ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 707
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формой выражения проблемы в науке является научное утверждение. Это положение говорит, что она выражается на определенном научном языке. Грамотно поставить научную проблему может только ученый –профессионал. Причем, это всегда вопросительное высказывание опирающиеся на надежные факты и общепринятые научном сообществом теоретические положения.
Поэтому научные проблемы подлежит концептуальной оценке: говорят о проблемах действительных и мнимых, а также об адекватных и неадекватных формулировакх. Например, мнимая проблема (это псевдо проблема) вопрос, который содержит неприемлимые предпосылки (ложные, вненаучные, недостоверенные и т.п.) Неадекватная формулировка-непригодная для дальнейшего обсуждения и решения.
Существуют определенные этапы постановки проблемы в науке:предварительная постановка проблемы,анализ проблемы,оценка проблемы,выдвижение проекта.
Факт. Несмотря на интуитивную ясность понятие «факт» многозначно. Можно выделить такие его значения: факт как нечто реально существуещее (онтологическое понимание) ; факт как логическая форма; научный факт как форма научного знания.
Когда говорят о факте, это не нечто автономное, изолированное, кусок реальности. Факт входит, органический вписан в научный контекст, определенным образом в ней осмыслен. Поэтому факт всегда в связи с теорией, научным его интерпретированием (др. вопрос ложным, истинным и т.д.)
Факт – это нечто достоверное, установленное в процессе научного знания. И в этом смысле, научный факт обладает следующими специфическими свойствами:
-
Методологической контролируемостью. Это означает, что фактуальное значение принято тогда и только тогда , когда оно получено и проверено приемлемым с точки зрения научной методологии способом. -
Теоретической значимостью т.е. фактуальное значение изначально имеет для исследователей теоретическии смысл и интерес.Для ученых важен не любой факт сам по себе, а факт значительный, нетривиальный. -
Онтологической универсальностью т.е. речь идет не об единичном, а об универсальном, типичном факте.
Таковы три свойства именно научного факта. Заметим, что обыденный факт представляет противоположность этим свойствам. Скажем, обыденный факт не подлежит жесткому методологическому контролю (в большинстве случаев мы ведь вообще не задаемся вопросом, как получено то или иное значение, принимая его просто на веру). Обыденный факт имеет индивидуальный характер (в нем есть ситуационные моменты, неповторимые черты)
Роль фактов в научном познании велика. Если кратко, то они есть и результат научного познания и исходное основание для теоретической деятельности. И. Павлов называл факты «воздухом ученного».
Факт как базис научной теории означает;что в ней он функционирует как:
а) Инвариантный. Это означает, что факт есть факт. Мы можем, например в рамках данной теории менять гипотезу, по иному формулировать проблемы, выдвигать разные обьяснения, спорить о смысле факта и т.д. Но при всем этом факт сам посебе не подвергается сомнению и оспариванию. Тоже касается и когда разные теории по разному интерпритируют факт. Факт остается фактом, имеет межтеоретическое значение, ведет самостоятельное существование,
б) Элементарный. Это означает, что в рамках данной теории факт выступает как ее концептуальный элемент. С точки зрения логики он есть единичное суждение, обладающее устойчивым позитивным значением.
Таковы логические свойства фактуальных утверждении внутри теории. При этом следует обратить внимание , что эти свойства факт преобретает именно внутри теории. Вне какого-либо теоретического контекста бессмысленно говорить о том, что факт инвариантен и элементарен. Но это не всеми понимается:
Неопозитивисты, в частности, заявляют, что факты есть реальность сама по себе. Факт порожден непосредственным столкновением субьекта с реальностью. Факт нейтрален и не имеет никакого отношения к теории. Факт согласно их утверждеиям представляет собой независимый внетеоретический базис теории.
Концепция К.Поппера утверждает, что каждый факт имеет свою теорию. Другая теория неприемлима. Но если появляется все же другая, то старая теория должна быть отброшена. Это монотеоретический подход.
