Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 380

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

...Родной язык, как бы цемент, связывает людей. Он дает им наилучший способ понимать один одного, одной мыслью жить, одной судьбы искать. Кто отрекся от языка отцов своих, кто одел чужую одежду,— тот отошел от народа далеко, далеко. Он чужой в родной деревне, своей семье, и на него братья смотрят, как на чужестранца.

Надо сказать, что долгое время в нашей республике игнорировался родной язык. Кое-кто и сейчас еще выска­зывает суждения, что белорусский язык — это язык ма­лограмотного сельского населения. И только в январе 1990 года был принят закон о белорусском языке как языке государственном. В настоящее время в республике многое делается для того, чтобы возродить белорусский язык как основу национальной культуры. Его стали изу­чать в детских садах, профессиональных училищах, в высших учебных заведениях.

Важной стороной развития патриотического сознания и чувств учащихся является усвоение ими материала о борьбе белорусского народа за свободу и независимость

1 JIacmoycKi В. Што трэба ведаць кожнаму беларусу //Настаун. газ. 1992. 11 студз.

2 Цит. по: Хрестоматия по педагогике. М., 1971. С. 373.

389

родины. Эти вопросы освещаются при изучении таких тем по истории Беларуси, как "Участие белорусского народа в борьбе против шведских захватчиков в годы Северной войны", "Вклад белорусского народа в борьбу против наполеоновских захватчиков". В курсе истории большое место отводится раскрытию мужества и геро­изма белорусского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. История содержит также много данных об освободительной борьбе белорусского народа против феодально-крепостного и национально-религиозного уг­нетения. Наиболее ярко этот материал раскрывается в связи с описанием восстания белорусского народа во главе с К.Калиновским.

Упрочению патриотических чувств учащихся содей­ствует изучение белорусской литературы. Величие геро­изма и трагедия белорусского народа, понесшего огром­ные жертвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчи­ками в период войны, легли в основу произведений В.Быкова "Обелиск" и "Сотников", И.Чигринова "Плач перепелки", И.Шамякина "Тревожное счастье", Я.Брыля "Птицы и гнезда" и др.

Большую роль в обогащении учащихся знаниями и развитии патриотизма играет внеклассная воспита­тельная работа.

В одном из пятых классов 28-й средней школы г.Го­меля проводился классный час на тему "Война и дети". Шестиклассники этой же школы обсуждали книгу "Никогда не забудем", в которой помещены рассказы белорусских ребят о Великой Отечественной войне. В 7-м классе 56-й средней школы г.Гомеля была организована экскурсия с целью ознакомления с памятниками г.Гомеля, запечатлев­шими ратные подвиги нашего народа. В 5-м классе Бри-левской средней школы Гомельского района была прове­дена серия классных часов, на которых учащиеся знако­мились с историей обороны Брестской крепости в первые дни войны. Они проводились по следующей тематике: "Здесь первый шаг свой сделала война", "Участники обороны Бре­стской крепости - Герои Советского Союза", "Юные защит­ники крепости", "Брестская крепость сегодня".


При формировании у учащихся патриотических зна­ний и чувств большое место должна занимать ознакоми­тельная работа с культурным наследием белорусского народа и его вкладом в духовное развитие общества.

390

Так, при изучении темы "Культура Беларуси в XIV— XV вв" учителя истории знакомят учащихся с белорусским народным творчеством, которое включало в себя поэзию, музыку, танцы, театральные представления, прикладное искусство и др. Наиболее распространенным жанром уст­ного народного творчества являются песни, сказки, загад­ки, пословицы, поговорки, в которых отображаются взгляды людей на окружающий мир, стремление к свободе и неза­висимости, любовь к родной земле. Вот некоторые из этих пословиц: "Родина — мать, чужбина — мачеха", "На чужой стороне не согреет и солнце", "Чужая сторона без ветра сушит", "Тот отчизну любит, кто ей верно служит".

Раскрывая вопросы развития письменности и просве­щения в этот период, учителя знакомят школьников с деятельностью известного просветителя Франциска Ско-рины, который внес существенный вклад в развитие бело­русской культуры. Он был основоположником книгопе­чатания в Беларуси и рассматривал книгу как важней­шее средство распространения знаний. Ф.Скорина утвер­ждал, что каждый человек несет ответственность за судьбу своего Отечества и должен трудиться на его благо.

