ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 428
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
1.3. Специфика педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
1.4. Структура и функции педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
Вопросы и задания для самоконтроля
5.3. Основы самообразовательной работы учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
6.2. Мастерство педагогического общения
Вопросы и задания для самоконтроля
6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
Вопросы и задания для самоконтроля
7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
Вопросы и задания для самоконтроля
7.4. Адаптация к педагогической деятельности
К разновидностям самоубеждения относят самооправдание, самоутешение.
Если личность в процессе самоубеждения нашла истинный путь, то она принимает решение, которое может осуществляться в форме самоприказа. Волевое воздействие на себя в форме самоприказа может происходить, когда прошел этап самоанализа, а послабление и утешение мешают активной деятельности. Наступает момент, когда надо приступать к исполнению планов и задумок.
Будущий учитель должен осознавать, что важнейшим качеством педагога, который по своему положению должен быть образцом для учащихся, является способность ставить «надо» над «хочу», то есть выполнять трудную и кропотливую работу, несмотря на возможность отдохнуть, развлечься с друзьями. Организованный и дисциплинированный учитель после принятия решения сделает все так, как запланировал.
Самоприказ – это одна из форм самопринуждения, которое является результатом проявления волевых качеств личности. Формой самопринуждения является также самообладание, являющееся способностью человека или коллектива сдерживать себя от действий, которые они считают неправильными. Самообладание, как важная характеристика учителя, является признаком самодисциплины, которая достигается с помощью ряда приемов:
1) приемы, обращенные к интеллекту: личные правила или девизы, по которым человек строит поведение, самонапоминание;
2) приемы, обращенные к чувствам: самоутешение, самоодобрение, самокритика и др.
3) приемы, обращенные к воле и практике поведения: самообещание, намерение, клятва, самообязательство, самообозрение, самоотказ и др.
Все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения – аутотренинга. Самовнушение осуществляется путем многократного повторения слов или словесных формулировок, утверждающих желанное состояние. Словесные формулировки произносятся от своего имени, в утвердительной форме, в настоящем времени.
Самовнушение применимо в процессе самовоспитания любых качеств и свойств личности, в том числе и при овладении основами саморегуляции эмоционально-волевых состояний.
Результаты самовоспитания – это те изменения, которые происходят в результате самовоспитательных воздействий.
Главным условием и средством успеха профессионального самовоспитания педагога является адекватная, реальная деятельность.
Вопросы и задания для самоконтроля
Назовите компоненты процесса самовоспитания.
Перечислите положения структуры профессионального самопознания.
Перечислите средства самовоспитания.
Определите понятие «аутотренинг».
Творческое задание
Составьте макро и микропланы самовоспитания.
Литература
Донцов И.А. Самовоспитание личности. М., 1984.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
Князева М. Ключ к самосозиданию. М., 1990.
Глава 6
Педагогическое мастерство как вершина профессионального становления педагога
6.1. Понятие и сущность педагогического мастерства
Мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.
Содержание элементов профессионального педагогического характера педагога-мастера состоит из четырёх составляющих:
1. Профессионально-педагогические знания:
а) восприятие, понимание, запоминание;
б) использование знаний в типовой ситуации;
в) применение знаний в новой ситуации.
2. Опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности:
а) эмпирическое осуществление профессионально-педагогической деятельности;
б) осуществление способов профессионально-педагогической деятельности по образцу;
в) применение способов профессионально-педагогической деятельности в новой ситуации.
3. Опыт творческой педагогической деятельности:
а) выработка умения выявлять и формулировать проблемы;
б) частично-поисковая педагогическая деятельность;
в) поисковая исследовательская деятельность.
4. Опыт проявления личностных качеств и профессионально-педагогической направленности:
а) формирование внутренней модели поведения (ВМП) в соответствии с общепринятыми нормами морали и педагогической этики;
б) профессионально-педагогическое поведение на основе ВМП;
в) творческое отношение к педагогической деятельности, сформированность педагогического кредо.
Большинство перечисленных элементов осваивается педагогами в процессе самостоятельной педагогической деятельности.