Заслуга в опровержении монотеоретического подхода во многом принадлежит Имре Лакатосу (1922-1974). Лакатос показывает, что на деле, где мы видим столкновение теории и факта на самом деле присутствует отношения двух теории –исходной и обьясняющей. Ведь факт всегда сопровождается каким-то его теоретическим толкованием. Это толкование может быть принято другой, более высокой теорией. Но оно может быть и отброшено, если расходится с собственными положениями. Может быть оспорено, разобрано на части и т.д.
Ход научного познания есть следовательно игра разных теоретических уровней. Факт не имеет своей абсолютной сущности вне теоретической системы, он получает собственно фактуальный статус (и присущие ему логические свойства) всегда только в каком-то теоретическом контексте и в результате сложных внутритеоретических и межтеоретических проверок.
При подобной логике понимания могут быть и крайности, в частности, холистской концепции (греч. «целый, весь») - У. Куайна. В противовес неопозитивистскому эмипризму в ней утверждается, что фактов вообще нет, все есть теория.
Тем самым, тезис о теоретической нагруженности факта, доведенный до придела, приводит к абсурдным выводам. Да, факт изначально погружан в теорию. Он многократно оценивается, интерпретируется, получает новые смыслы, формулировки. Но на основании этого отрицать существование обьективного опытного базиса нельзя. Это по сути дела позиция выдвинутого наизнанку неопозитивизма.
У факта образно говоря «двойное гражданство» - он самостоятелен, сам по себе и в тоже время является частью теоретической системы.
Гипотеза. Под гипотезой понимается научное утверждение, которое по своей логической характеристике имеет статус предположения, по своему содержанию (если подтвердится) некоторое новое знание, а по цели должно существенно продвинуть научное познание.
В основу классификации гипотез кладут разные основания. Если исходить из вида познавательного действия по отношению к изучаемому обьекту (каков эффект) выделяют:интерпретационную (что это); описательную (каков этот обьект); систематизирующую; обьяснительную (почему это так); экстраполяцонную; методологическую (как это лучше изучать).
В зависимости от места в структуре исследовательской работы выделяют такие виды гипотез; предварительные, промежуточные, окончательные. Есть гипотезы основные и вспомогательные. Есть базисные и подчиненные.
Среди специальных разновидностей научной гипотезы выделяют такие как математическую гипотезу. Это понятие ввел С.И.Вавилов. Как правило она применяется в физике и имеет экстраполяцонные, систематизирующие и др. функции.
Если говорить о роли гипотезы в научном познании, то она определяется новацией которую она приносит в научное исследование. Гипотеза хороша тем, что она предсказывает доселе неизвестные эффекты. Как правило гипотеза выступает с таких познавательных действии как интерпретация, обьяснение и т.п.
Но гипотезы могут быть даны и свободно, интуитивно, в виде смелой идеи, догадки. Эта идея- новизна не только эмпирическая, но и новизна теоретическая, методологическая. Научная гипотеза- это в конечном счете всегда прыжок в неизвестное. Новация при этом в виде единичной догадки и целой теории. Скажем на основе интуиции была высказана гипотеза Бора о планетарной модели атома (в квантовой физике) и т.д.
Какие же логико-методологические требования к научной гипотезе. Если кратко- три: логические, содержательные (содержательно-теоретические), эвристические. Наиболее жесткое-логическое. Т.е. при критической проверки гипотез в первую очередь при прочих равных условиях будут отвергнуты те, что нарушают логические нормы, затем те, что несостоятельны по содержательным основаниям, и последнюю очередь –те которые неудовлетворительны эвристически. К чему каждая из них сводится?
Логические требования сводятся к непротиворечивости-т.е. вся система утверждении не должна противоречить друг другу; независимости-т.е. гипотеза не должна быть повторением того, что уже известно, в противном случае это уже не гипотеза.
