Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 604

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации для психологов и учителей.

Учащиеся должны чувствовать интерес взрослого к себе, поэтому важно прямо на уроке поинтересоваться результатами диагностики, попросив поднять руки тех, кто определил свои профессиональные склонности. В конце урока важно спросить у ребят, насколько результаты теста соответствуют их собственным представлениям о себе. В качестве обратной связи можно попросить подростков написать на бланке, насколько полученные результаты совпадают с их собственным представлением о себе.

Бланк ответов к опроснику профессиональных склонностей (по Резапкиной)

Фамилия____________школа________________класс________



1

2

3

4

5

6

1

А





В



Б

2



В



А

Б



3

Б

А



В





4





Б



В

А

5

В

А

Б







6

Б

В







А

7



Б

В

А





8

Б







А

В

9



Б



А

В



10







В

А

Б

11

В

Б

А







12





А

Б

В



13

А







Б

В

14



А



Б

В



15

В



А



Б



16

Б



В





А

17







Б

А

В

18

А

Б

Б







19





В



А

Б

20

В



Б





А

21



А

В

Б





22



Б

А

В





23



В



А



Б

24

А







Б

В

всего














Анкета «Ориентация»

Разработана И.Л.Соломиным и предназначена для диагностики профессиональных интересов, склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи старше 14 лет. Анкета позволяет определить направленность на ту или иную группу профессий, а карта профессий — проинформировать о различных видах профессий, требованиях, предъявляемых ими к человеку, и выбрать профессию из наиболее предпочитаемой группы.

Анкета «Ориентация» позволяет выявить профессиональные склонности учащихся и их представления об имеющихся профессиональных способностях.

Профессиональные склонности — это желание человека заниматься определенными видами профессиональной деятельности, потребность быть профессионалом. Склонности характеризуются стремлением не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Склонности определяют привлекательность тех или иных видов деятельности, интерес к ним.

Профессиональные способности — это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит возможность успешного освоения и дальнейшего осуществления профессиональной деятельности. Способности, в конечном счете, определяют умение овладевать профессиональными знаниями и навыками и выполнять соответствующую профессиональную деятельность.

Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу», процедура опроса занимает 10—15 минут.

Инструкция. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности:

  1. — вовсе нет;

  2. — пожалуй, так;

  3. — верно;

  4. — совершенно верно.

Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

1

Обслуживать людей

Заниматься лечением

Обучать, воспитывать

Защищать права и безопасность

Управлять людьми

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



2

Управлять машинами

Ремонтировать оборудование

Собирать и налаживать технику

Обрабатывать материалы, изготавливать предметы и вещи

Заниматься строительством

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3



3

Редактировать тексты и таблицы

Производить расчеты и вычисления

Обрабатывать информацию

Работать с чертежами, картами, схемами

Принимать и передавать сообщения

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



4

Заниматься художественным оформлением

Рисовать, фотографировать

Создавать произведения искусства

Выступать на сцене

Шить, вышивать, вязать

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



5

Ухаживать за животными

Заготавливать продукты

Работать на открытом воздухе

Выращивать овощи и фрукты

Иметь дело с природой

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



А

Заниматься ручным трудом

Выполнять задания

Выполнять работу по образцу, делать ксерокопии

Получать конкретный практический результат

Воплощать идеи в жизнь

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



Б

Заниматься умственным трудом

Принимать решения

Создавать новые образцы

Анализировать, изучать, наблюдать

Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3




Инструкция. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности:

  1. — вовсе нет;

  2. — пожалуй, так;

  3. — верно;

  4. — совершенно верно.

Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками)

1

Знакомиться с новыми людьми

Быть чутким и доброжелательным

Выслушивать людей

Разбираться в людях

Хорошо говорить и выступать публично

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



2

Искать и устранять неисправности

Использовать приборы, машины, механизмы

Разбираться в технических устройствах

Ловко обращаться с инструментами

Хорошо ориентироваться в пространстве

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



3

Быть сосредоточенным и усидчивым

Хорошо считать в уме

Преобразовывать информацию

Оперировать знаками и символами

Искать и исправлять ошибки

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1



2

2

2

2

3

3

3

3

3



4

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

Разбираться в литературе и искусстве

Петь и играть на музыкальных инструментах

Сочинять стихи, писать рассказы

Рисовать

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



5

Разбираться в животных или растениях

Разводить растения или животных

Бороться с болезнями, вредителями

Ориентироваться в природных явлениях

Работать на земле

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



А

Быстро выполнять указания

Точно следовать инструкциям

Работать по заданному алгоритму

Выполнять однообразную работу

Соблюдать правила и нормы

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



Б

Создавать новые инструкции и давать указания

Принимать нестандартные решения Легко придумывать новые способы деятельности

Брать на себя ответственность

Самостоятельно организовывать свою работу

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3




В первой части («Я хочу») учащийся должен оценить по 4балльной шкале (от 0 до 3 баллов) степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты является основной и предназначена для определения сферы профессиональных склонностей, интересов, предпочтений. Результаты первой части анкеты необходимы для определения наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.

Во второй части («Я могу») учащийся должен оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения представлений учащегося о своих профессиональных способностях.

Обработка и интерпретация. Суждения в каждой из двух частей анкеты, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений подсчитывается суммарное количество баллов, выбранных учащимся, и эта сумма записывается в окне справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе учащийся набрал максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенных от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) человек — человек; 2) человек — техника; 3) человек — информация (знак); 4) человек — искусство; 5) человек — природа.

Группы суждений, обозначенные буквами «А» и «Б», соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: «А» — исполнительские, «Б» — творческие. Для каждого учащегося сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) он склонен в наибольшей степени. Затем определяется преимущественная склонность к одному из двух классов профессий (А и Б). Примеры типов и классов профессий можно найти по карте профессий.

Однако не всегда учащимся нравятся те виды деятельности, в которых они наиболее успешны. В этом случае, при несовпадении, учащемуся предстоит выбрать, ориентироваться ли на его «Могу» или на его «Хочу». Следует получить более подробную и точную информацию о способностях учащегося также и в том случае, если у него нет четко выраженных склонностей и интересов; если оценки профессиональных склонностей по анкете «Ориентация» не сильно отличаются друг от друга; если оценка наиболее предпочитаемого типа или класса профессий не превышает 4—5 баллов. Это может быть и тогда, когда учащийся вообще не склонен заниматься каким-либо общепринятым видом деятельности.