ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 689
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сам синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне - из объективного мира с пространством и временем - характеристика присущая субъекту, человеку. Кант называет трансцендентальной апперцепцией.
1.Трансцендентальный (у Канта) - это выходящие за пределы чувственного опыта и относящийся к априорным формам познания, которые организуют эмпирический опыт и научное познание. На уровне чувственного познания - это пространство и время, на уровне рассудка - это двенадцать категорий рассудка.
2.Апперцепция - это воздействие общего содержания психической деятельности человека и всего его предыдущего опыта на восприятие предметов и явлений. Так, например, наш прошлый опыт может заставить нас с подозрением и опаской отнестись к впервые увиденному объекту, но сходному с тем, который доставил вам ранее неприятности («Обжегшись на молоке, дуешь на воду»). По Канту характер апперцепции в первую очередь определяется априорными формами познания.
Научное знание, по Канту, отличается принципиально и в содержательном отношении. Это знание синтетическое, всеобщее, необходимое. Т.е.- это не всякое знание. Это - научно - теоретические знания, выраженные например, в евклидовой геометрии, ньютоновской механике. Особенность их в том, что их положения начинаются со слов: «Все». Например: закон всемирного тяготения, или закон равенства действия и противодействия. Особенность таких синтетических суждений составлявших содержание науки в следующем:
-
Они не получены опытным путем, не получены аналитическими положениями. -
Такое знание не является результатом бытового мышления, опирающегося на житейскую логику. -
Такое знание не может дать отдельно эмпиризм или рационализм. Эмпиризм дает знание о единичном, но не дает знания всеобщего и необходимого характера. Рационализм может обосновать лишь возможность аналитического знания. Обе крайности, в принципе односторонни.
Разъясняя природу аналитического знания, Кант говорит, что это знание, которое ничего нового не прибавляет. Например, суждение «Все тела протяженны». Предикат «протяженны» уже содержатся в субъекте «тело». Здесь есть знание, но однако оно по существу не новое.
Другое дело синтетические априорные суждения. Они не просто дают знания всеобщего, необходимого характера. При этом эти знания образуются благодаря особым познавательным способностям, приемам познания. Это знания науки.
Существенно важно, что эти научные знания образуются в единстве чувственности и рассудка, в единстве этих противоположностей. Рассмотрим механизм создания этого научно-теоретического, синтетического знания.
Как возможны синтетические априорные суждения в математике. Под математикой Кант понимал только арифметику и геометрию, поэтому данный вопрос ставил только для них. Математические значения, утверждал Кант, выступают наглядными представлениями либо в пространстве (геометрии), либо во времени (в арифметике). Все действия в арифметике (сложение, вычитание) можно рассматривать как действия во времени, одна цифра, потом другая. При этом пространство и время – это не объективно существующие реальности или свойства материальных тел. И пространство и время носят априорный характер.
Таким образом, законы математики (геометрии и арифметики) получают форму всеобщности и необходимости в процессе трансцендентальной апперцепции за счет формы чувственного созерцания. И именно благодаря этим формам (пространству и времени) синтетические суждения являются априорными.
Как возможны синтетические априорные суждения в теоретическом естествознании. Теоретическое естествознание есть область действия рассудка. Рассудку присущи двенадцать категорий (единство, цельность, субстанция, причинность и др.) как чистых априорных понятий. Все эти категории принадлежат рассудку, а не изучаемым объектам. Здесь тоже происходит синтез чувственного созерцания с категориями рассудка. В результате законы естествознания получают форму всеобщих и необходимых, т.е. синтетических априорных суждений. Важнейшей предпосылкой такого синтеза является единство нашего сознания. Оно выражается в том, что любые природные объекты рассудок мыслит как подчиняющиеся трем законам, принадлежащим опять таки самому рассудку, а не объектам внешнего мира: закон сохранения субстанции, закон причинности, закон взаимодействия субстанции.
Таким образом, естествознание характеризует картину мира (вещь для нас) исходя из форм и законов рассудка, а не природных обьектов. Поэтому «вещь в себе» и « вещь для нас» не тождественны. Природные объекты сами по себе (вещь в себе) остаются нам неизвестными непознанными.
Важное значение, и для философии, и для формирующейся науки имело учение Канта об антиномиях. Он показал, что попытки разума выйти за пределы чувственного опыта и познать вещи в себе» приводят его к противоречиям, к антиномиям чистого разума. Становится возможным появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений, которых у Канта четыре пары (например, мир - конечен, мир - бесконечен).
Однако, как заметил Гегель, существует не четыре антиномии, а на деле каждое понятие, каждая категория также антиномична. Кроме того, диалектические противоречия, возникающие в разуме - по Канту не отражение реальных противоречий, а естественная и неизбежная иллюзия, проистекающая из его сверхопытного применения. Она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних лишь «явлений», а не стоящих за ними и отгороженных от них «вещей в себе». Вместе с тем попытка ввести диалектические принципы противоречия в научно-теоретическое знание и сферу практического разума было большим завоеванием кантовской философии.
Философия как «наука наук» (Г.Гегель).В истории философии наиболее глубокое учение о науке, о научно-теоретическом знании разработано в философии Гегеля, который принимая исходные идеи Канта о природе науки, принципиально по новому трактовал ее сущность. Кант по своему, оригинально решил вопрос о специфике и особенности науки, в отличие от философии (метафизики). В качестве идеального примера науки у него выступает эвклидова геометрия, ньютоновская физика.