Содержательные требования сводятся к принципиальной проверяемости (проверяемой в принципе). Это - содержательная связность, что значит, что она должна согласовываться с предыдущим теоретическим знанием. При этом согласовываться содержательно с какими-то теоретическими принципами, допущениями, но не согласовываться логически.
Эвристические требования говорят о том, что гипотеза обязательно должна давать в проекции определенный прирост знания. Она должна предсказывать появление новых фактов, подкрепляться новыми эипиристическими свидетельствами. Т.е. гипотеза выходит за пределы известных фактов, прилагается к максимально широкому кругу явлении. Важна и фундаментальность идей гипотезы-это качественная оценка научной идеи лежащей в основе гипотезы.
Есть определенные стадии работы над гипотезой (хотя это конечно условно)
-
Стадия обнаружения проблемы -
Выдвижение гипотезы -
Разработка гипотезы -
Проверка гипотезы
Из этих 4 стадии рассмотрим последнюю как наиболее сложную. Иногда ее называют верификациеи. Проще говоря она должна подтверждаться результатами экспериментального испытания. Но нельзя воспринимать это упрощено. Ведь никакое, например конечное множество единичных подтверждении не гарантирует, что наша гипотеза всегда будет верна. Например утверждение что все лебеди белые отвергается находкой лишь одного черного лебедя.
Отсюда К. Поппер выдвинул парадоксальной критерии проверки гипотезы –принцип фальсификации. Согласно ей, мы не можем считать ту или иную гипотезу подтвержденной. Мы можем лишь требовать ее опровержения. И тогда она будет однозначно опровергнутой или гипотеза принимается, но с известной осторожностью (т.е. помня о том, что может быть в будущем будет найден контрипример)
Такую стратегию многие считают разумной. В этом случае говорят о нулевой гипотезе. Нулевая гипотеза –это обычно предположение, которое специально готовится на опровержение. Либо последнее находят, либо нет, и тогда это является основанием для ее последующего принятия.
Теория. Есть при смысла понятия «теория»: типичный или распространенный; расширенный, специальный (логическии).
Наиболее распространенное понимание типичной теории. Классически оно выражается в учебниках. Теория –это именно научная теория. Теория есть обоснованная, концептуально организованная система научных представлений. Кроме науки теория применяется и к философии.
Расширенное понимание трактует теорию как связное смысловое образование, которое может быть (хотя бы частично) вербализовано. С этой точки зрения даже область представлении здравого смысла тоже является некоторой теорией. Некоторые считает, что такое понимание размывает теорию распространяя ее и на вненаучные области. Но есть в этом и положительное. Расширенная трактовка позволяет видеть теорию как нечто гибкое, диномичное. Ведь теория в типичном смысле предстает как нечто законченное, окончательно оформленное (как это и подается в стандартных учебниках), например теория эволюции, теория множеств. Между тем, динамизм, гибкость более адекватно характеризует теорию.
Логическое понимание позволяет отвлекаясь от содержания характеризовать логическую структуру теории. С этой точки зрения теория-это дедуктивно замкнутое множество утверждении. Теория в такой трактовке есть набор понятии, правил логического вывода и совокупность начальных утверждении, из которых дедуктивно выводятся все остальные предложения теории.
Итак, научная теория (в традиционном смысле) –это система логически взаимосвязанных представлении о научно познаваемых обьектах. Научная теория является наиболее развитой, наиболее совершенной формой организации научных знании. Содержание теории раскрывает и описывает закономерности, регулярные связи, фундаментальные свойства изучаемых предметов, явлении, процессов. В отличие от гипотезы теория имеет статус обоснованного, принятого научным сообществом знания. Характерными чертами научной теории является ее концептульная связанность, содержательная целостность, относительная стабильность. Теория дает систематически разработанную, упорядоченную совокупность научных воззрении, относящихся к той или иной предметной области.