ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 383
Скачиваний: 1
Все эти традиции, естественно, развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют формы деятельности учащихся, что, безусловно, оказывает на последних большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддерживает чувство гордости за свой коллектив.
При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, демократизма и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственности и высокой активности всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует, как уже отмечалось, длительного времени, активных и методически правильных педагогических усилий. Но если они складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,
366 ]
нравственно-воспитательная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует формированию доброжелательных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения и, наконец, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности своих членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни (В.М.Коротов).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Чем обусловливается необходимость воспитания личности в кол лективе и через коллектив?
Определите сущность воспитательного коллектива и основные стадии его развития. Можно ли считать коллективами неформальные объединения, которые нередко существуют вне школы?
Раскройте структуру воспитательного коллектива в школе. Как нужно относиться к существованию в коллективе так называемых малых групп и неформальных лидеров?
Определите средства и методические основы воспитания учени ческого коллектива в школе.
Раскройте сущность и реализацию основных методических поло жений по организации и воспитанию ученического коллектива.
Объясните, как конкретно влияет коллектив на развитие и вос питание учащихся.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Гордин Л.Ю. Организация классного руководства. М., 1984.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1987.
Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974.
Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. М., 1984.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания //Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспитания. М., 1989.
Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1987.
Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Мн., 1972.
367
Глава 20 нравственное воспитание
Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор по ведения личности.
Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности.
Содержание нравственного воспитания. Сущ ность нравственности личности.
Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирова ния у них нравственных качеств.
1. Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность — с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность, напри-
368
мер, за нарушение закона, опоздание на работу или за невыполнение соответствующих служебных инструкций. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.
Иное дело мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически от самой личности зависит их соблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него — силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер.
Возьмем пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым, который вынужден был долго его ожидать, никаких санкций не бывает, знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание.
Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике (от лат. ethica — обычай, характер) — философской науке о морали — существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации лич-
369
ности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действенному прогрессивному развитию и совершенствованию личности. Именно в этом направлении и происходит моральное развитие мирового сообщества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.
Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственность не только оказывает решающее влияние на сформирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должна быть в центре ее воспитательной деятельности.
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает сформирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А.Коменский.
В трактате "Наставление нравов" он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же он цитировал народное из-
370
речение: "Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает".
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Гербарт на первый план выдвигал нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал1:
Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой:
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье "О нравственном элементе в воспитании" он писал2:
Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков, посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой...
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что ... влияние нравственное составля-. ет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...