ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 283
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности массового и индивидуального производства одежды.
Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе
Проектирование как наука и как искусство.
Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.
Проектирование единичных изделий
Проектирование ансамбля в условиях современного производства.
Традиционные методы проектирования.
Методы проектирования: эвристические методы.
Организация работы швейного преприятия.
Способы продвижения коллекции.
Персонал швейного предприятия.
Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.
Карта профессий модного бизнеса.
Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.
Специфика профессиональной занятости в сфере моды.
Процесс творчества: этапы, основные характеристики.
Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.
Психологические основы моделирования одежды.
Средства выражения проекта модели.
Разработка технических рисунков коллекции моделей
Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»
- для промышленности или индивидуальный заказ;
- каких формы, силуэта, пропорций;
- продумывание классических или оригинальных воротников и других деталей, которые вы организуете в единую форму;
- обувь и аксессуары: шляпы, платки, шарфы.
Сюда же относится метод «преобразований», который целесообразно применять в том случае, когда сложную проектную задачу сначала можно преобразовать в более легкую для решения. Например, разработать серию эскизов костюмов для конкретного исполнителя. Это можно решить поэтапно: сначала придумать образ, имидж, украшения, костюм.
Метод наводящей задачи – решение сходной задачи и определение тех показателей, которые мешают решению данной задачи. Таким эвристическим методом дизайнеры одежды пользовались всегда. Его применение состоит в поиске сходных чужих идей (журналы мод, выставки, показы моделей одежды, посещение магазинов, бутиков, оптовых рынков), в тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет решить сложную задачу, используя чужой опыт проектирования. Дизайнер получает как бы толчок для дальнейшей работы, кроме того, он находится в русле профессионального решения подобных задач.
Метод «перечень недостатков» заключается в составлении полного, максимально развернутого перечня недостатков данного изделия. Его целесообразно применять, если перед вами стоит проектная задача улучшить уже готовое изделие. Перечень дает картину первоочередности устранения недостатков. Хорошо бы все согласовать с заказчиком. Вообще дизайнер должен больше спрашивать, задавать вопросы, так как он должен уметь «перевоплотиться» в потребителя объекта дизайна.
Метод наводящих вопросов помогает уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов. Ставятся вопросы, что можно в объекте отделить, раздробить, миниатюризировать, увеличить и др. Вопросы, которые наводят на нужное решение, облегчают процесс проектирования при использовании еще одного метода, который называется методом семикратного поиска. Он построен на семи ключевых вопросах, которые задает себе дизайнер: «Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?». Этот метод перекликается с концепцией моделирования, предложенной русским модельером 1920-х гг. Н.П. Ламановой: «Из чего? Для кого? По какому случаю?».
Метод изменения формулировки задачи для расширения поиска и ее решенияиспользуется дизайнером, когда он, разрабатывая план проектных мероприятий, ставит перед собой стратегическую задачу. Разработка конкретных действий, из которых складывается общее решение, - необходимое качество профессионала. (Придумать дождевик).
Если при изменении формулировки ставятся неожиданные, порой даже абсурдные задачи, то решение проектной задачи может быть таким же неожиданным, но приближенным к прагматичному условию поставленной задачи. Применение данного метода говорит о мобильности мышления дизайнера.
Метод антропотехники – метод проектирования новых объектов, учитывающий их приспосабливаемость к физическим возможностям человека. В принципе, даже в авангардных моделях необходимо учитывать пропорции тела человека. Например, карманы, должны располагаться так, чтобы ими было удобно пользоваться. Важны посадка изделия по фигуре, удобная при движении пройма рукава, капюшоны, сидящие на голове. При проектировании сумок есть правило: у сумки должен быть такой замок, чтобы его можно было расстегнуть одной рукой, а зонтик должен раскрываться нажатием кнопки тоже одной рукой.
