Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 465

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы, учащихся, ставить отдельным из них вопросы, как они понимают изучае­ мый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.

4. Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно ос­ мысливать и усваивать новый материал по учебнику. Б.П.Есипов отмечал, что в младших классах такая работа начинается с самостоятельного чтения небольших худо­ жественных рассказов, а потом и научно-популярных статей с последующим их пересказом или ответами на вопросы учителя. Подобные приемы должны применяться первое время и при переходе учащихся в средние классы. Затем нужно добиваться, чтобы школьники, работая с учебником, могли самостоятельно выделять основные вопросы, составлять план прочитанного в виде вопросов или тезисов, умели аргументировать наиболее важные положения, делать выписки, пользоваться при чтении словарем, анализировать помещенные в книге иллюст­ рации и т.д.

Попытаемся раскрыть эти положения на примере урока русского языка в 6-м классе по теме "Корень слова".

Объявив тему занятий, учительница спросила учащихся, не изучали ли они этот вопрос в младших классах. Ребята ответили, что изучали. "Тогда придумайте примеры слов, образованных от одного корня", — предложила учитель­ница. Поднялось несколько рук. На доске появились запи­си однокоренных слов: лес, лесок, лесной, лесник, лесни­чий; самолет, летчик, полет, вылететь, взлет. "А кто ска­жет, — снова обращается учительница к классу, — что на­зывается корнем слова?" Учащиеся молчат, формулиров­ки никто не помнит. Так возникла познавательная проблема и потребность в ее решении.

Учительница предлагает открыть учебники и вниматель­но изучить соответствующий параграф. Чтобы ребята не

218

торопились, она не ограничивает их временем. Но вот она замечает, что некоторые из них уже прекратили чтение. Учительница ставит новый вопрос: "В учебнике написано, что корень объединяет родственные слова по смыслу. Как это понимать? Приведите свои примеры".

Ребята опять склонились над книгами. Но привести при­меры затруднялись. Учительница записывает на доске: вода, паводок, наводнение; водить, проводник, подвода — и разъясняет, что хотя во всех этих словах корень вод, но в первых трех словах он указывает на воду, а в других происходит от слова водить.


Самостоятельная работа заняла 12 минут, а 20 минут было использовано для тренировочных упражнений по определению корней в словах, что составляет наиболь­шую трудность для учащихся.

При изучении по математике темы "Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д." можно предложить уча­щимся усвоить ее самостоятельно по учебнику, так как они уже знакомы с умножением десятичных дробей на 10, 100 и т.д. После самостоятельной работы проводится беседа по закреплению этого материала, а потом тренировочные упражнения по выработке умений и навыков применения этих знаний на практике.

В приведенных примерах не было обстоятельной всту­пительной беседы учителя, в других же случаях без нее обойтись нельзя. Вот как была организована самостоя­тельная работа учащихся 7-го класса 16-й средней школы г.Гомеля по географии при изучении темы "Политическая карта мира".

Вначале учитель провел небольшую вступительную беседу о том, что называется политической картой мира, как обозначаются на ней государства и их границы, какую роль играют цвета и оттенки, которыми раскрашиваются на карте государства и т.д. После этого он написал на доске вопросы, на которые учащиеся должны были найти ответы в процессе самостоятельной работы с учебником: что входит в состав территории государства? Какие воды океанов и морей считаются нейтральными? Изменяется ли политическая карта мира? По завершении работы уча­щихся с учебником учитель провел с ними беседу с целью закрепления и углубления знаний по данной теме.

5. Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и на-

219

глядных пособий с целью создания на уроке проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчи­вому осмыслению изучаемого материала.

В 7-м классе по физике изучается тема "Кипение". В начале урока учитель кипятит воду в колбе и показывает, что при нагревании вода сперва мутнеет, из нее выделя­ются пузырьки, затем они все увеличиваются в том месте, где колбу пламя нагревает сильнее, и лишь потом вода закипает. Можно поставить классу вопросы: почему при нагревании вода вначале мутнеет? Почему выделяются пу­зырьки? Ответы на эти вопросы семиклассники должны найти в процессе самостоятельной работы с учебником.

6. Работа с учебником по новому материалу нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описатель­ ного характера. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником.


К примеру, в 5-м классе по истории древнего мира изучается тема "Римляне — хозяева Италии и властелины всего Средиземноморья". Работая над этой темой, учи­тельница использовала учебник именно в этом плане. Из­ложив основные вопросы темы — завоевание Римом Ита­лии, поход Ганнибала на Рим, результаты Пунических войн -она подошла к вопросу о разрушении Карфагена. Вопрос этот не трудный для учащихся, и учительница предложила им усвоить его путем самостоятельной работы с учебни­ком. Затем была проведена закрепляющая беседа, в про­цессе которой учительница уточняла и углубляла знания пятиклассников.

7. При изучении нового материала нередко возника­ ет необходимость обратиться к краткому воспроизве­ дению пройденных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. Лучше использовать самостоятель­ ную работу с учебником.

