Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 381

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 268.

382

Однако проблема воспитания у населения, проживающего в Беларуси, патриотических чувств к своему родному краю возникла не сегодня. Многие выразители интересов белорус­ского народа ставили ее и раньше, когда он не имел своей государственной независимости. И сейчас не потеряли своей злободневности многие высказывания известного белорусского мыслителя Вацлава Ластовского на этот счет1:

Патриотизм - это сердечная любовь к своему родному народу и к своему родному краю. А патриот — это тот чело­век, который старается помочь своему народу и трудится в этом направлении изо всех сил... Святая повинность каж­дого белоруса всегда и везде признавать собственную принадлежность к своему народу, заботиться о чести сво­ей нации и тщательно исполнять все, что относится к ук­реплению и образованию нашего народа. Заботьтесь же о родном крае, исполняйте же свои обязанности перед ним! Старайтесь же, чтобы имя белоруса всегда, у всех наро­дов встречалось с уважением.

Приведенные суждения позволяют более детально уяс­нить содержание патриотизма и культуры межнацио­нальных отношений. В частности, патриотизм включа­ет в себя: чувство привязанности к тем местам, где чело­век родился и вырос; уважительное отношение к родно­му языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гор­дость за ее социальные и культурные достижения; отста­ивание ее свободы и независимости; уважительное отно­шение к историческому прошлому родины и унаследо­ванным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отноше­ний следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традици­ям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стрем­ление развивать общечеловеческие ценности.

Для осуществления воспитательной работы по сформи­рованию у учащихся патриотизма и культуры межнаци­ональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущ­ность этого сложнейшего процесса.

1 Jlacmoijcкi В. Што трэба ведать кожнаму беларусу // Настали, газ. 1992. 11 студз.

383

Будучи органической частью нравственного формиро­вания личности, воспитание патриотизма и культуры меж­национальных отношений представляет собой целенаправ­ленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему со­держанию с развитием патриотизма и культуры межнаци­ональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.


Однако для процесса воспитания и формирования пат­риотизма и культуры межнациональных отношений не­обходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психоло­гические структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патрио­тизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребност-но-мотивационный, интеллектуально-чувственный, поведенческий и волевой, развитие которых требует спе­цифической методики воспитательной работы. Какой же она должна быть?

3. Развитие у учащихся потребностно-мотивацион-ной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений. Как уже отмечалось, важную роль в процессе воспитания патриотизма и куль­туры межнациональных отношений играет формирова­ние и развитие у учащихся потребностей и положи­тельных мотивов, связанных с этими качествами. Про­блема эта не простая. Потребности, как известно, возни­кают у человека тогда, когда он под влиянием внешних или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностно­го развития.

Следовательно, когда речь идет о формировании пат­риотизма и культуры межнациональных отношений, то суть учебно-воспитательной работы в данном слу­чае должна состоять в том, чтобы создавать такие пе­дагогические условия, которые реально способствова­ли бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей учителя и класс­ные руководители используют самые разнообразные

384

формы и приемы учебной и внеклассной воспитатель­ной работы.

В 6-м классе по истории Беларуси изучается тема "Беларуск! народ-этнас". При ее изложении учитель обра­тил внимание учащихся на происхождение названия "Белая Русь". Оказывается, что вот уже несколько столетий уче­ные спорят о происхождении этого термина и выдвигают ряд гипотез и предложений. Так, словом "белый" называ­ли часть света — запад. Поэтому некоторые думают, что название "Белая Русь" могло означать "Западную Русь". Но есть и другое мнение. Слово "белый" иногда трактуют как синоним слова свободный. Полоцко-Витебское и Смо­ленское княжества долгое время сохраняли самостоятель­ность и не подчинялись ни монголам, ни литовцам. Поэто­му эту часть Руси могли называть свободной или Белой Русью. В научной литературе имеются и другие мнения по этому вопросу. Видя, что учащиеся заинтересовались про­блемой, учитель предложил им более основательно изу­чить имеющиеся предположения на этот счет. Для само­стоятельной работы он рекомендовал использовать книгу К.Тарасова "Память о легендах" (Мн., 1984) и статью А. Кожедуба "Река воды живой" (Маладосць. 1991. № 12). Так на уроке была создана ситуация, которая вызвала у учащихся потребность в более глубоком осмыслении данного вопроса.


Учительница белорусского языка и литературы одной из гомельских школ подошла к проблеме формирования у учащихся потребностей, связанных с развитием патри­отизма, с другой стороны1:

При проведении уроков белорусской литературы она постоянно отмечала, что все белорусские писатели, твор­чество которых изучается в школе, хорошо знали культуру и быт белорусского народа. В своих произведениях они описывали одежду, обувь, предметы домашнего обихода, обряды белорусского народа, предания, легенды, посло­вицы и поговорки. Иногда же учительница приносила на урок предметы искусства, созданные людьми: вышитые скатерти, изделия из глины, лозы, бересты, соломки. На уроках внеклассного чтения предлагала детям такой вид

1 Новикова М.Д. Бесценные памятники родного края //Патриоти­ческое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе /Под ред. М.А.Лазарука. М., 1985. С. 118-126.

385

работы, как составление сборников фольклора по произ­ведениям писателей. Так, при изучении повестей И.Серкова "Мы с Санькой в тылу врага" и "Мы — ребята живучие" шес­тиклассники выписывали пословицы и поговорки, присказ­ки и прибаутки, меткие белорусские народные выражения, которые встречались им в речи героини этих повестей бабушки Матрены Евсеевны.

