ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1229
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу,
просьбу, извинение, поздравление; выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенности текстов; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной
передачи смысла.
4 класс
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и сравнений в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными
темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в
рамках изученного); соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках
изученного); произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени; выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе™ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного текста (в
рамках изученного); пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для
уточнения нормы формообразования; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова; различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу,
просьбу, извинение, поздравление;
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и о культуре русского народа; владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные
отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста:
пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в
письменной форме и представлять его в устной форме; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления; редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (чувашский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение
на родном языке») (далее соответственно - программа по родному (чувашскому) языку, родной (чувашский) язык, чувашский язык) разработана для обучающихся, не владеющих и (или) слабо владеющих чувашским языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (чувашскому) языку.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (чувашского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (чувашскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родному (чувашскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
Программа предусматривает взаимосвязанное развитие основных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма, формирование элементарных коммуникативных навыков на чувашском языке, способности и готовности общаться с носителями чувашского языка в устной
и письменной форме с учётом речевых возможностей и потребностей обучающихся.
Изучение учебного предмета «Родной (чувашский) язык» направлено на осознание обучающимися значимости изучения родного и других языков
в современном мире, овладение умением осуществлять межличностное
и межкультурное общение. В процессе овладения родным (чувашским) языком обучающиеся получают представление о национально-культурных особенностях региона, о социокультурном портрете Чувашской Республики, её символике, культурном наследии, традициях чувашского народа, о сходстве и различиях
в традициях чувашского и русского народов, об особенностях образа жизни, быта, культуры чувашей, о произведениях чувашского устного народного творчества. Обучающиеся учатся распознавать и употреблять в устной и письменной речи,
в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику), представлять родной край и его культуру в форме презентаций, устных сообщений, письменных текстов.
Изучение родного (чувашского) языка предполагает расширение лингвистического кругозора, получение общих представлений о строе чувашского языка и его отличиях от русского языка, формирование основ коммуникативной культуры: способности ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет.
Важным направлением процесса изучения родного (чувашского) языка является формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету, а также необходимых универсальных учебных действий и специальных учебных умений, которые заложат основу успешной учебной деятельности по овладению чувашским языком
на следующем уровне образования.
Материал Программы выстроен концентрически, предусматривает изучение идентичных разделов в каждом классе, повторяющиеся виды деятельности. Подобная структура обеспечивает постепенное возрастание сложности учебного материала, способствует комплексному его изучению.
За счет употребления в речи и многократного повторения сходных языковых формул и конструкций (коммуникативная методика действия по аналогии,
или способность к самостоятельному конструированию) у обучающихся формируются умения следовать законам языка в изменяющихся речевых ситуациях.
Включенность учебного предмета «Родной (чувашский) язык»
в систему начального общего образования обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарной направленности: «Русский язык», «Литературное чтение». По линии повышения уровня владения родной речью, обогащения словарного запаса на родном языке, формирования функциональной грамотности родной (чувашский) язык тесно связан с учебным предметом «Литературное чтение на родном (чувашском) языке».
Программой предусмотрено использование методически целесообразных средств обучения, современных педагогических технологий деятельностного типа, информационных и коммуникационных технологий
и электронных образовательных ресурсов.
В содержании программы по родному (чувашскому) языку выделяются следующие содержательные линии:
тематическое содержание речи (расширение словарного запаса обучающихся за счёт изучения базовых тем, актуальных для младшего школьного возраста);
речевые умения (развитие способностей воспринимать родную речь
на слух, говорить, читать и писать по-чувашски);
языковые знания и навыки (начальное изучение чувашского языка
как системы).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной (чувашский) язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Содержание учебного предмета включает материалы, расширяющие представления обучающихся
о России, Чувашской Республике и формирующие чувство патриотизма, гордости
за свою страну. Предусмотрено обсуждение таких вопросов, как любовь к своей семье, почитание родителей, забота о старших и младших, здоровый образ жизни, трудолюбие, положительное отношение к учёбе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Значительное внимание уделяется современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения природного разнообразия родной страны, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.
Эстетическое развитие обучающихся обеспечивается за счет наличия
в содержании учебного предмета фольклорных текстов, авторских стихотворений, сказок и рассказов.
Изучение родного (чувашского) языка направлено на достижение следующих целей:
развитие элементарных коммуникативных умений на чувашском языке, видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма;
овладение первоначальными знаниями о системе и особенностях чувашского языка, употребление языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, представленными в программе;