Совершенно по-другому подошел Гегель. Он стремился понять философию и науку в контексте объективной, саморазвивающейся и самопознающей духовной деятельности. Тем самым, он отошел от эмпирического, непосредственного выявления наличных признаков науки. Он пытался теоретически осмыслить феномен науки, т.е. рассмотреть ее в составе более широкого целого.
Такой подход Гегеля при всем идеализме его философии являлся продуктивным. У Гегеля познание не выступает как познание человеком материального мира. Речь идет о другом, о познании первичным духом самого себя, как чистую мысль, сознание. Т.е. субстанциональной сферой познания выступает не предметный мир, а духовная сфера.
Весь познавательный процесс у Гегеля выступает как ряд формообразований сознания, самопознания духа. Внутренним стержнем этого развития и самопознания выступает противоречие.
В отличие от Канта Гегель не противопоставляет науку и философию. И естествознание и философия у него науки, области научно-теоретического познания.
В этом процессе самопознания духом самого себя наука и философия выступает как особые формы духовного самопознания. Наука и философия проявляют себя как разные ступени духовно-теоретической деятельности. При этом науку (естествознание) связывает с рассудком, а философию с разумом.
Познание духа частными науками Гегель оценивает ниже, чем философии. Наука нас только приближает к истинному значению. Она, уже овладев понятием, застревает на анализе отдельных природных явлений, не проникая к подлинной причине мироздания. Естествознание, по Гегелю, не может окончательно встать на точку зрения всеобщего.
Только философия, считает Гегель, раскрывает перед нами истинную картину происходящего, а именно то, что основу мира составляет подлинно-всеобщее - само мышление. Поэтому Гегель философию называет «наукой наук».
Философское познание духом самого себя, утверждает Гегель, начинается с образования логики как системы чистых сущностей. В это время идея через логику познает себя именно как идею, которая была до сотворения мира, до «конечного духа», т.е. человека.
Затем, чтобы самопознать себя дальше, идея отчуждает себя в природе, где дух присутствует в бессознательном состоянии, а затем в истории, где дух приходит к самопознанию («философия природы», «философия истории»).
И здесь Гегель наглядно показывает разницу философского познания природы с исследованием эмпирического естествознания.
Согласно Гегелю природа исследуется разными науками, которые изучают разные силы природы, но не постигают целостности, сущности последней. Истинное содержание природы постигается только философией, которая рассматривает природу как звено в контексте исторического развития духа.
Природа по мере самопознания духом самого себя переходит в человека, его историю. И здесь Гегель стремится обосновать важность, значимость и содержание таких наук, как астрономия, психология, этика, эстетика, история и другие. При исследовании социально - исторической жизни человечества, философ «вводит в оборот» и обновляет понятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории и др.Особо следует выделить прозорливость Гегеля о том, что основой деятельности (т.е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т.е. труд-преобразование природы с помощью орудии труда. В своих орудиях, подчеркивал философ, человек обладает властью над внешней природой, но в своих целях он подчинен ей (зародыш истмата).
Абсолютный дух, согласно Гегелю раскрывается в трех взаимосвязанных и субординированных основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве абсолютный дух познается в форме созерцания, в религии - в форме представления, в философии – в форме понятия.
Гегель, как и его предшественники хорошо понимал, что в самопознании духом нужен надежный метод (как система определенных принципов). Таким истинным методом у него выступает диалектика, в основе которой идея развития. Отсюда он разработал диалектику как учение о развитии. Он впервые представил весь природный, социальный, духовный мир в виде процесса, т.е. в непрерывном движении, изменении, преобразовании и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. А это, как известно-важнейшая задача науки. В каждой из рассмотренных в его философии сфер деятельности - от чисто логических категорий до категориальной диалектики социальной жизни - он старался найти и указать проходящую через них «нить развития». Отсюда Гегель дал анализ законов, категорий и принципов диалектики, обосновал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.
Наука - «сама себе философия» (О.Конт). О.Конт считал, что единственным источником подлинного знания является система частных наук. По его мнению они и могут дать только «общими усилиями» позитивный, положительный (т.е. данный, фактический, несомненный) материал.
О.Конт исходно полагал, что наука - сама себе философия и что «метафизика» (т.е. философия) как учение о сущности явлении, об их началах и причинах должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Последнюю он мыслил как синтез «совокупность общих научных положений» всего обширного положительного естественно - научного и социального материала. Вот почему созданная Контом философия называлась позитивной (положительной). Поиски же первых или последних причин Конт считает абсолютно недоступным и бессмысленным занятием.
Человечество пришло к позитивной философии в ходе развития его ума, пройдя три основных стадий интеллектуальной эволюции человечества: теологическая, метафизическая, положительная. При третьей стадии человек стремится к тому чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами познать действительные законы явлений. При этом необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.
Основная задача положительной философии - признать, что все подчиняется неизмененным естественным законам. Отсюда необходимо открыть их и свести их к минимуму - вот цель всех познавательных - усилий. В качестве примера Конт приводит законы Ньютона (законы тяготения), с помощью которых объясняются все общие явления Вселенной.