Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 375

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подобная связь труда с обучением не должна носить механического характера. Ее необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь. Искусствен­ные же увязки пользы не приносят. Хорошо организо­ванный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они вос­питывают упорство в преодолении трудностей, формиру­ют у них коллективизм, стремление к взаимопомощи, то есть те качества, которые обеспечивают успех как в фи­зической работе, так и в учебных занятиях.

7. Для воспитания добросовестного отношения к тру­ду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чем шла речь выше. Но вместе с потребностями и моти­вами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно просто поехать классом на сельскохозяй­ственные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, провести "трудовой десант", создать временную произ­водственную бригаду — и работа пойдет веселее.

Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организа­цию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обнов­лялись и представляли собой определенные черты све­жести, а иной раз и романтики. Многое здесь дает ис-

413

пользование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с какой радостью их встречают малыши из соседнего детского сада. Учи­тель подсказывает им провести операцию "ПМД" ("По­дарок младшим друзьям"), в процессе которой они гото­вят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее время учащиеся задумывают новую трудовую операцию "Снежная сказка" и по секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную кре­пость и т.д.

В предновогодние дни в школе проводится ролевая игра "Фабрика". Школьники распределяют между собой разные "роли": одним поручается подготовить оформле­ние помещения к новогоднему вечеру, другим — органи­зовать выставку юмористических рисунков, третьим — навести порядок и чистоту в школе, четвертым — изгото­вить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными делами, в школе поддержива­ется бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполня­ют свои обязанности, расширяется сфера их потребнос­тей в новых видах труда и практической деятельности1.


Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и стимулируется трудовая деятель­ность школьников и формируется их трудолюбие.

7. Воспитательная работа по профессиональной ори­ентации учащихся. В системе трудового воспитания важной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказание им действенной по­мощи в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном самоопределении. Эта работа включает в себя несколько направлений.

Одним из этих направлений является ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных про­фессий и специальностей. Реализация этого направления осуществляется прежде всего в процессе обучения, когда учащиеся знакомятся с различными видами труда и профессий. В частности, они изучают жизнь и творчес­кую деятельность ученых, изобретателей, писателей,

1 Иванов И. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах // Воспитание школьников. 1989. № 2. С. 38—48.

414

работников искусства, музыки и т.д. На занятиях по ис­тории и литературе они получают представление о людях физического труда и их работе, предпринимательстве. Это же направление воспитательной работы по профориента­ции лежит в основе системы внеклассных мероприятий, причем особый акцент необходимо делать на ознакомле­нии учащихся с производственными профессиями и спе­циальностями. Эффективными средствами являются беседы, лекции и доклады о различных профессиях, встре­чи с тружениками производства, экскурсии на промыш­ленные и сельскохозяйственные предприятия и стройки, вечера на тему "Кем и каким быть?" и т.д. Для проведе­ния этой работы полезно привлекать родителей, а также представителей различных профессий.

Вторым направлением работы по профессиональной ориентации учащихся является приобщение их к деятель­ности в сфере промышленности и сельского хозяйства. Она включает показ привлекательного характера произ­водительного труда, создания материальных ценностей общества. Когда ученик лично убеждается в том, какое большое удовлетворение вызывает труд слесаря, токаря, шофера, строителя, комбайнера, эти рабочие специаль­ности будут находиться в сфере выбора им своей буду­щей профессии.

Третьим направлением профориентации является со­здание условий для овладения учащимися начатками производственных специальностей. Производственное обу­чение в школьных производственных комбинатах и осо­бенно на промышленных предприятиях способствует выработке практических умений и навыков в тех или иных областях труда, позволяет учащимся проявлять свои творческие способности, познавать большую радость, ко­торую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные результаты. Все это обусловливает необходи­мость поисков путей сочетания общеобразовательной под­готовки учащихся и обучения их трудовым умениям и навыкам. Хорошей формой трудового обучения и про­фессиональной ориентации оказались межшкольные учеб­но-производственные комбинаты. Они позволяют создать материально-техническую базу и коллектив мастеров производственного обучения, а также значительно расши­рить номенклатуру производственных специальностей, которыми могут овладевать учащиеся с учетом местных условий и потребностей окружающих предприятий.