Метод эмпатии – «вхождение в роль» проектируемого изделия. Этим методом чаще всего пользуются актеры в театре. Конечно, этот прием выглядит несколько абсурдно, но может дать неожиданно правильное решение. (Модель пальто или плаща для давки в общественном транспорте). Проектировщик «входит в роль» этого изделия и пересматривает традиционное решение.
Метод передовых технологийиспользуется в проектировании для объектов, способных изменять внешний вид (цвет, освещение). Например, разработка цирковых или эстрадных костюмов с автономным освещением. Современными дизайнерами разработаны модели одежды из материалов с жидкими кристаллами, меняющими свой цвет при нагревании (футболки, топы, купальники).
Метод свободного выражения функции– метод поиска «идеальной вещи». Цель состоит в постановке задачи, при которой особое внимание уделяется назначению объекта. Например, ставится проектная задача – разработать идеальную куртку для любого потребителя. Существует международный стандарт, который диктует определенные правила проектирования: куртка должна быть достаточного объема, конструкция должна быть типовой, обеспечивающей идеальную посадку по фигуре; конструкция рукава должна позволять поднять руку или выполнить достаточно резкое движение вперед; расположение карманов, кокеток и др. деталей должно быть удобным; необходимо наличие двойной застежки и др.
Метод «мозговой атаки». А.Осборн предложил для стимулирования научного творчества «брейнсторминг» - «мозговой штурм», или «мозговую атаку». Это метод коллективного генерирования идей в очень сжатые сроки. Он основан на предположении, что среди большего числа идей может оказаться несколько хороших. Суть его – в особой форме воздействия группы на индивида, решающего проблему. А.Осборн приводит примеры, когда проблемы, не поддававшиеся индивидуальным усилиям, были успешно решены во время сессии «мозгового штурма». Стимулирование творческой активности достигается, по его мнению, благодаря соблюдению четырех принципов:
1) принципа исключения критики, можно высказать любую мысль без боязни, что ее признают плохой;
2) поощрения самого необузданного ассоциирования: чем более дикой покажется идея, тем лучше;
3) требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
4) признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не может монополизировать их, каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять, «улучшать» и совершенствовать.
В основе этой методики лежит уверенность в том, что творческое мышление требует свободы, раскрепощенности, устранения всяких внешних торможений. У каждого человека есть способность генерировать идеи и критически оценивать их критическая оценка тормозит генерирование идей, сковывает мысль. Поэтому желательно, по А.Осборну, чтобы в момент «рождения» идеи способность к критической оценке была отключена. Критическое рассмотрение идей и их оценка должны быть отсрочены, перенесены на будущее; это следующий этап работы. Таким образом, две стадии творческого процесса – выдвижение идей и их оценка – искусственно отделяются друг от друга.
Дельфийский метод – метод экспертного прогнозирования путем организации системы сбора экспертных оценок, их математическо-статистической обработки и последовательной корректировки на основе результатов обработки.
Метод игры предусматривает игровой момент в моде, а игра всегда связана с инновационной деятельностью. Игра является одной из ценностей моды, она вызывает смену модных стандартов и образов, стимулирует поиск. Для игры важен сам процесс, в который закладывается незавершенность, трансформация. Свободный дух, самоценность, театральность, риск и элемент забавы – являются игровыми элементами, которые встречаются в практике современного дизайна.
Игровой момент в моде: нарушение правил хорошего тона, поведения и культуры одежды, разрушение сложившихся традиционно-классических комплектов. Образное решение всего костюма с головными уборами, париками, с эпатирующим макияжем – все это элементы игры в моде.
Организация работы швейного преприятия.
Модного дома как бизнес-предприятия состоит из подразделений:
1) отвечающих за создание коллекции под руководством модельера;
2) отвечающих за массовое производство, тиражирование коллекции;
3) отвечающих за продажи (маркетинговая служба, служба оптовых продаж, входящие в состав модного дома бутики).
