ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 392
Скачиваний: 1
В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецеле-
126
сообразность их удовлетворения. Все это обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к систематическому труду как в школе, так и дома.
Нельзя не отметить и того, что на развитие и поведение старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, литературе, искусстве, музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное. На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе, непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе эти проблемы решаются успешно. Главное здесь — не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.
Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.
5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания. Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь раньше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.
127
На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям — дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и
128
контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.
Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Сравните особенности физического развития учащихся младше го, среднего и старшего школьного возраста.
Дайте сравнительный анализ нервно-психической и познаватель ной сфер учащихся различных возрастов и покажите их влияние на организацию учебной деятельности.
Какими особенностями характеризуются поведение и личност ное развитие учащихся разных возрастных групп?
Какие вопросы должны быть в центре внимания педагогов при изучении индивидуальных особенностей учащихся?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1958.
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. М., 1979.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
Мир детства: Младший школьник. М., 1981.
Мир детства: Подросток. М., 1982.
Мир детства: Юность. М., 1988.
Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.
Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1987.
Формирование личности старшеклассников /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1989.
129
Изложением темы о возрастных и индивидуальных особенностях развития и воспитания учащихся заканчивается освещение вопросов, составляющих содержание общих основ педагогики. Изучение этого раздела не только дает представление о зарождении и становлении педагогической науки, о ее методологии и социальных основах, но и позволяет уяснить ряд существенных проблем, имеющих основополагающее значение как для осуществления воспитательной работы в школе, так и для углубленного осмысления последующих разделов курса педагогики.
Раздел второй
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Обучения (дидактика)
Воспитание в его широком понимании включает в себя, как известно, два взаимосвязанных процесса — обучение и формирование у учащихся социальных и духовных отношений. Находясь в органическом единстве, эти процессы, однако, и в теоретическом, и в практическом отношениях имеют много специфических особенностей и отличий, без глубокого осмысления которых невозможно осуществлять успешное развитие и личностное формирование учащихся в целом. Вот почему в педагогике выделились и специально исследуются по существу две научные дисциплины: теоретические и методические основы обучения (дидактика) и теоретические и методические основы воспитания как процесса формирования у учащихся социальных и духовных отношений. Данный раздел, в частности, посвящен рассмотрению теоретических и методических вопросов обучения.
Глава 7
ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ
Понятие о дидактике и ее исследование в педа гогике.
Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функ ций обучения.
3. Основные проблемы, которые разрабатывает дидактика.
4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие.
131
1. Понятие о дидактике и ее исследование в педаго гике. В главе о сущности и общих закономерностях вос питания показано, что важнейшим его аспектом явля ется овладение личностью той стороной общественного опыта, которая включает в себя знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятель ности. Указанная задача решается в процессе обучения. В этой связи перед педагогикой встают вопросы: каким должен быть этот процесс, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие особой научной дисциплины — дидактики.
Термин дидактика происходит от греческих слов didacticos - поучающий и didasko - изучающий. Считается, что этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке (1571—1635). Под дидактикой он понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения. Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский. В 1632 году он написал на чешском языке "Великую дидактику", в 1633—1638 гг. перевел ее на латинский язык, а в 1657 году она была издана в Амстердаме. Под дидактикой Коменский понимал "всеобщее искусство учить всех всему". Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет определенное научное значение до настоящего времени. Большой вклад в разработку дидактики внесли такие известные педагоги, как Г.Песталоцци, И.Гербарт, К.Д.Ушинский, В.П.Острогорский, П.Ф.Каптерев. Немало сделано в этом направлении дидак-тами Н.П.Груздевым, М.А.Даниловым, Б.П.Есиповым, Л.В.Занковым, М.Н.Скаткиным, Н.А.Менчинской, Ю.К.Бабанским и др.