Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 379

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конечно, подобные дискуссии и диспуты не должны проводиться слишком часто. Их надо тщательно гото-

395

вить, придавать им высокую содержательность с тем, чтобы каждый из них стал для учащихся запоминаю­щимся событием, глубоко запечатлевался в их сознании и эмоционально-чувственных переживаниях. Нельзя за­бывать, что для зарождения прочных взглядов и особен­но убеждений личности весьма важно, чтобы она оказа­лась в таком эмоционально-интеллектуальном напря­жении, которое оставило бы глубокий след в ее потребно-стно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жиз­ненных устремлений и идеалов.

Однако устойчивость и прочность взглядов и убежде­ний достигается только тогда, когда обеспечивается един­ство интеллектуально-чувственных переживаний и пове­дения. Только те убеждения действенно определяют мо­ральную направленность личности, которые воплощаются в соответствующих общественно значимых делах и по­ступках. Это требует такой организации воспитательной работы, которая способствовала бы формированию у школьников патриотического поведения и культуры меж­национальных отношений.

6. Организация практической деятельности уча­щихся по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений. О сформи­рованности патриотизма и культуры межнациональных отношений можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и при­вычки поведения, то есть собственный опыт этих от­ношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатыва­ется путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практичес­кой деятельности, связанной с проявлением патрио­тизма и культуры межнациональных отношений. Ка­кие же виды деятельности используются в школах в этом направлении?

Существенное значение имеет организация обществен­но полезной деятельности школьников. Так, труд по са­мообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учеб­ного оборудования и наглядных пособий, участие в обо­рудовании учебных кабинетов, ремонте школьной мебе­ли, работа на пришкольном учебно-опытном участке вос­питывают у учащихся стремление внести свой вклад в

396

улучшение школьной жизни, развивают чувство ответ­ственности и самостоятельности, формируют их актив­ное гражданское отношение к окружающей действитель­ности.


Особую роль в формировании патриотического пове­дения играет деятельность учащихся по охране природы родного края. С этой целью они привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадях сел и городов. Старшеклассники мо­гут оказывать посильную помощь в закладке питомни­ков и уходе за саженцами плодовых деревьев и кустар­ников. Во время летнего отдыха в оздоровительном лаге­ре школьники оказывают помощь в очистке леса, ограж­дении муравейников, благоустройстве родников, изготов­лении экологических знаков-символов и т.д.

Немало возможностей для формирования у школьни­ков патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особое место здесь отводится ис-торико-этнографическим экспедициям по изучению родного края. Сошлемся на опыт проведения одной из таких экспедиций учащимися Клецкой средней школы Минской области1.

Ее участники поставили перед собой цель: собрать све­дения об истории деревень, расположенных по пути мар­шрута, выяснить и уточнить происхождение их названий; побеседовать с народными умельцами и по возможности ознакомиться с их деятельностью; пополнить школьный музей новыми экспонатами. Во время экспедиции был собран разнообразный материал о народных умельцах и художественных изделиях родного края. Так, в д.Половко-вичи ребята познакомились с женщинами, которые в пре­жние времена занимались ткачеством; в д.Заполье посе­тили выставку картин одного из ее жителей; в д. Нагорное беседовали с искусным резчиком по дереву и познакоми­лись с его работами. Жительница д.Морочь с увлечением рассказывала школьникам о белорусской национальной одежде. В д.Зубки от местного сторожила следопыты ус­лышали о происхождении названий деревень Головачи, Черепы, Заельня, Казенная Слобода и др.

1 Самцов С.К., Черных ДМ. Познай Родину, воспитай себя. Мн., 1983. С.31-32.

397

Учащиеся городских школ часто организуют экскур­сии с целью ознакомления с историческими и культур­ными памятниками.

Для школьников гомельских школ традиционными ста­ли экскурсии в парк культуры и отдыха, который располо­жен на берегу реки Сож. Во время экскурсии учащиеся узнают об истории создания архитектурных памятников: дворце князя Паскевича, усыпальнице и часовне, Петро­павловском соборе. Знакомятся дети и с историей созда­ния самого парка, который был заложен еще в XVIII веке. Сейчас в нем насчитывается около 90 видов деревьев, собрана большая и разнообразная коллекция кленов, то­полей, каштанов, редких кустарников. В старинной оран­жерее растет более 20 видов субтропических и тропичес­ких представителей флоры.


В последнее время обострился интерес к историчес­ким названиям улиц, городов, деревень. Школьники тоже принимают участие в обсуждении этих вопросов.

Учащиеся 8-го класса 33-й средней школы г.Гомеля собирают материалы о названиях близлежащих улиц. С большим интересом они изучают публикуемые в газетах и журналах статьи по этой проблеме. В классе проводилось обсуждение материалов из "Гомельской правды": "Загадка Речицкой улицы", "Бывшая Боярская улица", "Как князь при­своил улице свое имя", "Гомельские улицы XVIII столетия" и др.

Не потеряла своего значения и поисковая работа школьников. Учащиеся продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отече­ственной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают экскурсии и походы к памятным местам, про­водят поисковые операции под названием "Выпускники нашей школы — участники Великой Отечественной войны", "Орден в твоем доме", "Твоя родословная".

Формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений способствует также учас­тие детей в художественно-творческой деятельности. Здесь прежде всего используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края, неделях белорусской культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, празд­никах белорусского народного творчества и т.д.

398

Содержательно прошел вечер белорусского фольклора "Вячорю у Паушнкi", который проводили старшеклассники одной из школ г.Гомеля. Учащиеся использовали стилизо­ванные элементы белорусской "хаты", подготовили инс­ценированный рассказ о старинной традиции "вячорак", организовали конкурсы на лучшее исполнение белорус­ской народной песни, танца, игры на народном инстру­менте.

Разнообразная практическая деятельность школьни­ков организуется и по выработке у них культуры межна­циональных отношений. Соседство Беларуси с Россией, Украиной, Латвией дает учащимся возможность устанав­ливать связи со своими сверстниками из этих республик и знакомиться с историей, национальной культурой, бытом, традициями и обычаями соседних народов. В связи с чернобыльской трагедией школьники выезжают на отдых в другие республики и страны. Это позволяет им в живом общении с людьми других народов и националь­ностей изучать их традиции и обычаи, знакомиться с историческими и культурными памятниками.


Таковы некоторые формы работы, используемые в школах для организации практической деятельности учащихся по формированию у них патриотического по­ведения и культуры межнациональных отношений. Если эта деятельность носит регулярный и содержательный характер и органически сочетается с развитием у уча­щихся потребностно-мотивационной сферы и интеллек­туально-эмоционального компонента патриотизма и куль­туры межнациональных отношений, она, несомненно, способствует развитию и упрочению убеждений и выработке многостороннего опыта поведения, связанно­го с проявлением и совершенствованием этих важней­ших моральных качеств.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Раскройте важность патриотизма и культуры межнациональных отношений в нравственном развитии личности.

  2. Дайте определение сущности патриотизма и культуры межнаци­ ональных отношений. Осветите их содержание и внутреннюю психоло­ гическую структуру.

  3. Как формировать у учащихся потребностно-мотивационную сфе­ ру в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений в системе учебной и внеклассной работы?

399

  1. Проанализируйте содержание учебных предметов и внеклассной работы, которая позволяет формировать у учащихся знания по вопро­ сам патриотизма и культуры межнациональных отношений.

  2. Какой должна быть воспитательная работа по формированию у школьников взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и куль­ туры межнациональных отношений?

  3. Какая практическая деятельность налаживается в школе по вос­ питанию у учащихся патриотического поведения и культуры межна­ циональных отношений?

  4. Какие методы воспитания используются в школе по формирова­ нию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отноше­ ний?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986.

Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных цен­ностей // Сов. педагогика. 1991. № 9.

Зубайраев АЛ. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Сов. педагогика. 1990. № 5.

Ляшук В.Я. Краязнаучы матэрыял на уроках лггаратуры. Мн., 1980.

Самцов С.К., Черный Д.М. Познай Родину, воспитай себя. Мн., 1983.

Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внекласс­ной работе: Из опыта работы словесников Белоруссии /Под ред. М.А.Лазарука. Мн., 1985.