Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 464

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

211

Указанные дидактические основы учебной работы над новым материалом присущи всем методам устного изло­жения знаний учителем.

Необходимо, однако, остановиться на тех особенностях, которые присущи школьной лекции. Поскольку в лек­ции излагается значительный по объему учебный мате­риал, план темы желательно не только сообщать устно, но и записывать его на доске или же вывешивать в клас­се в виде специальной таблицы. Этот план следует реко­мендовать учащимся записать в свои тетради.

Существенное значение имеет применение в процессе чтения лекции разнообразных методических приемов активизации мыслительной деятельности учащихся и поддержания их внимания, о которых шла речь выше. Кроме этих приемов, большую роль играет побуждение учащихся делать краткие записи или же вести конспект лекции. В 7—8-х классах эти записи делаются под дик­товку учителя, особенно это касается записи теоретичес­ких положений. В старших классах школьники могут конспектировать воспринимаемый материал самостоя­тельно.

3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником. Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмысле­нием их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А.Данилов, "знания, являющиеся результатом перво­го этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся"1.

Об этом же писал методист-биолог Н.М.Верзилин, указывая на то, что научные понятия сформируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способ­ствующий тому, что усваиваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием уче­ника. В этом смысле объяснение материала учителем следует рассматривать как хотя и очень важную, но все же первоначальную ступень учебной работы. Исходя из приведенной выше закономерности, в дидактике боль­шое значение придается последующей учебной работе по

I

1 Данилов М.А. Процесс обучения // Основы дидактики / Под ред. Б.П.Есипова. М., 1967. С. 196.

212

усвоению (закреплению, запоминанию и более глубоко­му осмыслению) изложенного материала. Какие же методы используются в этом случае?

Метод беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно несложным и для его усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения (повторения). Суть метода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных воп­росов побуждает учащихся к активному воспроизведе­нию изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания).


Например, при изучении в 6-м классе по истории Бе­ларуси темы "Грунвальдская бггва 1410 г." учитель сна­чала сам объясняет материал, а затем переходит к его закреплению с помощью беседы. Он ставит перед учащи­мися следующие вопросы: как велась подготовка к войне с крестоносцами? Кто входил в состав объединенного войска князя Витовта? Как происходило сражение и каковы его итоги? В чем состояло историческое значение Грюн-вальдской битвы?

Ответы учащихся на поставленные вопросы способство­вали воспроизведению изучаемого материала и его осмыс­ленному усвоению. Но это воспроизведение должно но­сить творческий характер, это значит, что учителю необ­ходимо делать свои вопросы разнообразными и побуж­дать учащихся к размышлению, поиску собственных дово­дов, стимулирующих развитие их мышления.

Беседа как метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.

Работа с учебником. По каждому предмету есть темы достаточно сложные, которые с определенной трудностью ус­ваиваются учащимися. В таких случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового материала проводить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учеб­ником, а затем уже проводить беседу.

Так, например, может быть организована учебная работа по химии над темой "Химические явления". Внача­ле учитель сам объясняет этот материал с помощью метода рассказа-объяснения, демонстрируя простейшие опыты, описанные в учебнике (горение магния, прокаливание меди

213

на воздухе). Однако, несмотря на внешнюю простоту, ос­мысление этой темы представляет известную трудность. Поэтому при ее закреплении учитель сначала предлагает учащимся внимательно прочитать материал по учебнику, а затем проводит по нему беседу.

В принципе следовало бы на каждом уроке после объяс­нения учителя предоставить учащимся возможность по­работать самостоятельно с учебником. Это обусловлива­ется закономерностями познавательной деятельности. Как отмечалось в предыдущей главе, чтобы прочно усвоить тот или иной материал, требуется неоднократное об­ращение к его изучению. Всякая последующая работа, если она правильно осуществляется, не только способ­ствует лучшему запоминанию знаний, но и позволяет находить в них новые детали и оттенки, глубже подхо­дить к их осмыслению. К сожалению, на это не всегда хватает времени.


Однако нужно правильно организовать работу с учеб-ником, чтобы учащиеся не просто читали его, а продол-жали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал. В этом плане поучительным был урок истории по теме "Особенности развития Спарты и Афин", прове­денный в одной из школ г.Гомеля.

Тема эта довольно сложная, поэтому учительница пос­ле содержательного объяснения предложила учащимся достать учебники и еще раз самостоятельно проработать по ним изучаемую тему. Чтобы сделать работу с учебни­ком более осмысленной, она поставила несколько вопро­сов, на которые должны были обратить внимание пяти­классники: почему положение периеков можно считать при­вилегированным по сравнению с положением илотов? По каким отличиям разделяли людей афинская знать и Со­лон? Кто осуществлял наивысшую власть в Спарте и Афинах?

Учащиеся уже не могли механически читать учебник. Они должны были думать, чтобы найти ответы на постав­ленные вопросы. В процессе самостоятельной работы учи­тельница внимательно наблюдала за классом, подходила к отдельным ученикам, спрашивала у них, находят ли они в учебнике ответы на вопросы, которые она поставила. После этого была проведена беседа по закреплению изу­чаемого материала. Все пятиклассники хорошо отвечали на вопросы учительницы.

