ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 375
Скачиваний: 1
Подобная связь труда с обучением не должна носить механического характера. Ее необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь. Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у них коллективизм, стремление к взаимопомощи, то есть те качества, которые обеспечивают успех как в физической работе, так и в учебных занятиях.
7. Для воспитания добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чем шла речь выше. Но вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно просто поехать классом на сельскохозяйственные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, провести "трудовой десант", создать временную производственную бригаду — и работа пойдет веселее.
Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обновлялись и представляли собой определенные черты свежести, а иной раз и романтики. Многое здесь дает ис-
413
пользование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с какой радостью их встречают малыши из соседнего детского сада. Учитель подсказывает им провести операцию "ПМД" ("Подарок младшим друзьям"), в процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее время учащиеся задумывают новую трудовую операцию "Снежная сказка" и по секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную крепость и т.д.
В предновогодние дни в школе проводится ролевая игра "Фабрика". Школьники распределяют между собой разные "роли": одним поручается подготовить оформление помещения к новогоднему вечеру, другим — организовать выставку юмористических рисунков, третьим — навести порядок и чистоту в школе, четвертым — изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности1.
Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется их трудолюбие.
7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся. В системе трудового воспитания важной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказание им действенной помощи в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном самоопределении. Эта работа включает в себя несколько направлений.
Одним из этих направлений является ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных профессий и специальностей. Реализация этого направления осуществляется прежде всего в процессе обучения, когда учащиеся знакомятся с различными видами труда и профессий. В частности, они изучают жизнь и творческую деятельность ученых, изобретателей, писателей,
1 Иванов И. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах // Воспитание школьников. 1989. № 2. С. 38—48.
414
работников искусства, музыки и т.д. На занятиях по истории и литературе они получают представление о людях физического труда и их работе, предпринимательстве. Это же направление воспитательной работы по профориентации лежит в основе системы внеклассных мероприятий, причем особый акцент необходимо делать на ознакомлении учащихся с производственными профессиями и специальностями. Эффективными средствами являются беседы, лекции и доклады о различных профессиях, встречи с тружениками производства, экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия и стройки, вечера на тему "Кем и каким быть?" и т.д. Для проведения этой работы полезно привлекать родителей, а также представителей различных профессий.
Вторым направлением работы по профессиональной ориентации учащихся является приобщение их к деятельности в сфере промышленности и сельского хозяйства. Она включает показ привлекательного характера производительного труда, создания материальных ценностей общества. Когда ученик лично убеждается в том, какое большое удовлетворение вызывает труд слесаря, токаря, шофера, строителя, комбайнера, эти рабочие специальности будут находиться в сфере выбора им своей будущей профессии.
Третьим направлением профориентации является создание условий для овладения учащимися начатками производственных специальностей. Производственное обучение в школьных производственных комбинатах и особенно на промышленных предприятиях способствует выработке практических умений и навыков в тех или иных областях труда, позволяет учащимся проявлять свои творческие способности, познавать большую радость, которую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные результаты. Все это обусловливает необходимость поисков путей сочетания общеобразовательной подготовки учащихся и обучения их трудовым умениям и навыкам. Хорошей формой трудового обучения и профессиональной ориентации оказались межшкольные учебно-производственные комбинаты. Они позволяют создать материально-техническую базу и коллектив мастеров производственного обучения, а также значительно расширить номенклатуру производственных специальностей, которыми могут овладевать учащиеся с учетом местных условий и потребностей окружающих предприятий.
415
Широкое распространение получило производственное обучение и организация общественно полезного производительного труда учащихся на базовых промышленных предприятиях и стройках. Это помогает школьникам овладевать производственными умениями и навыками, выбрать себе специальность в соответствии со своими склонностями, и после окончания школы многие из них приобщаются к труду в сфере материального производства.
Если в школе умело реализуется рассмотренная выше система трудового воспитания и профессиональной ориентации, она создает педагогические предпосылки для формирования у учащихся потребности в труде, понимания его важного экономического и нравственного значения, способствует овладению трудовыми умениями и навыками, закаляет волевые свойства, что в конечном итоге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопределению школьников.
Нельзя, однако, не отметить того, что в решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Нередко в школах нет необходимой системы и регулярности в организации труда учащихся. Не обращается должного внимания на стимулирование их трудовой активности, создание положительных трудовых традиций. До сих пор не решены как следует вопросы связи школ с предприятиями по профессиональной ориентации учащихся, которые в последние годы значительно ослаблены.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Устно составьте план темы и выделите ее узловые вопросы.
Определите функции трудового воспитания в развитии личнос ти, как они исследованы в педагогике.
Раскройте значение понятий: трудовое воспитание, трудовое обучение, профессиональная ориентация. В какой связи они находятся между собой?
Определите понятие трудолюбие и раскройте его внутреннюю структуру.
Какие виды трудовой деятельности учащихся практикуются в школе?
Какие воспитательные методы и приемы используются в школе для формирования у учащихся потребности в труде?
416
Раскройте содержание и методику педагогической работы по формированию у школьников взглядов и убеждений по вопросам тру долюбия и формированию сознательного отношения к труду.
Какие теоретические и методические положения необходимо со блюдать в процессе непосредственной организации трудовой деятель ности учащихся и воспитания трудовых умений и навыков?
В чем состоит сущность профессиональной ориентации учащихся и каковы основные направления ее осуществления?
Можно ли применять меры принуждения в процессе трудовой деятельности учащихся?
Какие новые моменты в трудовое воспитание учащихся вносит рыночная экономика?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988.
Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М., 1987.
Иовайше Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983.
Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М., 1987.
Содержание трудового воспитания школьников /Под ред. Я.А.Журкиной, И.И.Зарецкого. М., 1989.
Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2.
Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников: Вопр. теории и методики. М., 1986.
Глава 23
ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
1. Формирование дисциплинированности и куль туры поведения как важнейшая задача нравствен ного воспитания.
2. Различные подходы к разработке проблемы вос питания дисциплины и культуры поведения в педа гогике.
3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности.
4. Формирование у учащихся потребности в со блюдении правил дисциплины и культуры поведения.
417
Воспитание сознательного отношения к соблю дению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка.
Выработка у учащихся умений и навыков дис циплинированного поведения. Воспитание культуры поведения.
Использование общественного мнения воспита тельного коллектива в процессе формирования у уча щихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися.
Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисцип лины и культуры поведения.
1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного вос питания. При рассмотрении вопроса о содержании нрав ственного воспитания отмечалось, что важное место в нем занимает формирование у учащихся сознательной дис циплины и культуры поведения. Чем же оно обусловли вается?
Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышении ее качества, что, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.
Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, стимулирует его к самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления своих недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.