Старшеклассники составляли фольклорные сборники по творчеству Я.Купалы, Я.Коласа, К.Крапивы, П.Панченко, М.Танка. Эту работу учительница продолжала и в этногра­фическом кружке, на занятиях которого ребята изучали и изготавливали предметы белорусской национальной одежды, изделия из льна, пеньки, бытовые вещи из дерева и т.д. Ездили ребята и на экскурсию в с.Неглюбка Ветков-ского района, которое славится своими "ручн!камГ и резь­бой по дереву. Заходили в дома, где их гостеприимно встречали и показывали вышитые скатерти, паневы, со­рочки, неглюбские "ручн!ю".

Указанные формы учебной и внеклассной работы слу­жили средством формирования у учащихся потребности более глубоко изучать свой родной край, уважать труд народных умельцев, бережно относиться к обычаям и предметам старины.

Чтобы приобщить школьников к изучению жизни других народов и способствовать формированию у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений, классный руководитель одной из средних школ использовал следующую ситуацию.

Класс выезжал отдыхать в Махачкалу (Дагестан). Там была организована экскурсия учащихся по городу. Экс­курсовод познакомил ребят не только с памятниками архитектуры и с историей города, но и с национальными обычаями и традициями горцев. Семиклассники заинте­ресовались историей дагестанского народа. Учитель же умело использовал ситуацию, чтобы поддержать этот ин­терес. По возвращении домой учащиеся прочитали книги об истории Дагестана, архитектурных памятниках этого края, о художественных промыслах и обсудили их в клас­се. Затем стали собирать материал об обычаях этого народа. Оказалось, что наиболее ценными у дагестанцев считаются такие нравственные качества, как уважение к старшим, почтительное отношение к гостю, моральная и материальная взаимопомощь друг другу, внимательность и забота старших детей по отношению к младшим и т.д.


386

По материалам, которые собрали ребята, был проведен классный час.

Как видим, использованные учителями и классными руководителями формы и приемы воспитательной работы были различными, но все они так или иначе создавали ситуации, которые вызывали у учащихся положитель­ные эмоции и переживания, побуждали их к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствовали развитию патриотизма и культуры меж­национальных отношений.

4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмо­ционального компонента патриотизма и культуры меж­национальных отношений. Цель этого компонента — обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Ос­новными средствами в решении этих задач являются обу­чение, а также различные формы внеклассной воспита­тельной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характе­ризоваться высокой эмоциональностью и иметь опреде­ленную внутреннюю логику.

Прежде всего нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.

Именно это положение имел в виду Л.Н.Толстой, когда отмечал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней"1.

Об этом, только в иной форме, писал уже в наше время широко известный русский писатель Л.М.Леонов: "Боль­шой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь"2.

Весьма существенным методическим приемом в данном случае является обращение к произведениям известных писателей и поэтов, которые в эмоционально-яркой фор­ме выражали это чувство.

Так, при изучении в 9-м классе жизненного и творчес­кого пути выдающегося белорусского поэта и писателя

1 Ясная Поляна и вокруг нее //Лит. газ. 1987. 11 марта.

2 Леонов Л.М. Собр. соч.: В 11 т. М., 1972. Т.10. С. 191.

387

Якуба Коласа учительница одной из школ зачитала отры­вок из его поэмы "Новая земля", в котором поэт писал о чувстве любви и неразрывной связи с родной землей:

Мой родны кут, як ты мне мшы!.. Забыць цябе не маю с!лы! Не раз, утомлены дарогай, Жыццём вясны маёй убогай, К табе я у думках залятаю I там душою спачываю.

Не менее эмоционально эти же чувства выражал П.Панченко:


Ты ляи,1, мае слова, праз пал! i лясы, Прыв1тайся з кра!най маёй дарагою. Беларусь, я - твой вот i сын, Мае думк! i сэрца заусёды з табою... Як люблю я задумл!вы шэлест бяроз, Хвал! жыта, святло перадран1шн!х рос На тва1х аксамгшых лугах!..

Классный руководитель одной из школ при проведе­нии с шестиклассниками беседы "С чего начинается Ро­дина?" использовал небольшой отрывок из пьесы К.Симонова "Русские люди". В нем автор словами развед­чицы Вали Анощенко говорит:

Родина, Родина... Наверное, что-то большое представ­ляют, когда говорят. А я нет. У нас изба на краю села сто­ит, и около речки две березки. Я качели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я все эти березки вспоминаю.

Эти представления и чувство привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе позна­ния природы родного края, ее красоты и неповторимос­ти. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями. Уроки природоведения в начальных классах, а затем изучение ботаники помогают формиро­вать у школьников представления о природе родного края. На занятиях по зоологии дети знакомятся с животным миром. География позволяет учащимся накопить разно­образные представления о природных ресурсах, ландшаф­те и растительном мире своего региона.

Изучение родного края должно занимать важное мес­то в системе внеклассной воспитательной работы. Для

388

этого используются экскурсии, походы по родному краю, создание уголков природы в школе, участие в работе кружка "Юный натуралист" и т.д.

Большой потенциал для развития интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений содержит родной язык. "По чем можно узнать белоруса?"— спрашивал В.Ластовский и отвечал1:

Легче всего это узнать по нашей "мове". "Мова" соеди­няет людей в один народ. И наша белорусская "мова" со­единяет свыше 10 миллионов белорусов в один народ... Каждый человек любит свою родную "мову": немец - не­мецкую, болгарин — болгарскую, а белорус - белорусскую. И все, что прекрасное, что доброе, все мудрости света — науку, литературу - мы лучше понимаем и любим, если слышим в своей родной "мове"... Когда бы мы нашу родную, Богом нам данную и освященную белорусскую "мову" за­бросили и забыли, а приняли чужую,- тогда бы всех нас и след исчез бы на земле...

На это же указывала и Алоиза Пашкевич (Тётка)2: