Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 614
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Побеждает та команда, участники которой наиболее находчивы.
В это время 5 человек решают ситуацию «Случай в банке».
Процедура: Во время обсуждения каждый участник предлагает свой способ выхода из этой ситуации. Группа выбирает один наиболее удачный способ и проигрывает его.
Цель: пробные собеседования укрепляют уверенность в себе, способствуют снижению внутренней тревоги в стрессовой ситуации при трудоустройстве или другом жизненном экзамене.
Процедура: Команды вытягивают по 3 вопроса на собеседованиии после совещания в течении 2—3 минут озвучивают предполагаемый ответ, решение.
Цель: В настоящее время все больше организаций используют в процессе отбора на важную должность тесты и оценки. Данный конкурс-упражнение дает возможность подростку «погрузиться» в ситуацию конкурсного отбора. Приходит четкое осознание того, что прежде чем приглашать людей на встречу, наниматель определяет человеческие черты, знания и умения, которыми должен обладать идеальный кандидат. В процессе отбора кандидатов просят выполнить тесты, чтобы оценить, обладают ли они этими качествами.
Процедура: Участники игры знакомятся с требованиями работодателя:
— Необходим работник с сильной нервной системой. Для определения этого показателя будем использовать Теппинг-тест, причем у претендента на вакансию различия в первоначальных показателях и в конечных должны быть минимальными.
— Желательно, чтобы работник в течение всей работы удерживал максимальный темп работы, утомляясь лишь в середине трудового пути, но работоспособность к вечеру возрастала. Динамику физиологической выносливости можно увидеть на графике, который выстраивается по результатам Теппинг-теста.
— У испытуемого, обследуемого методикой Кеттела «Измерение пластичности — ригидности на психомоторном уровне», коэффициент пластичности должен стремиться к 1, т.к. работнику необходимо обладать свойством легкого переключения с одного вида деятельности на другой, не встречая противодействий в психике. Этот показатель свидетельствует и о легкой обучаемости, что немаловажно для работодателя.
Для проведения конкурсного отбора используются психодиагностические методики, изучающие свойства нервной системы:
Теппинг-тест — измерение психического темпа и его индивидуальной устойчивости.
Измерение пластичности — ригидности на психомоторном уровне по Кеттеллу.
Соотносим результаты участников с требованиями работодателя. Побеждает та команда, где больше «подходящих кандидатов.
4. Автобиография и резюме.
Цель: дать основные знания о правильном оформлении деловых бумаг при поступлении на работу и способствовать приобретению навыков составления автобиографии и резюме.
Процедура: Команды делятся пополам. Первая подгруппа пишет автобиографию одного из участников, предполагая, что ему 35 лет, он имеет среднеспециальное и высшее образование, не обязательно полученное подряд, причем в трудовой книжке не менее 2 записей. Необходимо соблюдать хронологию событий.Вторая подгруппа пишет резюме человека — соискателя вакансии строителя-мебельщика либо на выполнение евроремонта. Командам раздаются образцы и бланки.
Можно использовать дополнительный материал.
Ведущий: Воображение — свойство сознания, позволяющее человеку создать в процессе мышления новые образы на основе прошлого восприятия и познания. Память позволяет человеку составить представление об образах прошлого, восприятие — настоящего, воображение — будущего.
В воображении человек компенсирует недостающую ему в действительности информацию, поэтому может домысливать в своем воображении то, чего нет в реальной жизни. Именно поэтому воображение является одним из важнейших условий творчества в процессе профессиональной адаптации в ее психологическом аспекте. Непроизвольное воображение происходит без постановки предварительной цели, и возникновение образов в сознании человека происходит без усилий с его стороны.
Направленное воображение — процесс образования спонтанных образов в связи с рационально поставленной целью.
Мечта — это воображение, создающее образы желаемого будущего. Мечта перестает быть творческой, если человек не делает ничего в жизни, чтобы его цель стала ближе и реальнее. Активная же мечта является движущей силой человеческих поступков.
Творческое воображение — незаменимый инструмент, помогающий смоделировать любую ситуацию в рамках «правил игры» на новом предприятии в процессе профессиональной адаптации человека к новому рабочему месту, характеру труда и его должностным обязанностям в целях профилактики вторичной безработицы. С его помощью неизвестные образы будущего наполняются реальным чувственно-эмоциональным содержанием, способным включить психофизические механизмы адаптации и помочь человеку быстрее приспособиться к стрессовым для него условиям вступления в новую должность.
Автобиографическая анкета
Фамилия, имя, отчество:______________________________ Дата рождения:_____________________________________
Семейное положение: _______________________________
Адрес, телефон:______________________________________
Образование (какие учебные заведения окончил и когда):_____
________________________________________________________
Специальность по образованию (указать все дипломы, свидетельства и т.п., которые имеются):___________________________ ________________________________________________________
Опыт работы (какой работой приходилось заниматься, в каких организациях, в течение какого времени и на каких должностях):_____________________________ ______________________
Дополнительная информация (представляющая Вас в выгодном свете, например, об увлечениях, навыках и умениях, участии в общественной жизни и пр.):_______________________________ ________________________________________________________
________________________________________________________
Дополнительные профессиональные навыки (нужное подчеркнуть):
Набор текста на компьютере: Не владею. Со средней скоростью. Слепой метод. Рус. Англ.
Компьютерная грамотность: Не владею. Пользователь. Программист.
Языки программирования_______________________________ Владение офисной техникой_____________________________ Иностранные языки: Со словарем. Разговорный. Свободно.
Другие сведения о себе:_________________________________ Ожидаемый месячный заработок:_________________________ Оценка требований к будущей работе:
Подпись_______________________ Дата__________
Ранжирование ценностных ориентаций Инструкция:
Последовательно, вдумчиво и не спеша прочтите предлагаемые списки ценностей. Ваша задача — расставить их по порядку убывания значимости для Вас как ценностей, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Внимательно изучите этот список ценностей и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поставьте напротив нее цифру 1. Затем выберете вторую по значимости ценность и присвойте ей цифру 2. Наименее значимая останется последней и будет обозначена цифрой 18. Ранжируя ценности по каждому списку, задавайте себе вопрос: «В какой степени для меня важна и значима данная ценность, в какой степени я хочу реализовать ее в своей жизни?»
1 класс ценностей: ценности, важные для жизни в целом, главные и конечные цели существования личности.
2 класс ценностей: ценности, предпочитаемые человеком в конкретных жизненных ситуациях.
Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку отдельно. Определите главные для Вас ценности, получившие первое, второе и третье места в каждом списке, сопоставьте их с тем, как они реализуются Вами. Что бы Вы могли сделать для реализации их в будущем?
По каждому списку отдельно. Каждый работает самостоятельно. Право озвучить предоставляется одному участнику группы.
5. «Как понимаем утверждение».
Цель: Научить ребят высказывать свою точку зрения, показывать свою общую эрудицию. В ходе данного упражнения каждый участник игры должен задуматься о своей личной жизненной позиции, умении не только формулировать, но и следовать по жизни определенным заповедям, принципам, законам.
Процедура: Каждая группа получает по 2—3 высказывания. После совещания (2—3 минуты) озвучивают то, как они понимают смысл.
— Будь в себе самом каждым из них.
— Не бойся им показаться «не таким».
— Бойся, что они тебе покажутся не такими.
— Прощать или не прощать очень быстро.
— Помоги каждому судить себя, но не суди сам.
— Не умей отличать крупное от мелочей.
— Если говоришь с двумя, слушай, как дышит третий.
— Помни, что ничто так не рождает группу, как взрыв коллективного хохота.
— Расставаясь, оглянись несколько раз.
— Иметь место за пазухой может только камень драгоценный.
— Если спрашивают твое мнение о человеке, ответ может быть только «хороший» или «смотри сам».
— Только добившись прозрачности вечера, разглядишь через него ясное утро.
— Помни, что севши на муравейник, царем муравьев не станешь.
— Дорисовывай только свои рисунки.
— Замена непониманию — только уважение.
— Вершины хороши не для праздников, а для обозрения местности.
— Не умеешь будить — спи дальше.
— Свое представление о себе строит, чужое — перестраивает.
— Плохо видишь спиной — поворачивайся.
— Хождение след в след муторно и подчас опасно.
— Друзей не выбирают, а угадывают и чувствуют.
Далее, если ребята не устали, можно провести игру в игре. Ее можно использовать и как самостоятельное мероприятие.
I. Спящий город. Данное игровое упражнение (а скорее — игра) предназначено для повышения у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.
В это время 5 человек решают ситуацию «Случай в банке».
Процедура: Во время обсуждения каждый участник предлагает свой способ выхода из этой ситуации. Группа выбирает один наиболее удачный способ и проигрывает его.
-
Ситуации на собеседовании.
Цель: пробные собеседования укрепляют уверенность в себе, способствуют снижению внутренней тревоги в стрессовой ситуации при трудоустройстве или другом жизненном экзамене.
Процедура: Команды вытягивают по 3 вопроса на собеседованиии после совещания в течении 2—3 минут озвучивают предполагаемый ответ, решение.
-
Соответствие требованиям работодателя.
Цель: В настоящее время все больше организаций используют в процессе отбора на важную должность тесты и оценки. Данный конкурс-упражнение дает возможность подростку «погрузиться» в ситуацию конкурсного отбора. Приходит четкое осознание того, что прежде чем приглашать людей на встречу, наниматель определяет человеческие черты, знания и умения, которыми должен обладать идеальный кандидат. В процессе отбора кандидатов просят выполнить тесты, чтобы оценить, обладают ли они этими качествами.
Процедура: Участники игры знакомятся с требованиями работодателя:
— Необходим работник с сильной нервной системой. Для определения этого показателя будем использовать Теппинг-тест, причем у претендента на вакансию различия в первоначальных показателях и в конечных должны быть минимальными.
— Желательно, чтобы работник в течение всей работы удерживал максимальный темп работы, утомляясь лишь в середине трудового пути, но работоспособность к вечеру возрастала. Динамику физиологической выносливости можно увидеть на графике, который выстраивается по результатам Теппинг-теста.
— У испытуемого, обследуемого методикой Кеттела «Измерение пластичности — ригидности на психомоторном уровне», коэффициент пластичности должен стремиться к 1, т.к. работнику необходимо обладать свойством легкого переключения с одного вида деятельности на другой, не встречая противодействий в психике. Этот показатель свидетельствует и о легкой обучаемости, что немаловажно для работодателя.
Для проведения конкурсного отбора используются психодиагностические методики, изучающие свойства нервной системы:
Теппинг-тест — измерение психического темпа и его индивидуальной устойчивости.
Измерение пластичности — ригидности на психомоторном уровне по Кеттеллу.
Соотносим результаты участников с требованиями работодателя. Побеждает та команда, где больше «подходящих кандидатов.
4. Автобиография и резюме.
Цель: дать основные знания о правильном оформлении деловых бумаг при поступлении на работу и способствовать приобретению навыков составления автобиографии и резюме.
Процедура: Команды делятся пополам. Первая подгруппа пишет автобиографию одного из участников, предполагая, что ему 35 лет, он имеет среднеспециальное и высшее образование, не обязательно полученное подряд, причем в трудовой книжке не менее 2 записей. Необходимо соблюдать хронологию событий.Вторая подгруппа пишет резюме человека — соискателя вакансии строителя-мебельщика либо на выполнение евроремонта. Командам раздаются образцы и бланки.
Можно использовать дополнительный материал.
Ведущий: Воображение — свойство сознания, позволяющее человеку создать в процессе мышления новые образы на основе прошлого восприятия и познания. Память позволяет человеку составить представление об образах прошлого, восприятие — настоящего, воображение — будущего.
В воображении человек компенсирует недостающую ему в действительности информацию, поэтому может домысливать в своем воображении то, чего нет в реальной жизни. Именно поэтому воображение является одним из важнейших условий творчества в процессе профессиональной адаптации в ее психологическом аспекте. Непроизвольное воображение происходит без постановки предварительной цели, и возникновение образов в сознании человека происходит без усилий с его стороны.
Направленное воображение — процесс образования спонтанных образов в связи с рационально поставленной целью.
Мечта — это воображение, создающее образы желаемого будущего. Мечта перестает быть творческой, если человек не делает ничего в жизни, чтобы его цель стала ближе и реальнее. Активная же мечта является движущей силой человеческих поступков.
Творческое воображение — незаменимый инструмент, помогающий смоделировать любую ситуацию в рамках «правил игры» на новом предприятии в процессе профессиональной адаптации человека к новому рабочему месту, характеру труда и его должностным обязанностям в целях профилактики вторичной безработицы. С его помощью неизвестные образы будущего наполняются реальным чувственно-эмоциональным содержанием, способным включить психофизические механизмы адаптации и помочь человеку быстрее приспособиться к стрессовым для него условиям вступления в новую должность.
Автобиографическая анкета
Фамилия, имя, отчество:______________________________ Дата рождения:_____________________________________
Семейное положение: _______________________________
Адрес, телефон:______________________________________
Образование (какие учебные заведения окончил и когда):_____
________________________________________________________
Специальность по образованию (указать все дипломы, свидетельства и т.п., которые имеются):___________________________ ________________________________________________________
Опыт работы (какой работой приходилось заниматься, в каких организациях, в течение какого времени и на каких должностях):_____________________________ ______________________
Дополнительная информация (представляющая Вас в выгодном свете, например, об увлечениях, навыках и умениях, участии в общественной жизни и пр.):_______________________________ ________________________________________________________
________________________________________________________
Дополнительные профессиональные навыки (нужное подчеркнуть):
Набор текста на компьютере: Не владею. Со средней скоростью. Слепой метод. Рус. Англ.
Компьютерная грамотность: Не владею. Пользователь. Программист.
Языки программирования_______________________________ Владение офисной техникой_____________________________ Иностранные языки: Со словарем. Разговорный. Свободно.
Другие сведения о себе:_________________________________ Ожидаемый месячный заработок:_________________________ Оценка требований к будущей работе:
Перечень требований | Не очень важно | Важно | Очень важно |
Достижения в работе | | | |
Признание в работе | | | |
Карьерный рост | | | |
Безопасность | | | |
Ответственность | | | |
Изменчивость работы | | | |
Возможность личного развития | | | |
Продолжительность работы | | | |
Зарплата | | | |
Товарищеские отношения | | | |
Управление работой | | | |
Форма организации | | | |
Условия работы | | | |
Влияние работы на личную жизнь | | | |
Гибкость рабочего времени | | | |
Рабочие поездки (командировки) | | | |
Прочее | | | |
Подпись_______________________ Дата__________
Ранжирование ценностных ориентаций Инструкция:
Последовательно, вдумчиво и не спеша прочтите предлагаемые списки ценностей. Ваша задача — расставить их по порядку убывания значимости для Вас как ценностей, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Внимательно изучите этот список ценностей и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поставьте напротив нее цифру 1. Затем выберете вторую по значимости ценность и присвойте ей цифру 2. Наименее значимая останется последней и будет обозначена цифрой 18. Ранжируя ценности по каждому списку, задавайте себе вопрос: «В какой степени для меня важна и значима данная ценность, в какой степени я хочу реализовать ее в своей жизни?»
1 класс ценностей: ценности, важные для жизни в целом, главные и конечные цели существования личности.
-
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). -
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл). -
Здоровье (физическое и психическое). -
Интересная работа. -
Красота природы и искусства (переживание прекрасного). -
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). -
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений). -
Наличие хороших и верных друзей. -
Общественное призвание (уважение окружающих). -
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллекта). -
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). -
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). -
Развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). -
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках). -
Счастливая семейная жизнь. -
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом). -
Творчество (возможность творческой деятельности). -
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
2 класс ценностей: ценности, предпочитаемые человеком в конкретных жизненных ситуациях.
-
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать вещи и дела в порядке. -
Воспитанность (хорошие манеры). -
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания). -
Жизнерадостность (чувство юмора). -
Исполнительность (дисциплинированность). -
Независимость (способность действовать решительно и самостоятельно). -
Непримиримость к недостаткам в себе и других. -
Образованность (широта знаний, высокая общая культура). -
Ответственность (чувство долга, умение держать слово). -
Рационализм (умение логически мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения). -
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина). -
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. -
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). -
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения). -
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). -
Честность (правдивость, искренность). -
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). -
Чуткость (заботливость).
Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку отдельно. Определите главные для Вас ценности, получившие первое, второе и третье места в каждом списке, сопоставьте их с тем, как они реализуются Вами. Что бы Вы могли сделать для реализации их в будущем?
По каждому списку отдельно. Каждый работает самостоятельно. Право озвучить предоставляется одному участнику группы.
5. «Как понимаем утверждение».
Цель: Научить ребят высказывать свою точку зрения, показывать свою общую эрудицию. В ходе данного упражнения каждый участник игры должен задуматься о своей личной жизненной позиции, умении не только формулировать, но и следовать по жизни определенным заповедям, принципам, законам.
Процедура: Каждая группа получает по 2—3 высказывания. После совещания (2—3 минуты) озвучивают то, как они понимают смысл.
— Будь в себе самом каждым из них.
— Не бойся им показаться «не таким».
— Бойся, что они тебе покажутся не такими.
— Прощать или не прощать очень быстро.
— Помоги каждому судить себя, но не суди сам.
— Не умей отличать крупное от мелочей.
— Если говоришь с двумя, слушай, как дышит третий.
— Помни, что ничто так не рождает группу, как взрыв коллективного хохота.
— Расставаясь, оглянись несколько раз.
— Иметь место за пазухой может только камень драгоценный.
— Если спрашивают твое мнение о человеке, ответ может быть только «хороший» или «смотри сам».
— Только добившись прозрачности вечера, разглядишь через него ясное утро.
— Помни, что севши на муравейник, царем муравьев не станешь.
— Дорисовывай только свои рисунки.
— Замена непониманию — только уважение.
— Вершины хороши не для праздников, а для обозрения местности.
— Не умеешь будить — спи дальше.
— Свое представление о себе строит, чужое — перестраивает.
— Плохо видишь спиной — поворачивайся.
— Хождение след в след муторно и подчас опасно.
— Друзей не выбирают, а угадывают и чувствуют.
Далее, если ребята не устали, можно провести игру в игре. Ее можно использовать и как самостоятельное мероприятие.
I. Спящий город. Данное игровое упражнение (а скорее — игра) предназначено для повышения у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.