ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 379
Скачиваний: 1
Конечно, подобные дискуссии и диспуты не должны проводиться слишком часто. Их надо тщательно гото-
395
вить, придавать им высокую содержательность с тем, чтобы каждый из них стал для учащихся запоминающимся событием, глубоко запечатлевался в их сознании и эмоционально-чувственных переживаниях. Нельзя забывать, что для зарождения прочных взглядов и особенно убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально-интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребно-стно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов.
Однако устойчивость и прочность взглядов и убеждений достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-чувственных переживаний и поведения. Только те убеждения действенно определяют моральную направленность личности, которые воплощаются в соответствующих общественно значимых делах и поступках. Это требует такой организации воспитательной работы, которая способствовала бы формированию у школьников патриотического поведения и культуры межнациональных отношений.
6. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений. О сформированности патриотизма и культуры межнациональных отношений можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, то есть собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма и культуры межнациональных отношений. Какие же виды деятельности используются в школах в этом направлении?
Существенное значение имеет организация общественно полезной деятельности школьников. Так, труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, участие в оборудовании учебных кабинетов, ремонте школьной мебели, работа на пришкольном учебно-опытном участке воспитывают у учащихся стремление внести свой вклад в
396
улучшение школьной жизни, развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют их активное гражданское отношение к окружающей действительности.
Особую роль в формировании патриотического поведения играет деятельность учащихся по охране природы родного края. С этой целью они привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадях сел и городов. Старшеклассники могут оказывать посильную помощь в закладке питомников и уходе за саженцами плодовых деревьев и кустарников. Во время летнего отдыха в оздоровительном лагере школьники оказывают помощь в очистке леса, ограждении муравейников, благоустройстве родников, изготовлении экологических знаков-символов и т.д.
Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особое место здесь отводится ис-торико-этнографическим экспедициям по изучению родного края. Сошлемся на опыт проведения одной из таких экспедиций учащимися Клецкой средней школы Минской области1.
Ее участники поставили перед собой цель: собрать сведения об истории деревень, расположенных по пути маршрута, выяснить и уточнить происхождение их названий; побеседовать с народными умельцами и по возможности ознакомиться с их деятельностью; пополнить школьный музей новыми экспонатами. Во время экспедиции был собран разнообразный материал о народных умельцах и художественных изделиях родного края. Так, в д.Половко-вичи ребята познакомились с женщинами, которые в прежние времена занимались ткачеством; в д.Заполье посетили выставку картин одного из ее жителей; в д. Нагорное беседовали с искусным резчиком по дереву и познакомились с его работами. Жительница д.Морочь с увлечением рассказывала школьникам о белорусской национальной одежде. В д.Зубки от местного сторожила следопыты услышали о происхождении названий деревень Головачи, Черепы, Заельня, Казенная Слобода и др.
1 Самцов С.К., Черных ДМ. Познай Родину, воспитай себя. Мн., 1983. С.31-32.
397
Учащиеся городских школ часто организуют экскурсии с целью ознакомления с историческими и культурными памятниками.
Для школьников гомельских школ традиционными стали экскурсии в парк культуры и отдыха, который расположен на берегу реки Сож. Во время экскурсии учащиеся узнают об истории создания архитектурных памятников: дворце князя Паскевича, усыпальнице и часовне, Петропавловском соборе. Знакомятся дети и с историей создания самого парка, который был заложен еще в XVIII веке. Сейчас в нем насчитывается около 90 видов деревьев, собрана большая и разнообразная коллекция кленов, тополей, каштанов, редких кустарников. В старинной оранжерее растет более 20 видов субтропических и тропических представителей флоры.
В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники тоже принимают участие в обсуждении этих вопросов.
Учащиеся 8-го класса 33-й средней школы г.Гомеля собирают материалы о названиях близлежащих улиц. С большим интересом они изучают публикуемые в газетах и журналах статьи по этой проблеме. В классе проводилось обсуждение материалов из "Гомельской правды": "Загадка Речицкой улицы", "Бывшая Боярская улица", "Как князь присвоил улице свое имя", "Гомельские улицы XVIII столетия" и др.
Не потеряла своего значения и поисковая работа школьников. Учащиеся продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают экскурсии и походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием "Выпускники нашей школы — участники Великой Отечественной войны", "Орден в твоем доме", "Твоя родословная".
Формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений способствует также участие детей в художественно-творческой деятельности. Здесь прежде всего используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края, неделях белорусской культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках белорусского народного творчества и т.д.
398
Содержательно прошел вечер белорусского фольклора "Вячорю у Паушнкi", который проводили старшеклассники одной из школ г.Гомеля. Учащиеся использовали стилизованные элементы белорусской "хаты", подготовили инсценированный рассказ о старинной традиции "вячорак", организовали конкурсы на лучшее исполнение белорусской народной песни, танца, игры на народном инструменте.
Разнообразная практическая деятельность школьников организуется и по выработке у них культуры межнациональных отношений. Соседство Беларуси с Россией, Украиной, Латвией дает учащимся возможность устанавливать связи со своими сверстниками из этих республик и знакомиться с историей, национальной культурой, бытом, традициями и обычаями соседних народов. В связи с чернобыльской трагедией школьники выезжают на отдых в другие республики и страны. Это позволяет им в живом общении с людьми других народов и национальностей изучать их традиции и обычаи, знакомиться с историческими и культурными памятниками.
Таковы некоторые формы работы, используемые в школах для организации практической деятельности учащихся по формированию у них патриотического поведения и культуры межнациональных отношений. Если эта деятельность носит регулярный и содержательный характер и органически сочетается с развитием у учащихся потребностно-мотивационной сферы и интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений, она, несомненно, способствует развитию и упрочению убеждений и выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших моральных качеств.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Раскройте важность патриотизма и культуры межнациональных отношений в нравственном развитии личности.
Дайте определение сущности патриотизма и культуры межнаци ональных отношений. Осветите их содержание и внутреннюю психоло гическую структуру.
Как формировать у учащихся потребностно-мотивационную сфе ру в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений в системе учебной и внеклассной работы?
399
Проанализируйте содержание учебных предметов и внеклассной работы, которая позволяет формировать у учащихся знания по вопро сам патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Какой должна быть воспитательная работа по формированию у школьников взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и куль туры межнациональных отношений?
Какая практическая деятельность налаживается в школе по вос питанию у учащихся патриотического поведения и культуры межна циональных отношений?
Какие методы воспитания используются в школе по формирова нию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отноше ний?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986.
Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Сов. педагогика. 1991. № 9.
Зубайраев АЛ. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Сов. педагогика. 1990. № 5.
Ляшук В.Я. Краязнаучы матэрыял на уроках лггаратуры. Мн., 1980.
Самцов С.К., Черный Д.М. Познай Родину, воспитай себя. Мн., 1983.
Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе: Из опыта работы словесников Белоруссии /Под ред. М.А.Лазарука. Мн., 1985.