Учёные выделяют совокупность трёх аспектов личности педагога, которые составляют основу ВМП педагога-мастера:
а) гражданственная и профессиональная направленность;
б) личностные качества педагога;
в) педагогические способности.
Особенно важной является индивидуальность личности. Она придаёт мастерству то своеобразие, которое становится «изюминкой» педагога-мастера.
Учителей и педагогов можно готовить в массовом порядке, а педагог-мастер формируется индивидуально, единично.
В мастерстве педагога выделяют четыре самостоятельных элемента:
мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности;
мастерство убеждения;
мастерство передачи знаний и формирование опыта деятельности;
мастерство владения педагогической техникой.
Высшая ступень профессионального мастерства характеризуется обогащением деятельности педагога-мастера новыми формами, методами, средствами, существенно повышающими эффективность педагогического процесса. Это педагогическое новаторство, которое отличается новизной, оригинальностью подходов.
Наиболее яркие представители педагогов-новаторов: Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, И.П.Иванов, Е.И.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, В.И.Караковский.
В профессиональном становлении педагога-мастера можно выделить две составляющие: становление личностное и становление статусное.
Формирование профессионального мастерства в личностном плане происходит по трём направлениям:
1) изменение всей системы деятельности, её функций и иерархического строения: в ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступенькам профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности – формируется личностный стиль деятельности;
2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального самосознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;
3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (это проявляется: в коллективной сфере – в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворённости от этого несмотря на трудности; в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей воздействия на объект).
В результате установка субъекта воздействовать на объект заменяется потребностью во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.
Становление мастерства педагога зависит от ряда факторов:
личностные особенности и желание развиваться;
активность личности как осознанный и управляемый процесс;
свободное волеизъявление человека, самодеятельность личности, её способность ставить цель, предвидеть результаты деятельности и регулировать её интенсивность;
участие в профессиональной деятельности;
адекватная самооценка педагога;
наличие благоприятной профессионально-педагогической среды.
Существуют и негативные факторы, осложняющие процесс становления педагога мастера. Р.А.Ахмеров выделил некоторые из них.
1. Кризис нереализованности. Человек начинает думать, что «жизнь не удалась». Он не видит свои достижения и успехи или недооценивает их и в своём прошлом не усматривает существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и будущего.
2. Кризис опустошенности. Возникает, когда в жизни слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Человек чувствует, что «выдохся» и не способен осуществить задуманное.
3. Кризис бесперспективности. Возникает, когда в сознании слабо представлены планы, мечты о будущем. Человек, обладая активностью, не видит для себя путей самоопределения, самопознания, самосовершенствования.
В некоторых случаях кризисы могут сочетаться. Педагог-мастер подготовлен к ним, знает об их существовании, умеет с ними справляться.
Существует ряд факторов, влияющих на внешний рост профессионального мастерства педагога:
1) потребность общества в педагогах-мастерах;
2) внешние ресурсы: возможность протекции, материальное положение, расположение образовательного учреждения по отношению к месту жительства, ограничения в выборе учебного заведения.
Путь профессионала можно разбить на ряд этапов, каждому из которых присущ определённый статус профессионала (по Е.А.Климову):
Оптант – человек на этапе выбора профессии.
Адепт – человек, осваивающий профессию в вузе, училище и т.п.
Адаптант – молодой специалист, осваивающий тонкости работы, вырабатывающий профессиональные навыки (первые 3-5 лет работы).
Интернал – опытный работник, который может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на трудовом посту.
Мастер – работник, который выделяется какими-либо специальными качествами и умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области. Он обрёл свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.
Авторитет – мастер своего дела, широко известный в своём кругу и за его пределами. Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счёт большого опыта, умеет организовать работу, окружить себя помощниками.
Наставник – авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передаёт опыт молодым, следит за их ростом.
У каждого путь к мастерству занимает разный отрезок времени, но наиболее быстро его достигают молодые специалисты, имеющие весомый багаж теоретических и практических знаний.