Например, при изучении по истории древнего мира темы "Основные черты древнеегипетской религии" необ­ходимо, чтобы учащиеся вспомнили, как возникла религия у первобытных людей. Если школьники уже забыли и сла­бо представляют себе этот материал, можно в течение 3—

220

4 минут организовать работу над соответствующим пара­графом учебника. Ребята вспомнят, что бессилие древних людей перед природой порождало у них страх и веру в сверхъестественные силы. Эти же причины приводили к возникновению религиозных верований у древних егип­тян. Таким образом, работа с учебником по ранее прой­денному материалу облегчает осмысление и усвоение но­вой темы.

8. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с други­ми формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвое­ния изучаемого материала, проводить упражнения, ко­торые связаны с выработкой умений и навыков и дальней­шим углублением знаний учащихся.

Приведенные примеры показывают, что самостоя­тельная работа учащихся с учебником по усвоению ново­го материала как метод обучения требует от учителя хоро­шего знания и практического владения разнообразными приемами ее организации.

Лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися, особенно по та­ким предметам, как химия, физика и биология, широ­кое применение находит метод лабораторных работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На высокую роль лабораторных работ в по­знании указывали многие выдающиеся ученые. "Химии, — подчеркивал М.В.Ломоносов, — никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции". Другой выдающийся русский химик Д.И.Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабо­раторных) методов познания.


В чем заключается сущность лабораторных работ как метода обучения? Лабораторная работа — это такой метод обучения, при котором учащиеся под руковод­ством учителя и по заранее намеченному плану проде­лывают опыты или выполняют определенные практи­ческие задания и в процессе их воспринимают и осмыс­ливают новый учебный материал.

Лабораторные работы следует отличать от метода Демонстрации опытов учителем. При демонстрации учи-

221

тель сам проделывает (показывает) опыт. Так, при изу­чении по химии в 8-м классе темы "Кислород. Окислы. Горение" учитель может демонстрировать опыты, раскры­вающие свойства кислорода, его количественное содер­жание в воздухе и т.д. Лабораторные же работы заклю­чаются в том, что опыты проводит каждый учащийся лично или в составе группы, понятно, под руководством учителя.

Проведение лабораторных работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: 1) постановку темы занятий и определение задач лабораторной работы; 2) определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов; 3) непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и со­блюдением техники безопасности; 4) подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

Примером лабораторной работы по усвоению нового материала может служить изучение по химии темы "Сме­си и химические соединения".

На столах перед учащимися расставлены штативы с пробирками, спиртовки, имеется порошок серы и железа. Учительница ставит классу вопрос: как отличить серу от железа? Учащиеся вспоминают, что эти вещества имеют различный цвет и разную механическую прочность, отли­чаются также по весу. Учительница просит проверить эти свойства. Ученики берут пробирки с водой и сыплют в них и один и другой порошок: железо тонет, сера держится на поверхности. В тетрадях появляется запись о свойствах этих веществ.

Затем учительница хочет показать, что и в смеси сера и железо не теряют своих качеств. Она предлагает уча­щимся смешать железный порошок с серой и опустить эту смесь в сосуд с водой: сера осталась на поверхности, железо опустилось на дно. Когда ученики подносили к смеси магнит, железный порошок легко отделялся от серы и притягивался магнитом, сера же на магнит не реагиро­вала. Учащиеся самостоятельно, на основе проведенного "исследования", сделали соответствующие выводы.


Потом учительница демонстрирует реакцию соедине­ния. Она насыпает смесь серы и железа в стеклянную труб­ку и нагревает ее над пламенем спиртовки. Как только смесь накалилась, учительница убрала трубку со смесью

222

от горелки и предложила продолжать наблюдение. Учени­ки увидели, что разогревание смеси не только не прекра­тилось, но даже усилилось. Когда реакция произошла, уча­щиеся констатировали, что полученное вещество не похо­же ни на серу, ни на железо. Опытным путем они устано­вили, что оно не тонет в воде, не притягивается магнитом. Учительница разъяснила, что полученное вещество обла­дает новыми свойствами и называется сернистым желе­зом. Потом она предложила на основе опыта сделать вывод о том, чем отличается смесь веществ от химических со­единений, и определить, что называется реакцией соеди­нения.

В данном случае учительница последовательно руко­водила каждым этапом лабораторно-практической работы, подводя учащихся исследовательским путем к необходи­мым выводам. Их мыслительная деятельность обеспечи­валась тем, что на каждом этапе выполняемой работы они проводили наблюдения и должны были самостоятель­но делать соответствующие выводы, то есть каждый уче­ник был включен в активный познавательный процесс, носивший в известной мере характер самостоятельного поиска и разрешения все более усложнявшихся вопросов.

В старших классах самостоятельные работы лабора-торно-практического характера могут проводиться и в другом порядке. Учитель может вначале определить тему и цель занятий, затем расчленить предстоящую работу на несколько этапов и поставить вопросы, на которые учащимся следует найти ответы. Степень самостоятель­ности школьников в этом случае будет значительно выше, однако непреложным остается одно: учитель заранее дол­жен четко определить ход самостоятельной работы, чтобы "исследовательские" усилия школьников были целенап­равленными и сосредоточенными на решении основных вопросов изучаемой темы.

Изложенное показывает, что лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследователь­ский характер, и в этом смысле они высоко оцениваются в дидактике: пробуждают у учащихся глубокий интерес к природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, использовать добытые знания при решении и практических, и теоретических проблем. Метод этот вос­питывает добросовестность в выводах, трезвость мысли.