214

Оно и понятно: они осуществили все необходимые по­знавательные действия: первичное восприятие и осмыс­ление изучаемого материала, когда его объясняла учи­тельница, последующее более глубокое его осмысление и усвоение в процессе работы с учебником и, наконец, про­делали работу по его запоминанию, участвуя в беседе по закреплению.

Другой учитель истории практикует такой прием. Нередко, предлагая учащимся самостоятельно поработать с учебником в порядке дальнейшего осмысления и усво­ения (запоминания) изучаемого материала, он дает им задание найти в учебнике те места, которые подкрепля­ют важнейшие положения урока.

Так, при изучении в 6-м классе по истории средних веков темы "Борьба за создание единой Руси" он предло­жил ученикам, пользуясь учебником, аргументировать фак­тическим материалом вывод о том, что в конце XV в. на землях центральной Руси было создано новое государство — Россия.

Задание заставляло школьников глубже вникать в содержание учебника и способствовало более активному усвоению новой темы.

Приведенные примеры позволяют заключить, что важнейшими приемами при использовании этого метода являются следующие: а) четкая постановка цели работы с учебником; б) указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися; в) определение порядка самостоя­тельной работы и приемов самоконтроля; г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся; д) беседа по закреплению нового материала.


4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы. Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем, значитель­ное место в процессе обучения занимают методы само­стоятельной работы учащихся по восприятию и осмыс­лению новых знаний.

Это очень важные методы. К.Д.Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает усло­вия для глубокого овладения знаниями и развития мыш­ления учащихся. П.Ф.Каптерев подчеркивал, что каж-

215

дый новый шаг в усовершенствовании школы был при­менением начал самообразования к школьному образо­ванию юношества.

В чем же заключается сущность самостоятельной учеб­ной работы? Раскрывая этот вопрос, Б.П.Есипов писал1:

•я

I

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в про­цесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его зада­нию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть постав-ленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий (курсив наш. - И.Х.).

Попытаемся раскрыть сущность этих методов.

Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содер­жащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний уча­щиеся приобретают умение работать с книгой. Данное определение, может быть, и не является безупречным, тем не менее оно дает достаточно четкое представление о характере этого метода и подчеркивает в нем две важные взаимосвязанные стороны: самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и формирование умения работать с учебной литературой.

Применение этого метода в нашей школе имеет по­учительную историю. В 20—30-е годы, когда в школе предпринимались попытки внедрения комплексно-про­ектного, а затем бригадно-лабораторного методов обуче­ния, а вместо учебников (при этих методах они счита­лись ненужными) использовались так называемые "рабочие книги", которые содержали главным образом местный материал, самостоятельная работа учащихся по приобретению знаний по учебнику не находила широко­го применения; к тому же принижалась роль учителя в


1 Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961. С.15.

216

учебном процессе. Когда же эти методы как единствен­ные и универсальные были отменены, вся тяжесть учеб­ной работы была переложена на учителя: он обязан был сам объяснять каждую изучаемую тему. Это снова сни­жало значение самостоятельной работы учащихся с учеб­ником. Более того, если некоторые учителя пытались организовывать на уроке самостоятельную работу с учеб­ником по овладению новым материалом, они подверга­лись критике.

Положение начало изменяться, когда остро встали проблемы повышения качества знаний учащихся. В 1958 году в "Учительской газете" появилась статья Б.П.Есипова и Л.П.Аристовой под характерным назва­нием: "Раскрыть учебники". Авторы обращали внима­ние учителей на то, что вопросы улучшения самостоя­тельной работы учащихся на уроке не могут быть решены, если не будут использоваться учебники и учебная лите­ратура. Поэтому вместо ставшего традиционным требо­вания "Закрыть учебники" они предлагали применять на занятиях разнообразные формы учебной работы с кни­гой с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Именно с этого времени наметился поворот к более широкому использованию и методическому совер­шенствованию работы с учебником в процессе учебных занятий.

Чтобы работа с учебником на уроке давала обучаю­щий эффект, учителю необходимо соблюдать ряд требо­ваний:

  1. Существенное значение прежде всего имеет пра­ вильный выбор материала (темы) для самостоятель­ ного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учителем. Многие темы содержат совершенно новые сведения, носят вступитель­ ный или обобщающий характер. Их изучение вызывает у учеников большие трудности. Естественно, что по та­ ким темам не следует отсылать учащихся к самостоя­ тельной работе с учебником, их нужно излагать и объяс­ нять самому учителю. Таким образом, соблюдение прин­ ципа доступности обучения является одним из условий правильной организации самостоятельной работы учащихся с учебником с целью овладения новым материалом.

  2. Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная

217

вступительная беседа учителя. В ней нужно точно оп­ределить тему нового материала, провести общее озна­комление с его содержанием, обратить внимание уча­щихся на те вопросы, которые они должны усвоить (иногда их полезно записать на доске или вывесить в виде таблицы), а также дать подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле.