Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 459

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уменье давать вопросы и постепенно усиливать слож­ность и трудность ответов есть одна из главнейших и не­обходимейших педагогических привычек.

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 6. С. 314.

205

Не менее важно и то, чтобы вопросы имели четкую последовательность и направленность, которые позволят учащимся глубоко осмысливать внутреннюю логику ус­ваиваемых знаний.

Указанные специфические особенности беседы дела­ют ее весьма активным методом обучения. Однако при­менение этого метода имеет и свои ограничения, ибо далеко не всякий материал можно излагать с помощью беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнительно неслож­ной и когда по ней у учащихся имеется определенный запас представлений или жизненных наблюдений, ко­торые позволяют осмысливать и усваивать знания эвристическим (от греч. heurisko — нахожу) путем. Если же материал сложный или у учащихся нет по нему за­паса необходимых представлений, то излагать его лучше не с помощью эвристической беседы, как иной раз назы­вают этот метод, а использовать рассказ, объяснение или школьную лекцию.

Следует также отметить, что изложение материала методом беседы требует значительной затраты учебного времени. Вот почему иногда полезно объяснить матери­ал более экономным в смысле затраты времени методом, скажем, с помощью того же объяснения с тем, чтобы уделить больше внимания организации письменных и практических упражнений.

Методы иллюстрации и демонстрации. Методы ус­тного изложения нового материала учителем, как прави­ло, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играют методы иллю­страции и демонстрации учебных пособий, которые иногда называют еще иллюстративно-демонстрационными мето­дами (от лат. illustratio — изображение, наглядное пояс­нение и demonstratio — показывание). Следовательно, сущ­ность этих методов состоит в том, что в процессе учеб­ной работы учитель использует иллюстрации, то есть наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого матери­ала, а с другой — выступать в качестве источника новых знаний. Обратимся к примерам.

В 6-м классе по истории Беларуси изучается тема о хозяйственном и общественном развитии белорусских

206

земель в X—XIII вв. При ее изложении учителя широко ис­пользуют иллюстрации с изображением средневекового рынка, сбора дани, усадьбы-двора белорусского феодала, одежды князей и бояр и т.д., помогающие учащимся со­ставить наглядное представление о хозяйственном укла­де и феодальных отношениях наших предков.


На уроках белорусского, русского и иностранного языков демонстрируются различные таблицы и схемы, на уроках литературы используются портреты писателей и поэтов, а также иллюстрации, изображающие события или литературных героев.

На уроках ботаники, зоологии и общей биологии кроме таблиц и картин с изображением растений и животных по­казываются сами растения или муляжи, препараты с орга­нами животных, гербарии.

На занятиях по физике и химии демонстрируются опыты, а также различные вещества, модели машин и т.д.

Эффективность применения иллюстраций и демонст­раций в значительной мере зависит от умелого сочета­ния слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более четко раскры­вают сущность изучаемых предметов и явлений.

При рассмотрении методов устного изложения знаний учителем особо следует остановиться на вопросах, свя­занных с возбуждением активности учащихся по восприя­тию и осмыслению изучаемого материала.

Восприятие материала на слух — дело трудное, требу­ющее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д.Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне "присутствовать на занятиях", а внутренне думать о своем или же совсем оставаться "без мысли в голове". Об этом же писал С.Т.Шацкий, указывая на то, что нередко уча­щиеся могут погружаться на уроке в "педагогический сон", то есть сохранять лишь видимость внимательности, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать из­лагаемого материала. Эти недостатки, однако, обусловли­ваются не самими методами устного изложения знаний, как таковыми, а их неумелым применением.

Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи

207

имеют два дидактических условия: во-первых, само из­ложение материала учителем должно быть содержатель­ным в научном отношении, живым и интересным; во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходи­мо применять особые педагогические приемы, возбужда­ющие мыслительную активность школьников и способ­ствующие поддержанию их внимания.

Один из этих приемов состоит в том, что при уст­ном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процес­се восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.


При объяснении, например, по физике темы "Трение. Сила трения" учитель может начать с напоминания об из­вестных школьникам фактах о том, что, когда человек идет по льду, он испытывает неустойчивость и скольжение. И, напротив, проходя по асфальту или дощатому настилу, он держится довольно устойчиво. Эти примеры позволяют ему поставить вопросы: почему на льду пешеход скользит, а на асфальте этого скольжения он не испытывает? Что та­кое сила трения? Можно предположить, что учащиеся будут не в состоянии ответить на эти вопросы и окажутся в си­туации познавательного затруднения, перед ними вста­нет познавательная проблема. Тогда учитель говорит, что для ответа на эти вопросы им необходимо изучить тему "Трение. Сила трения" и указывает на положения, кото­рые они должны усвоить. В такой ситуации, когда учащи­еся переживают внутренние противоречия между знани­ем и незнанием, у них возникает потребность в разреше­нии этих противоречий, и они начинают проявлять позна­вательную активность.