415

Широкое распространение получило производственное обучение и организация общественно полезного произво­дительного труда учащихся на базовых промышленных предприятиях и стройках. Это помогает школьникам овладевать производственными умениями и навыками, выбрать себе специальность в соответствии со своими склонностями, и после окончания школы многие из них приобщаются к труду в сфере материального произ­водства.

Если в школе умело реализуется рассмотренная выше система трудового воспитания и профессиональной ори­ентации, она создает педагогические предпосылки для формирования у учащихся потребности в труде, понима­ния его важного экономического и нравственного значе­ния, способствует овладению трудовыми умениями и на­выками, закаляет волевые свойства, что в конечном ито­ге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопре­делению школьников.

Нельзя, однако, не отметить того, что в решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Не­редко в школах нет необходимой системы и регулярнос­ти в организации труда учащихся. Не обращается долж­ного внимания на стимулирование их трудовой активно­сти, создание положительных трудовых традиций. До сих пор не решены как следует вопросы связи школ с пред­приятиями по профессиональной ориентации учащихся, которые в последние годы значительно ослаблены.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Устно составьте план темы и выделите ее узловые вопросы.

  2. Определите функции трудового воспитания в развитии личнос­ ти, как они исследованы в педагогике.

  3. Раскройте значение понятий: трудовое воспитание, трудовое обучение, профессиональная ориентация. В какой связи они находятся между собой?

  4. Определите понятие трудолюбие и раскройте его внутреннюю структуру.

  5. Какие виды трудовой деятельности учащихся практикуются в школе?

  6. Какие воспитательные методы и приемы используются в школе для формирования у учащихся потребности в труде?

416

  1. Раскройте содержание и методику педагогической работы по формированию у школьников взглядов и убеждений по вопросам тру­ долюбия и формированию сознательного отношения к труду.

  2. Какие теоретические и методические положения необходимо со­ блюдать в процессе непосредственной организации трудовой деятель­ ности учащихся и воспитания трудовых умений и навыков?

  3. В чем состоит сущность профессиональной ориентации учащихся и каковы основные направления ее осуществления?


  1. Можно ли применять меры принуждения в процессе трудовой деятельности учащихся?

  2. Какие новые моменты в трудовое воспитание учащихся вносит рыночная экономика?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988.

Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М., 1987.

Иовайше Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьни­ков. М., 1983.

Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М., 1987.

Содержание трудового воспитания школьников /Под ред. Я.А.Журкиной, И.И.Зарецкого. М., 1989.

Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2.

Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников: Вопр. теории и методики. М., 1986.


Глава 23

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

1. Формирование дисциплинированности и куль­ туры поведения как важнейшая задача нравствен­ ного воспитания.

2. Различные подходы к разработке проблемы вос­ питания дисциплины и культуры поведения в педа­ гогике.

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности.

4. Формирование у учащихся потребности в со­ блюдении правил дисциплины и культуры поведения.

417

  1. Воспитание сознательного отношения к соблю­ дению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка.

  2. Выработка у учащихся умений и навыков дис­ циплинированного поведения. Воспитание культуры поведения.

  3. Использование общественного мнения воспита­ тельного коллектива в процессе формирования у уча­ щихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися.

  4. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисцип­ лины и культуры поведения.

1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного вос­ питания. При рассмотрении вопроса о содержании нрав­ ственного воспитания отмечалось, что важное место в нем занимает формирование у учащихся сознательной дис­ циплины и культуры поведения. Чем же оно обусловли­ вается?

Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятель­ности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышении ее качества, что, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, стимулирует его к самообла­данию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления своих недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры пове­дения исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.