ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 380
Скачиваний: 1
...Родной язык, как бы цемент, связывает людей. Он дает им наилучший способ понимать один одного, одной мыслью жить, одной судьбы искать. Кто отрекся от языка отцов своих, кто одел чужую одежду,— тот отошел от народа далеко, далеко. Он чужой в родной деревне, своей семье, и на него братья смотрят, как на чужестранца.
Надо сказать, что долгое время в нашей республике игнорировался родной язык. Кое-кто и сейчас еще высказывает суждения, что белорусский язык — это язык малограмотного сельского населения. И только в январе 1990 года был принят закон о белорусском языке как языке государственном. В настоящее время в республике многое делается для того, чтобы возродить белорусский язык как основу национальной культуры. Его стали изучать в детских садах, профессиональных училищах, в высших учебных заведениях.
Важной стороной развития патриотического сознания и чувств учащихся является усвоение ими материала о борьбе белорусского народа за свободу и независимость
1 JIacmoycKi В. Што трэба ведаць кожнаму беларусу //Настаун. газ. 1992. 11 студз.
2 Цит. по: Хрестоматия по педагогике. М., 1971. С. 373.
389
родины. Эти вопросы освещаются при изучении таких тем по истории Беларуси, как "Участие белорусского народа в борьбе против шведских захватчиков в годы Северной войны", "Вклад белорусского народа в борьбу против наполеоновских захватчиков". В курсе истории большое место отводится раскрытию мужества и героизма белорусского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. История содержит также много данных об освободительной борьбе белорусского народа против феодально-крепостного и национально-религиозного угнетения. Наиболее ярко этот материал раскрывается в связи с описанием восстания белорусского народа во главе с К.Калиновским.
Упрочению патриотических чувств учащихся содействует изучение белорусской литературы. Величие героизма и трагедия белорусского народа, понесшего огромные жертвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период войны, легли в основу произведений В.Быкова "Обелиск" и "Сотников", И.Чигринова "Плач перепелки", И.Шамякина "Тревожное счастье", Я.Брыля "Птицы и гнезда" и др.
Большую роль в обогащении учащихся знаниями и развитии патриотизма играет внеклассная воспитательная работа.
В одном из пятых классов 28-й средней школы г.Гомеля проводился классный час на тему "Война и дети". Шестиклассники этой же школы обсуждали книгу "Никогда не забудем", в которой помещены рассказы белорусских ребят о Великой Отечественной войне. В 7-м классе 56-й средней школы г.Гомеля была организована экскурсия с целью ознакомления с памятниками г.Гомеля, запечатлевшими ратные подвиги нашего народа. В 5-м классе Бри-левской средней школы Гомельского района была проведена серия классных часов, на которых учащиеся знакомились с историей обороны Брестской крепости в первые дни войны. Они проводились по следующей тематике: "Здесь первый шаг свой сделала война", "Участники обороны Брестской крепости - Герои Советского Союза", "Юные защитники крепости", "Брестская крепость сегодня".
При формировании у учащихся патриотических знаний и чувств большое место должна занимать ознакомительная работа с культурным наследием белорусского народа и его вкладом в духовное развитие общества.
390
Так, при изучении темы "Культура Беларуси в XIV— XV вв" учителя истории знакомят учащихся с белорусским народным творчеством, которое включало в себя поэзию, музыку, танцы, театральные представления, прикладное искусство и др. Наиболее распространенным жанром устного народного творчества являются песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, в которых отображаются взгляды людей на окружающий мир, стремление к свободе и независимости, любовь к родной земле. Вот некоторые из этих пословиц: "Родина — мать, чужбина — мачеха", "На чужой стороне не согреет и солнце", "Чужая сторона без ветра сушит", "Тот отчизну любит, кто ей верно служит".
Раскрывая вопросы развития письменности и просвещения в этот период, учителя знакомят школьников с деятельностью известного просветителя Франциска Ско-рины, который внес существенный вклад в развитие белорусской культуры. Он был основоположником книгопечатания в Беларуси и рассматривал книгу как важнейшее средство распространения знаний. Ф.Скорина утверждал, что каждый человек несет ответственность за судьбу своего Отечества и должен трудиться на его благо.