В стимулировании познавательной активности боль­шую роль играет умение учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложе­нии изучаемой темы, к выделению в ней главных и наи­более существенных положений.

Если, например, по истории изучается Куликовская битва, учитель может дать перед этим учащимся задание, чтобы, слушая его объяснение, они акцентировали свое

208

внимание на наиболее важных вопросах и составили план темы. Это, безусловно, будет стимулировать их активное мышление на уроке.

Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. В частности, К.Д.Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение.

Психологический механизм воздействия сравнения на мыслительную деятельность человека пытался в свое время раскрыть еще К.А.Гельвеций1:

Всякое сравнение предметов между собой предпола­гает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие — побуждение, заставляющее сделать это.

Прием сравнения требует от учащихся умения осмыс­ливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.


При изучении в 5-м классе по истории древнего мира темы о государствах Междуречья (Месопотамии) учитель рассказывает учащимся о развитии медицины в этих госу­дарствах. Он отмечает, в частности, что в Междуречье не разрешалось и считалось греховным анатомировать трупы людей, в Египте же такого запрета не было. После этого вполне уместно спросить ребят, как отражался различный подход к анатомированию умерших людей на расширении знаний о человеке и развитии медицины в Египте и госу­дарствах Междуречья. Этот вопрос побуждает учащихся сделать вывод о том, что у жителей древнего Междуречья меньше накапливалось знаний о внутреннем строении человеческого организма и тормозилось развитие меди­цины.

В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет уме­ние учителя придавать своему изложению увлекатель­ный характер, делать его живым и интересным. Преж-

1 Гельвеции К.А. О человеке. М., 1938. С. 63.

209

де всего здесь не следует забывать, что учебный матери­ал сам по себе содержит множество стимулов, возбужда­ющих любознательность и мыслительную активность учащихся. К ним относятся: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений, глу­бокое проникновение в сущность явлений и т.д. Учитывая это, учителю необходимо постоянно заботиться о том, чтобы не сводить изложение к простому пересказу учеб­ника, а делать его более глубоким по содержанию, дополняя новыми деталями и интересными примерами. К.Д.Ушинский писал1:

Предмет должен представлять для нас новость, но но­вость интересную, то есть такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, то есть, одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас укоренившихся.

В 5-м классе по истории древнего мира изучается тема "Передняя Азия в первой половине I тысячелетия до н.э." Учитель хочет показать, что в это время в Междуречье люди обрабатывали металлы, и в частности железо, что привело к большим изменениям в жизни вавилонян. Чтобы подчеркнуть это и сделать свое изложение более занимательным, он рассказывает небольшую легенду, которая сохранилась до наших дней.

Окончив строительство великолепного дворца, древ­ний царь решил прославить лучших строителей. На воз­вышении, украшенном драгоценными камнями и резьбой, было установлено кресло почета: лучший из мастеров, человек, заслуживающий наибольшего уважения среди строителей, должен был занять его. И вот, когда собра­лись все строители, один из них без приглашения занял его.


- Кто ты такой и по какому праву ты занял это место? — спросил его грозный царь.

Спокойно переждав, пока утихнет ропот толпы, незна­комец обратился к каменщику:

  • Кто сделал твои инструменты?

  • Кузнец, - последовал ответ.

- А твои? - обратился дерзкий гость к плотнику.

'Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 8. С. 321-322.

210

И кому бы ни был задан этот вопрос, все отвечали од­ним словом: кузнец.

— Вот видишь, царь, никто из твоих мастеров не мог бы исполнить свою работу без сделанных мной железных ин­струментов. Я - кузнец, мастер по обработке железа, и это место по праву принадлежит мне.

Легенда небольшая, но занимательная. Она оживила урок, возбудила у ребят непроизвольное внимание и по­зволила подчеркнуть важное положение в изучаемом материале.

Большой эффект в обучении дает, как уже отмеча­лось, применение принципа наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, приборов, а также опытов и т.д. Недаром К.Д.Ушинский указывал, что учитель, ко­торый претендует на развитие ума в детях, должен прежде всего упражнять их способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия к целенаправленному и анализирующему.

Таковы наиболее важные общедидактические приемы активизации познавательной деятельности учащихся при устном изложении знаний учителем.

Работа над новым материалом при устном изложе­нии, как правило, должна заканчиваться кратким обоб­щением, формулированием теоретических выводов и закономерностей. Эти обобщения не всегда обязательно делать самому учителю. Нередко он побуждает учащихся формулировать основные выводы, вытекающие из изу­чаемого материала, особенно если этот материал излага­ется методом беседы. Все это также активизирует мыс­лительную деятельность школьников.

Рассмотренные положения позволяют выделить важнейшие приемы изложения нового материала мето­дами рассказа, объяснения, школьной лекции и эврис­тической беседы в сочетании с иллюстрациями и демон­страциями. К этим приемам относятся следующие:

постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить уча­ щиеся;

  • изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов акти­ визации мыслительной деятельности школьников;

  • обобщение изложенного материала, формулирова­ ние основных выводов, правил, закономерностей.