ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности массового и индивидуального производства одежды.
Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе
Проектирование как наука и как искусство.
Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.
Проектирование единичных изделий
Проектирование ансамбля в условиях современного производства.
Традиционные методы проектирования.
Методы проектирования: эвристические методы.
Организация работы швейного преприятия.
Способы продвижения коллекции.
Персонал швейного предприятия.
Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.
Карта профессий модного бизнеса.
Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.
Специфика профессиональной занятости в сфере моды.
Процесс творчества: этапы, основные характеристики.
Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.
Психологические основы моделирования одежды.
Средства выражения проекта модели.
Разработка технических рисунков коллекции моделей
Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»
Базовая форма разрабатывается с учетом тенденций моды и требует максимальной унификации всего процесса проектирования на основе условий промышленного производства. Это требует от художника-проектировщика использования унифицированных и стандартизированных деталей и узлов в разрабатываемых вариантах моделей, знания передовых технологий, возможностей современного швейного оборудования.
В костюме унифицируются как детали (воротники, манжеты, карманы, части лифа изделия и т. д.), так и целые конструктивные узлы и конструкции (плечо — рукав, покрой реглан, кимоно). Перед проектировщиком стоит задача сохранения образной выразительности модели при использовании в ней унифицированных узлов и деталей. Конструкция базовой формы несет в себе определенные величины прибавок, тем самым, обеспечивая нужную степень прилегания изделия к фигуре, соответствующую модным тенденциям; особенности оформления линии плеча; форму и объем рукава.
Базовая форма всегда разрабатывается на типовые фигуры различных размерных и полнотных групп. Базовая форма в своем строении подчиняется законам композиции костюма и проектируется, исходя из требований. От того, насколько продумана, гармонична и выразительна базовая форма, зависит композиционный строй и внешний вид моделей, создаваемых на ее основе.
Современный промышленный способ производства одежды остро поставил вопрос о взаимосвязи отдельных изделий между собой.
Решение этого вопроса потребовало серьезных поисков основ, которые позволили бы заложить в создаваемый костюм самые общие принципы, отражающие характерные особенности различных типов людей, с одной стороны, а с другой — способы организации изделий в определенную целостность — комплект.
Комплект (от лат. Completus – полный) – набор одежды и предметов, дополняющих друг друга и составляющих вместе костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению. Комплект – открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов, для которого характерна многослойность при самостоятельности каждого изделия. Комплект предполагает возможность изменения костюма в зависимости от ситуации. Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк, жилетов и т.д. единство отдельных составляющих комплекта, как, правило, обеспечивается их соответствием друг другу по цвету, форме, силуэту, декору, стилю. Это качество должно быть заложено еще на стадии проектирования промышленной коллекции одежды. Возможность комбинирования является одним из главных требований, которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде.
Единичные изделия комплекта могут менять свое назначение (повседневное - на нарядное, деловое - на дорожное и, наоборот) при вариантном сочетании в разных комплектах. Поэтому при проектировании комплектов изделий необходимо учитывать это обстоятельство и расширять границы использования отдельных вещей.
Ежегодная смена модных направлений делает наиболее актуальными, модными разные изделия (брюки, сарафаны, платья, различные жилеты, мужские рубашки-батники и пр.), отчего меняется и система взаимосвязи изделий.
Конечно, общий строй костюма устанавливается таким образом, чтобы выявлять модную в данном сезоне часть одежды (изделие). Для этого используются определенные пропорциональные отношения, фактуры материалов, цветовые отношения.
Другими не менее важными факторами, влияющими на организацию комплекта одежды, являются: возрастные барьеры, ограничивающие возможность распространения тех или иных модных изделий, но тем самым и обостряющие их актуальность; различные виды деятельности людей, способствующие использованию модных изделий или затрудняющие его; промышленные возможности в производстве тех или иных видов изделий.
Взаимодействие модных тенденций с этими факторами следует учитывать в организации комплектов конкретного назначения.
Формы костюма сопрягаются между собой по принципам:
1. простого примыкания форм,
2. взаимного пересечения форм друг с другом,
3. зависимости форм, расположенных на расстоянии друг от друга.
Примером простого примыкания форм служат комплекты, состоящие из блузки с юбкой или рубашки с брюками, если блузка или рубашка заканчиваются у пояса юбки или брюк, т.е. конструктивно у края одного изделия начинается следующее изделие. Примером взаимного пересечения форм друг с другом служат комплекты, состоящие минимум из трех изделий, скажем, рубашки, брюк и длинного глухо застегивающегося спереди жилета. Форма жилета как верхней части по отношению к рубашке и брюкам не полностью их покрывает: его края (низ, проймы и горловина) как бы пересекают выходящие из него формы брюк, рукавов рубашки и пр. Принцип взаимного пересечения форм отражает получившую широкое распространение многослойность в одежде.
Выбор и утверждение принципа сопряжения форм влияет на степень открытости или замкнутости формы костюма в целом. Простое примыкание форм имеет тенденцию давать замкнутый строй костюма. Во взаимном пересечении форм заключена достаточно ярко выраженная тенденция давать открытый строй костюма. Само пересечение, пронизывание форм возможно лишь при наличии открытого характера одной из них. Мера свободы изделия (воздушные прослойки) увеличивает тенденцию к получению открытой формы, а при распашном решении изделия достигается полная, буквальная, открытость формы. Многослойное решение современной одежды при относительной самостоятельности каждого изделия демонстрирует нам решение комплекта одежды как открытой формы костюма.
