждого человека несколькими способами.

А) для определения должного основного обмена могут быть использованы специальные таблицы. Для мужчин и женщин используют разные таблицы показателей энергообмена, т.к. уровень основного обмена у мужчин в среднем на 10% выше, чем у женщин. По таб­лице находят число рядом со значением массы испытуемого. Затем, в приложении к таблице (справа), находят по горизонтали возраст, а по вертикали - рост испы­туемого. На пересечении граф возраста и роста определяют второе число, которое следует сложить с первым. Полученный результат даст среднестатистическую вели­чину нормального (должного) основного обмена с учетом пола, возраста, роста и массы тела испытуемого.

Б) расчет должной величины основного обмена по формулам. Определение должной величины основного обмена производят по формулам Гарриса и Бенедик­та: