Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 604
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендации для психологов и учителей.
Учащиеся должны чувствовать интерес взрослого к себе, поэтому важно прямо на уроке поинтересоваться результатами диагностики, попросив поднять руки тех, кто определил свои профессиональные склонности. В конце урока важно спросить у ребят, насколько результаты теста соответствуют их собственным представлениям о себе. В качестве обратной связи можно попросить подростков написать на бланке, насколько полученные результаты совпадают с их собственным представлением о себе.
Бланк ответов к опроснику профессиональных склонностей (по Резапкиной)
Фамилия____________школа________________класс________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | А | | | В | | Б |
2 | | В | | А | Б | |
3 | Б | А | | В | | |
4 | | | Б | | В | А |
5 | В | А | Б | | | |
6 | Б | В | | | | А |
7 | | Б | В | А | | |
8 | Б | | | | А | В |
9 | | Б | | А | В | |
10 | | | | В | А | Б |
11 | В | Б | А | | | |
12 | | | А | Б | В | |
13 | А | | | | Б | В |
14 | | А | | Б | В | |
15 | В | | А | | Б | |
16 | Б | | В | | | А |
17 | | | | Б | А | В |
18 | А | Б | Б | | | |
19 | | | В | | А | Б |
20 | В | | Б | | | А |
21 | | А | В | Б | | |
22 | | Б | А | В | | |
23 | | В | | А | | Б |
24 | А | | | | Б | В |
всего | | | | | | |
Анкета «Ориентация»
Разработана И.Л.Соломиным и предназначена для диагностики профессиональных интересов, склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи старше 14 лет. Анкета позволяет определить направленность на ту или иную группу профессий, а карта профессий — проинформировать о различных видах профессий, требованиях, предъявляемых ими к человеку, и выбрать профессию из наиболее предпочитаемой группы.
Анкета «Ориентация» позволяет выявить профессиональные склонности учащихся и их представления об имеющихся профессиональных способностях.
Профессиональные склонности — это желание человека заниматься определенными видами профессиональной деятельности, потребность быть профессионалом. Склонности характеризуются стремлением не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Склонности определяют привлекательность тех или иных видов деятельности, интерес к ним.
Профессиональные способности — это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит возможность успешного освоения и дальнейшего осуществления профессиональной деятельности. Способности, в конечном счете, определяют умение овладевать профессиональными знаниями и навыками и выполнять соответствующую профессиональную деятельность.
Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу», процедура опроса занимает 10—15 минут.
Инструкция. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности:
-
— вовсе нет; -
— пожалуй, так; -
— верно; -
— совершенно верно.
Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 | Обслуживать людей Заниматься лечением Обучать, воспитывать Защищать права и безопасность Управлять людьми | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
2 | Управлять машинами Ремонтировать оборудование Собирать и налаживать технику Обрабатывать материалы, изготавливать предметы и вещи Заниматься строительством | 0 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 3 | |
3 | Редактировать тексты и таблицы Производить расчеты и вычисления Обрабатывать информацию Работать с чертежами, картами, схемами Принимать и передавать сообщения | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
4 | Заниматься художественным оформлением Рисовать, фотографировать Создавать произведения искусства Выступать на сцене Шить, вышивать, вязать | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
5 | Ухаживать за животными Заготавливать продукты Работать на открытом воздухе Выращивать овощи и фрукты Иметь дело с природой | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
А | Заниматься ручным трудом Выполнять задания Выполнять работу по образцу, делать ксерокопии Получать конкретный практический результат Воплощать идеи в жизнь | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
Б | Заниматься умственным трудом Принимать решения Создавать новые образцы Анализировать, изучать, наблюдать Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать | 0 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 3 | |
Инструкция. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности:
-
— вовсе нет; -
— пожалуй, так; -
— верно; -
— совершенно верно.
Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками)
1 | Знакомиться с новыми людьми Быть чутким и доброжелательным Выслушивать людей Разбираться в людях Хорошо говорить и выступать публично | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
2 | Искать и устранять неисправности Использовать приборы, машины, механизмы Разбираться в технических устройствах Ловко обращаться с инструментами Хорошо ориентироваться в пространстве | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
3 | Быть сосредоточенным и усидчивым Хорошо считать в уме Преобразовывать информацию Оперировать знаками и символами Искать и исправлять ошибки | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
4 | Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи Разбираться в литературе и искусстве Петь и играть на музыкальных инструментах Сочинять стихи, писать рассказы Рисовать | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
5 | Разбираться в животных или растениях Разводить растения или животных Бороться с болезнями, вредителями Ориентироваться в природных явлениях Работать на земле | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
А | Быстро выполнять указания Точно следовать инструкциям Работать по заданному алгоритму Выполнять однообразную работу Соблюдать правила и нормы | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
Б | Создавать новые инструкции и давать указания Принимать нестандартные решения Легко придумывать новые способы деятельности Брать на себя ответственность Самостоятельно организовывать свою работу | 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 | |
В первой части («Я хочу») учащийся должен оценить по 4балльной шкале (от 0 до 3 баллов) степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты является основной и предназначена для определения сферы профессиональных склонностей, интересов, предпочтений. Результаты первой части анкеты необходимы для определения наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.
Во второй части («Я могу») учащийся должен оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения представлений учащегося о своих профессиональных способностях.
Обработка и интерпретация. Суждения в каждой из двух частей анкеты, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений подсчитывается суммарное количество баллов, выбранных учащимся, и эта сумма записывается в окне справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе учащийся набрал максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенных от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) человек — человек; 2) человек — техника; 3) человек — информация (знак); 4) человек — искусство; 5) человек — природа.
Группы суждений, обозначенные буквами «А» и «Б», соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: «А» — исполнительские, «Б» — творческие. Для каждого учащегося сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) он склонен в наибольшей степени. Затем определяется преимущественная склонность к одному из двух классов профессий (А и Б). Примеры типов и классов профессий можно найти по карте профессий.
Однако не всегда учащимся нравятся те виды деятельности, в которых они наиболее успешны. В этом случае, при несовпадении, учащемуся предстоит выбрать, ориентироваться ли на его «Могу» или на его «Хочу». Следует получить более подробную и точную информацию о способностях учащегося также и в том случае, если у него нет четко выраженных склонностей и интересов; если оценки профессиональных склонностей по анкете «Ориентация» не сильно отличаются друг от друга; если оценка наиболее предпочитаемого типа или класса профессий не превышает 4—5 баллов. Это может быть и тогда, когда учащийся вообще не склонен заниматься каким-либо общепринятым видом деятельности.