Какая из трех базовых служб является основной, зависит от того, кто стоит во главе модного дома. Это может быть модельер (тогда основным будет подразделение, отвечающее за создание коллекции, а производство и продажи будут подчинены творческому замыслу маэстро). Это может быть бизнесмен, избравший полем своей деятельности индустрию моды (в этом случае модельеры в его модном доме будут занимать подчиненное положение, а основной будет служба продаж, которая и будет диктовать модельерам, что и как им создавать). Основным может стать и производственное подразделение (часто это бывает на бывших государственных швейных фабриках, где основной задачей является загрузка существующих производственных мощностей, простаивающего оборудования), на которое будут работать модельеры и отдел продаж.
Таким образом, структура вашего модного дома полностью зависит от того, в какой области лежат ваши основные способности и призвание. Например, если вы — модельер, то можете полностью сосредоточиться на создании коллекции. В этом случае от собственных производственных мощностей можно вообще отказаться, размещая заказы на массовое производство вашей коллекции на одной из швейных фабрик и осуществляя контроль за исполнением заказа.
Если вы не являетесь модельером, а ваши интересы лежат в основном в области бизнеса, то можно отказаться от создания собственных коллекций и сосредоточить свои усилия на закупке и продаже готовых коллекций уже существующих модных домов. Можно ограничиться оптовыми продажами, выступая в качестве посредника между оптовыми продавцами (допустим, приобретая крупные партии итальянских кожаных изделий на оптовых складах и фабриках Италии) и розничными торговцами, владельцами небольших магазинов. Если наибольший интерес у вас вызывает руководство бутиком, можно сосредоточиться на розничной торговле швейными изделиями. В этом случае службы закупок товаров будут на вашем предприятии вспомогательными.
В случае если вы не ограничены в средствах, можно попытаться наладить бесперебойную и прибыльную работу сразу всех основных отделов модного дома. Успешное развитие бизнеса таких модных домов, как дома GianfrancoFerre,Trussardi,PierreCarden, Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина и многих других успешных модельеров, подтверждает, что вполне возможно сочетать творческий процесс создания коллекций с успешной предпринимательской деятельностью. Тем не менее, опыт многих начинающих предпринимателей говорит о том, что на начальном этапе развития бизнеса в силу ограниченности стартового капитала и нехватки опыта работы в данной области было бы более продуктивно сосредоточиться на одном из направлений.
Мы подробно рассмотрим основные технологии и организацию каждого из базовых подразделений модного дома, с тем, чтобы владелец фирмы сам смог решить, которое из них вызывает наибольший интерес.
В результате повсеместного распространения компьютерной техники в конце XXв. возникла еще одна интересная тенденция, и структура модного дома существенно упростилась. Если в прошлые века и десятилетия создать свой Модный дом мог себе позволить лишь очень успешный и состоятельный модельер, теперь благодаря использованию компьютеров стало возможным создание крохотных, но вполне успешных мастерских, подчас состоящих из одного-двух человек, которые тем не менее производят и продают одежду в промышленных масштабах по всему миру. Использование сети Интернет позволяет оперативно собирать всю необходимую маркетинговую информацию, не выходя из собственной мастерской. Эскизы и технические спецификации моделей создаются ныне с помощью специальных компьютерных программ, а электронная почта сделала доступными практически любые фабрики во всех уголках планеты. Таким образом, практически все операции по созданию и продаже коллекции стало возможным отдать на аутсорсинг, сохранив за руководителем Дома моды лишь роль организатора и идейного вдохновителя всего процесса. Упростился и процесс продвижения коллекции. Современные профессиональные выставки собирают предпринимателей со всех стран, а телевидение в тот же день сообщает потенциальным заказчикам обо всех последних модных тенденциях.
Никогда еще индустрия моды не существовала в таких благоприятных условиях, как в последнее десятилетие. Поэтому неудивительны те стремительные темпы, которыми развивается производство модной одежды в России и за рубежом. Ежедневно во всех концах страны возникают десятки новых Домов моды, одним из которых может стать и ваше собственное предприятие.