Программный материал по белорусской литературе позволяет знакомить учащихся с лучшими произведени­ями белорусских писателей, драматургов и поэтов о род­ном крае. Творчество Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, К.Крапивы, К.Чорного, М.Лынькова, П.Бровки, П.Глебки и многих других проникнуто глубоким патриотизмом, в их произведениях отражены гуманизм и уважение к другим народам. Так, изучение лирики Я.Купалы, и в частности его поэмы "Курган", стихотворения "На смерть Степана Булата", дает возможность учителю показать образцы сильных духом, волевых людей, которые отста­ивали независимость и свободу родины. Поэма Я.Коласа "Новая земля" раскрывает перед учащимися широкую панораму жизни белорусского крестьянина. Недаром эту поэму называют энциклопедией крестьянской жизни. Богатство мыслей и чувств содержит в себе правдивая и гуманная поэзия М.Богдановича. Поэт описывает стра­ницы прошлого Беларуси, широко использует белорус­скую народную поэзию, с любовью рисует белорусские пейзажи:

Вакол мяне кветк! прыгожа красуюць. Маркотна м!ж ix я хаджу адзжок,


391

Аж бачу — мне стяй галоукай ювае Наш родны, забыты у цян! вастёк. "Здароу будзь, зямляча!" Чуць бачны у дал)не, Панура, нявесела шэпча ён мне: "Успамянем, мой дружа, у багатай чужыне Аб беднай, далёкай сваей старане".

Большую роль в обогащении учащихся патриотичес­кими знаниями и чувствами и формировании культуры межнациональных отношений играет ознакомление их с межгосударственными связями белорусского народа в прошлом и настоящем. Богатый материал для этого со­держат уроки географии, на которых идет речь об эко­номических связях между государствами и народами, уроки истории Беларуси, на которых раскрываются воп­росы оказания помощи разных народов друг другу, взаи­мовлияния культур и т.д.

Учителям белорусской литературы следует акценти­ровать внимание школьников на том, что многие бело­русские писатели глубоко изучали жизнь, культуру, обы­чаи, и духовный мир людей других национальностей. Я.Купала, например, хорошо знал творчество украинс­кого кобзаря Т.Шевченко, переводил его стихотворения и поэмы на белорусский язык, написал лиро-эпическую поэму "Тарасова доля".

Таким образом, обучение и разнообразные формы вне­классной работы позволяют учителям и классным руко­водителям проводить с учащимися многообразную вос­питательную работу по формированию их интеллектуаль­но-чувственной сферы, развитию их сознания, связанно­го с патриотизмом и культурой межнациональных отно­шений. Разумеется, содержание этой работы и ее мето­дика должны быть различными в каждой возрастной группе. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о родине, других странах и народах. Учащиеся средних и старших классов многие патриоти­ческие знания усваивают уже на понятийном уровне, по многим вопросам у них складываются собственные оце­ночные суждения.

Устойчивость и степень зрелости нравственного созна­ния достигается только тогда, когда знания учащихся в области патриотизма и культуры межнациональных отно­шений будут эмоционально пережиты и приобретут фор­му глубоких личных взглядов и убеждений.

392

5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений. Как известно, усваиваемые человеком зна­ния по вопросам патриотизма и культуры межнацио­нальных отношений не всегда определяют соответствую­щие этим качествам умонастроение и поведение. Здесь многое зависит от того, в какой мере эти знания приоб­ретают для него личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания, превратились в руководя­щие принципы (мотивы) его действий и поступков. В личностном плане эти принципы, или мотивы, деятель­ности и поведения приобретают форму взглядов и убеж­дений, формирование которых составляет важнейшую задачу воспитания у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений.


Этот процесс представляет большую методическую сложность и сопряжен с немалыми практическими труд­ностями. Как уже отмечено, его составными элементами являются: возбуждение у учащихся глубоких эмоцио­нальных переживаний в системе учебно-воспитательной деятельности по овладению идеями патриотизма и куль­туры межнациональных отношений, умелое использова­ние положительных примеров глубокой патриотической убежденности и включение учащихся в разнообразные формы дискуссионной работы, которая способствует уг­лубленному осмыслению вопросов о сущности и прояв­лении патриотизма и культуры межнациональных отно­шений. Именно в таком направлении осуществляется воспитательная работа в школах по решению данной про­блемы.

Чтобы придать воспитательной работе эмоциональный характер с целью глубокого влияния ее на сознание и чувства учащихся в сфере патриотизма и культуры межна­циональных отношений и выработки у них соответству­ющих взглядов и убеждений, учителя используют для этого яркий фактический материал.

Содержательно и с определенным эмоциональным на­калом проводится урок истории по теме "Крымская война. Героическая оборона Севастополя". Подчеркивая патрио­тизм офицеров русской армии, учитель приводит конкрет­ные примеры их воинских подвигов, обращая внимание учащихся на их беззаветное мужество и героизм. Рас­сказывая об адмирале В.А.Корнилове, он зачитывает его призыв к солдатам и матросам: "Ребята, некуда отступать

393

нам: позади нас море, впереди - неприятель... Помните же — не верьте отступлению... И если я сам прикажу от­ступать, коли меня".

Большое впечатление на девятиклассников произвел также рассказ о подвиге генерала Юферова, который до последнего сражался с неприятелем, неизменно отвечая отказом на предложение сдаться. Пытаясь узнать фами­лию русского генерала, французский полководец Мак-Магон сказал: "Непременно надо знать имя этого героя. Подобная смерть, такие имена - достояние всемирной истории; не говорю уже, что они должны сродниться с памятью того народа, которому принадлежали их носив­шие".

Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся явля­ется использование положительных примеров патрио­тизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн. Не случайно известный французский просветитель Шарль Монтескье подчеркивал, что "лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов". Очень часто такой прием используется учителями лите­ратуры, когда школьники изучают жизненный и твор­ческий путь того или иного писателя. Чтобы понять ис­токи патриотизма и нравственной красоты народа, школь­никам необходимо глубоко осмыслить, как формирова­лись его мировоззрение, творческая индивидуальность, а также гражданская позиция. Примеров патриотичес­кого служения своему народу можно найти множество.


Двадцать пять лет, лучших лет своей жизни, отдал на каторге-солдатчине первый белорусский крестьянский поэт Павлюк Багрим, сложивший яркие стихи о судьбе кресть­ян. Погиб на виселице автор "Мужицкой правды" Кастусь Калиновский. Много усилий для открытия народных бело­русских школ приложила Алоиза Пашкевич (Тётка). Под­вигом во имя Беларуси, возрождения ее национальной культуры была короткая, но яркая жизнь Максима Богда­новича. Военными корреспондентами во время Великой Отечественной войны были Кондрат Крапива, Михась Лынь-ков, Петрусь Бровка, Максим Танк, Пимен Панченко, Ар­кадий Кулешов. Многое увиденное и пережитое ими в годы войны легло в основу их произведений, получивших широ­кую известность.

394

Но учителя не ограничиваются активизацией позна­вательной деятельности учащихся и побуждением их к глубокому восприятию идей патриотизма и культуры межнациональных отношений. Для воспитания свя­занных с этими качествами взглядов и убеждений боль­шое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникла полемика мнений, взглядов, в процессе кото­рой у учащихся начинает формироваться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция.

С этой целью на уроках белорусской литературы, на­пример, учителя используют проблемные вопросы, по ко­торым, как правило, бывают различные суждения и возни­кают мини-дискуссии: "Можно ли согласиться с утверж­дением некоторых литературных критиков, называвших поэта Ф.Богушевича, выходца из зажиточной семьи, крес­тьянским адвокатом?", "Как вы относитесь к тому, что по­этесса Тётка (Алоиза Пашкевич) призывала обучать бело­русских детей на их родном языке, хотя и сейчас еще кое-кто высказывает мнение, что это может снижать уровень образования?", "Есть ли что-то общее в жизненном пути и поэтическом творчестве Максима Богдановича и Михаила Лермонтова?" и т.д.

Вполне понятно, что обсуждение подобных вопросов так или иначе затрагивает проблемы патриотизма и куль­туры межнациональных отношений, побуждает учащихся глубже их осмысливать и аргументированно защищать свою точку зрения, что неизбежно способствует форми­рованию у них собственных взглядов и убеждений.

Рамки дискуссионных форм воспитательной работы по формированию патриотических взглядов и убеждений учащихся, а также культуры межнациональных отноше­ний значительно расширяет внеклассная работа. С подро­стками и старшеклассниками учителя и классные руково­дители во внеурочное время проводят диспуты на самые разнообразные темы: "Можно ли быть настоящим патрио­том родины в 15—16 лет?", "Иногда критикуют так назы­ваемый словесный патриотизм. Является ли эта критика абсолютно правильной?", "Можно ли себя готовить к пат­риотическим подвигам?", "Чем отличается культура меж­национальных отношений от национализма и шовинизма?"