Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 392

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих роди­телей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удов­летворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порож­дает отставание их общего социального развития и неко­торую инфантильность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецеле-

126

сообразность их удовлетворения. Все это обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к системати­ческому труду как в школе, так и дома.

Нельзя не отметить и того, что на развитие и поведе­ние старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, литературе, искусстве, музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное. На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отно­шение к классике в искусстве и литературе, непонима­ние важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе эти проблемы решаются успешно. Главное здесь — не борьба со стрем­лением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание куль­туры восприятия этого нового, преодоление тех крайнос­тей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организа­ции учебно-воспитательной работы в старших классах.

5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания. Возрастные особен­ности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и ус­ловий жизни (связь биологического и социального) су­щественно отличаются друг от друга. Вот почему разви­тие каждого из них в свою очередь характеризуется зна­чительными индивидуальными различиями и особенно­стями, которые необходимо учитывать в процессе обуче­ния и воспитания.

Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?


При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные пе­дагогики и возрастной психологии, о которых шла речь раньше. Что же касается индивидуальных различий и осо­бенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

127

На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Су­щественное значение имеет изучение физического состо­яния и здоровья школьников, от которых во многом за­висит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болез­ни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагруз­ки, определять место посадки учеников в классе (напри­мер, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным заболева­ниям — дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздорови­тельных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склоннос­ти и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный под­ход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабей­шим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, позна­вательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чув­ственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражитель­ностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарища­ми. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распре­делении общественных поручений и преодолении отри­цательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внут­ренних побудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в об­ществе событиям и изменениям, труду, а также к учите­лям и коллективу товарищей. Изучение учащихся долж­но охватывать также ознакомление с условиями домаш­ней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и


128

контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также дина­мику формирования тех или иных личностных качеств.

В заключение подчеркнем, что только глубокое изу­чение и знание особенностей развития каждого школь­ника создает условия для успешного учета этих особен­ностей в процессе обучения и воспитания.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Сравните особенности физического развития учащихся младше­ го, среднего и старшего школьного возраста.

  2. Дайте сравнительный анализ нервно-психической и познаватель­ ной сфер учащихся различных возрастов и покажите их влияние на организацию учебной деятельности.

  3. Какими особенностями характеризуются поведение и личност­ ное развитие учащихся разных возрастных групп?

  4. Какие вопросы должны быть в центре внимания педагогов при изучении индивидуальных особенностей учащихся?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1958.

Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. М., 1979.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

Мир детства: Младший школьник. М., 1981.

Мир детства: Подросток. М., 1982.

Мир детства: Юность. М., 1988.

Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юно­шеском возрасте. М., 1991.

Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.

Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1987.

Формирование личности старшеклассников /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1989.

129

Изложением темы о возрастных и индивидуальных особенностях развития и воспитания учащихся заканчи­вается освещение вопросов, составляющих содержание общих основ педагогики. Изучение этого раздела не толь­ко дает представление о зарождении и становлении педа­гогической науки, о ее методологии и социальных основах, но и позволяет уяснить ряд существенных про­блем, имеющих основополагающее значение как для осу­ществления воспитательной работы в школе, так и для углубленного осмысления последующих разделов курса педагогики.


Раздел второй

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ


Обучения (дидактика)

Воспитание в его широком понимании включает в себя, как известно, два взаимосвязанных процесса — обу­чение и формирование у учащихся социальных и духовных отношений. Находясь в органическом един­стве, эти процессы, однако, и в теоретическом, и в прак­тическом отношениях имеют много специфических осо­бенностей и отличий, без глубокого осмысления которых невозможно осуществлять успешное развитие и личност­ное формирование учащихся в целом. Вот почему в педа­гогике выделились и специально исследуются по суще­ству две научные дисциплины: теоретические и мето­дические основы обучения (дидактика) и теоретичес­кие и методические основы воспитания как процесса формирования у учащихся социальных и духовных от­ношений. Данный раздел, в частности, посвящен рассмот­рению теоретических и методических вопросов обучения.

Глава 7

ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ

  1. Понятие о дидактике и ее исследование в педа­ гогике.

  2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функ­ ций обучения.

3. Основные проблемы, которые разрабатывает дидактика.

4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие.

131

1. Понятие о дидактике и ее исследование в педаго­ гике. В главе о сущности и общих закономерностях вос­ питания показано, что важнейшим его аспектом явля­ ется овладение личностью той стороной общественного опыта, которая включает в себя знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятель­ ности. Указанная задача решается в процессе обучения. В этой связи перед педагогикой встают вопросы: каким должен быть этот процесс, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие особой научной дисциплины — дидактики.

Термин дидактика происходит от греческих слов didacticos - поучающий и didasko - изучающий. Счита­ется, что этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке (1571—1635). Под дидактикой он понимал научную дис­циплину, которая занимается исследованием теорети­ческих и методических основ обучения. Фундаменталь­ную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский. В 1632 году он написал на чешском языке "Великую дидактику", в 1633—1638 гг. перевел ее на латинский язык, а в 1657 году она была издана в Амстердаме. Под дидактикой Коменский понимал "все­общее искусство учить всех всему". Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет определенное научное значение до настоящего времени. Большой вклад в разра­ботку дидактики внесли такие известные педагоги, как Г.Песталоцци, И.Гербарт, К.Д.Ушинский, В.П.Острогорский, П.Ф.Каптерев. Немало сделано в этом направлении дидак-тами Н.П.Груздевым, М.А.Даниловым, Б.П.Есиповым, Л.В.Занковым, М.Н.Скаткиным, Н.А.Менчинской, Ю.К.Бабанским и др.