Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 472

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Коммерческое право как отрасль права

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

2. Соотношение коммерческого и торгового права

1. Периодическая классификация коммерческого права

2. Современный этап развития мирового торгового права

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Понятие товара

2. Виды товаров

1. Товарооборот

2. Товары, изъятые из оборота

1. Структура товарного рынка

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Правовое регулирование ценообразования

2. Виды цен

1. Деятельность оптовых ярмарок

2. Выставки

1. Правовое регулирование торгов

2. Субъекты торгов

1. Проведение торгов

2. Признание торгов недействительными

1. Биржевая торговля

2. Виды бирж

1. Фондовые биржи

2. Объекты торгов на фондовых биржах

1. Характеристика прав потребителей

2. Содержание прав потребителей

1. Понятие конкуренции

2. Недобросовестная конкуренция

1. Договор купли-продажи

2. Виды договоров купли-продажи

1. Дилерский договор

2. Дистрибьюторский договор

1. Платежное поручение

2. Платежное требование

  1. специальных и оперативных служб;

  2. оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

  3. федеральной почтовой связи;

  4. предназначенных для перевозки опасных грузов. Распрост­ранение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распрост­раняемой с использованием транспортных средств, не допус­кается.

Реклама алкогольной продукции не должна:

  1. содержать утверждение о том, что употребление алкоголь­ной продукции имеет важное значение для достижения общест­венного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;

  2. осуждать воздержание от употребления алкогольной про­дукции;

  3. содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна;

  4. содержать упоминание о том, что употребление алкоголь­ной продукции является одним из способов утоления жажды;

  5. обращаться к несовершеннолетним;

  6. использовать образы несовершеннолетних;

  7. размещаться на первой и последней страницах газет, обложках журналов;

  8. размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях;

  9. размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования;

10)размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организа­циях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, кон­цертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, плане­тариях и на расстоянии ближе, чем 100 м от таких сооружений. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного

143

употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (простран­ства). Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, также не размещается:

  1. в телепрограммах с 7 до 22 ч местного времени и в ра­диопрограммах с 9 до 24 ч местного времени;

  2. при кино- и видеообслуживании с 7 до 20 ч местного времени;

  3. в средствах массовой информации, специализирующих­ся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.

Схожие особенности у рекламы алкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с рекламой табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.


Реклама лекарственных средств не должна:

  1. обращаться к несовершеннолетним;

  2. содержать ссылки на конкретные случаи излечения от забо­леваний в результате применения объекта рекламирования;

  3. содержать выражение благодарности в связи с использова­нием объекта рекламирования;

  4. создавать представление о преимуществах объекта рекла­мирования путем ссылки на факт проведения исследований;

  5. содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо рас­стройств здоровья;

  6. способствовать созданию у здорового человека впечатле­ния о необходимости применения объекта рекламирования;

  7. создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

  8. гарантировать положительное действие объекта реклами­рования, его безопасность, эффективность и отсутствие по­бочных действий;

  9. представлять объект рекламирования в качестве биологи­чески активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара; 10)содержать утверждение о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантирована его естественным происхождениям. Реклама лекарственных средств должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию.

144

Особенности рекламы существуют в отношении отдельных видов товаров, таких как:

  1. биологически активных добавок, продуктов детского пи­тания;

  2. продукции военного назначения и оружия;

  3. основанных на риске игр, пари;

  4. финансовых услуг;

  5. ценных бумаг;

  6. услуг по заключению договоров ренты, в том числе догово­ра пожизненного содержания с иждивением.

ЛЕКЦИЯ № 49. Ненадлежащая реклама

Ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая тре­бованиям законодательства РФ. Реклама должна быть добросо­вестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама, которая:

  1. содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другим изготовителем или реализуются другими продавцами;

  2. порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

  3. представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным знаком или зна­ком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

  4. является актом недобросовестной конкуренции в соответст­вии с антимонопольным законодательством.


Недостоверной признается реклама, которая содержит не соот­ветствующие действительности требования:

  1. о преимуществах рекламируемого товара перед находящи­мися в обороте товарами, которые произведены другими изго­товителями или реализуются другими продавцами;

  2. о любых характеристиках товара, в том числе о его приро­де, составе и способе, дате изготовления, назначении, потре­бительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответ­ствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

146

  1. об ассортименте и комплектации товаров, а также о воз­можности их приобретения в определенном месте или в тече­ние определенного срока;

  2. о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок;

  3. об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

  4. о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

  5. об исключительных правах на результаты интеллектуаль­ной деятельности;

  6. о правах на использование официальных государственных символов и символов международных организаций;

  7. об официальном или общественном признании, о получе­нии медалей, призов, дипломов или иных наград; 10)о рекомендациях физических или юридических лиц отно­сительно объекта рекламирования либо о его одобрении фи­зическими и юридическими лицами; 11)о результатах исследований и испытаний; 12)о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13)о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар и др.

Реклама не должна:

  1. побуждать к совершению противоправных действий;

  2. призывать к насилию и жестокости;

  3. иметь сходство с дорожными знаками;

  4. формировать негативное отношение к лицам, не поль­зующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

В рекламе не допускаются:

  1. использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

  2. указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти, органами местного само­управления либо их должностными лицами;

  3. демонстрация процессов курения и потребления алкоголь­ной продукции;


147

  1. использование образов медицинских работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг;

  2. указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

  3. указание на лечебные свойства. В рекламе не допускаются использование бранных слов,

непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выраже­ний, в том числе в отношении пола, расы, национальности, про­фессии, специальной категории, возраста, официальных государст­венных символов, религиозных символов, объектов культурного наследия.

Не допускается использование в радио-, теле-, видео-, аудио-и кинопродукции или в другой продукции распространение скрытой рекламы.

Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназна­ченных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта, в рекламе не допускаются:

  1. дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

  2. побуждение детей к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

  3. создание у несовершеннолетних искаженного представле­ния о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

  4. создание у детей впечатления о том, что обладание рекла­мируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

  5. формирование комплекса неполноценности у несовер­шеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

  6. показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

  7. формирование у несовершеннолетних комплекса непол­ноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Не допускается реклама:

1) товаров, производство и (или) реализация которых запре­щена законодательством РФ;

148

  1. наркотических средств, психотропных веществ и их пре­курсоров;

  2. взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиро­технических изделий;

  3. органов и (или) тканей человека в качестве объекта купли-продажи;

  4. товаров, в случае отсутствия государственной регистрации;

  5. товаров, подлежащих обязательной сертификации, в слу­чае отсутствия такой сертификации;

  6. товаров, на производство или реализацию которых тре­буется получение лицензий или иных специальных разреше­ний (в случае отсутствия таких разрешений).


ЛЕКЦИЯ № 50. Виды коммерческих договоров

Договор — это соглашение двух или нескольких лиц об уста­новлении, изменении и прекращении гражданских прав и обя­занностей. Договор является основным видом сделок. Значение договоров:

  1. это одно из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей;

  2. они опосредуют движение объектов гражданских прав от одних лиц к другим;

  3. позволяют выявить истинные потребности в определен­ных товарах. Основной принцип заключения договора — сво­бода договора. Стороны вольны заключать или не заключать договор. Стороны могут заключить договор, предусмотрен­ный законом, а также прямо не предусмотренный законом, но и не запрещенный им. Стороны вправе заключить смешанный договор, т. е. содержащий элементы разных видов договоров. Стороны свободны в выборе условий договора. Под содержа­нием договора понимаются взаимные права и обязанности сторон. Условия договора бывают существенные, обычные и случайные. К существенным условиям относится условие, определяющее предмет договора, а также условия, которые определены как таковые в законе или определенные самими сторонами. Обычные условия договора устанавливаются зако­нодательством диспозитивно. Случайные условия договора характерны для данного индивидуального договора.

Все договоры можно классифицировать:

1)по моменту возникновения прав и обязанностей:

а) конценсуальные — заключаются по взаимному согласию сторон;

б) реальные — для заключения необходимо передать пред­ мет договора;

  1. односторонние и двусторонние (многосторонние);

  2. возмездные и безвозмездные;

  3. по субъекту, в пользу которого заключен договор:

150

а) договоры в пользу их участников;

б) договоры в пользу третьих лиц;

5)в зависимости от юридической направленности:

а) основной;

б)предварительный;

в) публичный договор;

6)договор присоединения.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором приз­нается договор, заключенный коммерческой организацией и уста­навливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по харак­теру своей деятельности должна осуществлять в отношении каж­дого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транс­портом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)