Программный материал по белорусской литературе позволяет знакомить учащихся с лучшими произведениями белорусских писателей, драматургов и поэтов о родном крае. Творчество Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, К.Крапивы, К.Чорного, М.Лынькова, П.Бровки, П.Глебки и многих других проникнуто глубоким патриотизмом, в их произведениях отражены гуманизм и уважение к другим народам. Так, изучение лирики Я.Купалы, и в частности его поэмы "Курган", стихотворения "На смерть Степана Булата", дает возможность учителю показать образцы сильных духом, волевых людей, которые отстаивали независимость и свободу родины. Поэма Я.Коласа "Новая земля" раскрывает перед учащимися широкую панораму жизни белорусского крестьянина. Недаром эту поэму называют энциклопедией крестьянской жизни. Богатство мыслей и чувств содержит в себе правдивая и гуманная поэзия М.Богдановича. Поэт описывает страницы прошлого Беларуси, широко использует белорусскую народную поэзию, с любовью рисует белорусские пейзажи:
Вакол мяне кветк! прыгожа красуюць. Маркотна м!ж ix я хаджу адзжок,
391
Аж бачу — мне стяй галоукай ювае Наш родны, забыты у цян! вастёк. "Здароу будзь, зямляча!" Чуць бачны у дал)не, Панура, нявесела шэпча ён мне: "Успамянем, мой дружа, у багатай чужыне Аб беднай, далёкай сваей старане".
Большую роль в обогащении учащихся патриотическими знаниями и чувствами и формировании культуры межнациональных отношений играет ознакомление их с межгосударственными связями белорусского народа в прошлом и настоящем. Богатый материал для этого содержат уроки географии, на которых идет речь об экономических связях между государствами и народами, уроки истории Беларуси, на которых раскрываются вопросы оказания помощи разных народов друг другу, взаимовлияния культур и т.д.
Учителям белорусской литературы следует акцентировать внимание школьников на том, что многие белорусские писатели глубоко изучали жизнь, культуру, обычаи, и духовный мир людей других национальностей. Я.Купала, например, хорошо знал творчество украинского кобзаря Т.Шевченко, переводил его стихотворения и поэмы на белорусский язык, написал лиро-эпическую поэму "Тарасова доля".
Таким образом, обучение и разнообразные формы внеклассной работы позволяют учителям и классным руководителям проводить с учащимися многообразную воспитательную работу по формированию их интеллектуально-чувственной сферы, развитию их сознания, связанного с патриотизмом и культурой межнациональных отношений. Разумеется, содержание этой работы и ее методика должны быть различными в каждой возрастной группе. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о родине, других странах и народах. Учащиеся средних и старших классов многие патриотические знания усваивают уже на понятийном уровне, по многим вопросам у них складываются собственные оценочные суждения.
Устойчивость и степень зрелости нравственного сознания достигается только тогда, когда знания учащихся в области патриотизма и культуры межнациональных отношений будут эмоционально пережиты и приобретут форму глубоких личных взглядов и убеждений.
392
5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений. Как известно, усваиваемые человеком знания по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений не всегда определяют соответствующие этим качествам умонастроение и поведение. Здесь многое зависит от того, в какой мере эти знания приобретают для него личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания, превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков. В личностном плане эти принципы, или мотивы, деятельности и поведения приобретают форму взглядов и убеждений, формирование которых составляет важнейшую задачу воспитания у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Этот процесс представляет большую методическую сложность и сопряжен с немалыми практическими трудностями. Как уже отмечено, его составными элементами являются: возбуждение у учащихся глубоких эмоциональных переживаний в системе учебно-воспитательной деятельности по овладению идеями патриотизма и культуры межнациональных отношений, умелое использование положительных примеров глубокой патриотической убежденности и включение учащихся в разнообразные формы дискуссионной работы, которая способствует углубленному осмыслению вопросов о сущности и проявлении патриотизма и культуры межнациональных отношений. Именно в таком направлении осуществляется воспитательная работа в школах по решению данной проблемы.
Чтобы придать воспитательной работе эмоциональный характер с целью глубокого влияния ее на сознание и чувства учащихся в сфере патриотизма и культуры межнациональных отношений и выработки у них соответствующих взглядов и убеждений, учителя используют для этого яркий фактический материал.
Содержательно и с определенным эмоциональным накалом проводится урок истории по теме "Крымская война. Героическая оборона Севастополя". Подчеркивая патриотизм офицеров русской армии, учитель приводит конкретные примеры их воинских подвигов, обращая внимание учащихся на их беззаветное мужество и героизм. Рассказывая об адмирале В.А.Корнилове, он зачитывает его призыв к солдатам и матросам: "Ребята, некуда отступать
393
нам: позади нас море, впереди - неприятель... Помните же — не верьте отступлению... И если я сам прикажу отступать, коли меня".
Большое впечатление на девятиклассников произвел также рассказ о подвиге генерала Юферова, который до последнего сражался с неприятелем, неизменно отвечая отказом на предложение сдаться. Пытаясь узнать фамилию русского генерала, французский полководец Мак-Магон сказал: "Непременно надо знать имя этого героя. Подобная смерть, такие имена - достояние всемирной истории; не говорю уже, что они должны сродниться с памятью того народа, которому принадлежали их носившие".
Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн. Не случайно известный французский просветитель Шарль Монтескье подчеркивал, что "лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов". Очень часто такой прием используется учителями литературы, когда школьники изучают жизненный и творческий путь того или иного писателя. Чтобы понять истоки патриотизма и нравственной красоты народа, школьникам необходимо глубоко осмыслить, как формировались его мировоззрение, творческая индивидуальность, а также гражданская позиция. Примеров патриотического служения своему народу можно найти множество.
Двадцать пять лет, лучших лет своей жизни, отдал на каторге-солдатчине первый белорусский крестьянский поэт Павлюк Багрим, сложивший яркие стихи о судьбе крестьян. Погиб на виселице автор "Мужицкой правды" Кастусь Калиновский. Много усилий для открытия народных белорусских школ приложила Алоиза Пашкевич (Тётка). Подвигом во имя Беларуси, возрождения ее национальной культуры была короткая, но яркая жизнь Максима Богдановича. Военными корреспондентами во время Великой Отечественной войны были Кондрат Крапива, Михась Лынь-ков, Петрусь Бровка, Максим Танк, Пимен Панченко, Аркадий Кулешов. Многое увиденное и пережитое ими в годы войны легло в основу их произведений, получивших широкую известность.
394
Но учителя не ограничиваются активизацией познавательной деятельности учащихся и побуждением их к глубокому восприятию идей патриотизма и культуры межнациональных отношений. Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникла полемика мнений, взглядов, в процессе которой у учащихся начинает формироваться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция.
С этой целью на уроках белорусской литературы, например, учителя используют проблемные вопросы, по которым, как правило, бывают различные суждения и возникают мини-дискуссии: "Можно ли согласиться с утверждением некоторых литературных критиков, называвших поэта Ф.Богушевича, выходца из зажиточной семьи, крестьянским адвокатом?", "Как вы относитесь к тому, что поэтесса Тётка (Алоиза Пашкевич) призывала обучать белорусских детей на их родном языке, хотя и сейчас еще кое-кто высказывает мнение, что это может снижать уровень образования?", "Есть ли что-то общее в жизненном пути и поэтическом творчестве Максима Богдановича и Михаила Лермонтова?" и т.д.
Вполне понятно, что обсуждение подобных вопросов так или иначе затрагивает проблемы патриотизма и культуры межнациональных отношений, побуждает учащихся глубже их осмысливать и аргументированно защищать свою точку зрения, что неизбежно способствует формированию у них собственных взглядов и убеждений.
Рамки дискуссионных форм воспитательной работы по формированию патриотических взглядов и убеждений учащихся, а также культуры межнациональных отношений значительно расширяет внеклассная работа. С подростками и старшеклассниками учителя и классные руководители во внеурочное время проводят диспуты на самые разнообразные темы: "Можно ли быть настоящим патриотом родины в 15—16 лет?", "Иногда критикуют так называемый словесный патриотизм. Является ли эта критика абсолютно правильной?", "Можно ли себя готовить к патриотическим подвигам?", "Чем отличается культура межнациональных отношений от национализма и шовинизма?"