Таким образом, характер жизнедеятельности современного человека определяет существование тех или иных типов костюма. Массовое производство отдельных изделий и утверждаемая направлениями моды система связи между ними дают основу для объединения изделий поопределенным принципам в комплекты. В наши дни утвердились разнообразные виды комплектов: домашний, повседневно-деловой, дорожный, комплекты для отдыха по временам года, для торжественных случаев. Существуют комплекты специального назначения (по видам деятельности на производстве и в сфере обслуживания).
Впервые идея комплекта в качестве альтернативы ансамблю появилась в 1920-х гг. В проекте «прозодежды актера», разработанном русской конструктивистской Л.С. Поповой для спектакля «Великодушный рогоносец» Театра Всеволода Мейерхольда в 1921 г., была заложена возможность сочетания разных элементов одежды. У конструктивистов идея комплекта явилась логичным следствием применения комбинаторных методов формообразования при проектировании одежды.
В 1929 г. Модельер Э. Скьяпарелли в Париже предложила костюм, состоящий из шести предметов, которые можно было комбинировать между собой в течение дня.
В массовой моде комплекты распространились только в 1970-х гг. В 1972 г. Английские модельеры Таллис в своих коллекциях промышленной моды продемонстрировали комплекты, состоящие из юбок, брюк, жилетов, блузок, соответствовавших друг другу по цвету и рисунку. Подобный подход к формированию гардероба получил в 1970-х гг. – время экономического кризиса – массовое признание, когда неизменным спросом пользовались вещи единичного ассортимента, из которых можно было составить «рациональный» гардероб. В настоящее время комплекты почти совершенно вытеснили ансамбли в моде. Одежда современного человека состоит практически из комплектов, позволяющих каждому человеку проявить индивидуальность при создании своего костюма, комбинируя по своему выбору отдельные предметы одежды.
Все части комплекта могут соответствовать друг другу по стилю, однако уже в 1970-х годах появился «диффузный стиль» в одежде, смешавший элементы разных стилей: классический пиджак соединили с юбкой с оборками в фольклорном стиле, а классические брюки – со спортивной курткой и романтической блузкой. В современном комплекте часто соединяются вещи различных, цветов, рисунков, стилей – в начале 1990-х годов подобное смешение получило определение «сочетание несочетаемого».
В системе «комплект» 1990-х годов большое значение приобрели новые приемы ношения одежды: комплекты отличались продуманной небрежностью, свободной посадкой вещей на фигуре, асимметрией за счет смещения изделия в одну сторону либо смещения застежки набок или назад. Все элементы комплектов моделировались из материалов разных фактур. Комплекты, как правило, формировались из следующих вещей: пальто (длинное или до колена), брюки разной ширины, водолазки (свитера), жакеты, топы, платья. В 1998-1999-х годах все элементы комплекта, как правило, решались в одном цвете, либо в сближенной гамме. В коллекциях 2000-2001 годов появилось много контрастных по цвету вариантов соединения различных вещей, а также тенденция к многослойности, напоминающей стиль «луковица» конца 1970-х годов. При этом сохраняется тенденция к поиску новых способов ношения привычных элементов одежды.
Проектирование ансамбля в условиях современного производства.
Ансамбль (от фр. Ensemble – вместе, сразу) — костюм, созданный по единому первоначальному художественному замыслу, где детали согласованы между собой и подчинены целому. Ансамбль — это костюм для определенного образа человека, он обладает средствами наиболее полного раскрытия художественного образа. Ансамбль имеет сложнуюструктуру, состоящую из нескольких частей и включающую обувь, головной убор, украшения и др. Для ансамбля характерна многослойность, жесткая система взаимосвязи и обязательность одновременного ношения всех его частей.
К изделиям системы «ансамбль» относятся:
- нарядный туалет (тщательно подобранная одежда особого назначения);
- костюм для торжественных случаев;
- костюм для свадьбы;
- костюм специального назначения;
- сценический костюм.
Целостность, завершенность всегда считались одним из критериев эстетического совершенства костюма. Все части костюма, предназначенного для определенного случая, старались согласовать по цвету, рисунку тканей, отделкам и т. п. Например, в XVI веке придворное женское платье в Англии имело рукава, выполненные из той же ткани, что и юбка нижнего платья. Однако в чистом виде ансамбль сформировался в конце XIX – начале XX в., в эпоху модерна (1890-1900-е гг.). В XX в. ансамбль стал своеобразной «вершиной», к покорению которой стремились модельеры, прежде всего Кутюрье, которые в отличие от стилистов, работающих для промышленности, создавали модели для индивидуального заказчика, разрабатывая весь костюм целиком, включая шляпы, обувь, перчатки и другие дополнения. Проектирование ансамбля одежды в традиционном моделировании считается высшей точкой достижения единства художественной выразительности образа.
Проблема ансамбля является одной из важных и интересных в современном моделировании. Под ансамблем подразумевается определенная система элементов, его составляющих. Свойство же и признак наличия системы — тесная и обязательно необходимая связь частей в единое целое. Систему определяют: во-первых, цельность, т.е. присутствие начала, развития и окончания; во-вторых, единство частей по стилю, творческому почерку автора, цветовой гамме, базовой форме, структурным характеристикам, конструктивному единству, единству фактуры; в-третьих, необходимость развития системы от статики к динамике и логичность этого развития.