Файл: Обзорные лекции по проектированию 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.04.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 63. Пропорции в костюме 1

Масштаб. Масштабность в костюме

Проявление метра и ритма в костюме

Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура

Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана

Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера

Трансформация природных форм

Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом

Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера

Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера

Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера

Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера

Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера

Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма

Принципы организации предметов костюма в комплекты

Сопряжение форм и конструкций в комплектах

Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме

Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций

Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции


Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера

Исторический костюм является выражением эстетического идеала своего времени. Он созвучен не только архитектуре или модному для того периода искусству, но и является отражением общественно-экономической формации, морали, господствующей религии данного периода. В любой одежде отражается стиль, типичный для соответствующего периода, эпохи.

Античный греческий стиль (700-53 г.г. до н.э.).

В Древней Греции одежда отличалась высоким эстетическим уровнем, в ней соблюдались определенные пропорции и гармония линий; весь покрой одежды соответствовал понятию симметрии. Греки создавали совершенные творения из двух прямоугольных кусков материи. Платья подчеркивали естественность линий тела. Совершенство в одежде было достигнуто благодаря тому, что удачно сочетались, создавая целое, элегантность и многоликость ионической моды и простота и строгость дорической одежды. Моделирование одежды требовало творческого подхода. Признаки античной моды легко найти в одежде эпохи Средневековья, хотя и в измененном варианте. Данный стиль присутствует в конце XVIII века, в частности на начальной стадии зарождения классицизма. К античному стилю в большей или меньшей степени время от времени возвращаются и современные законодатели моды.

Готический стиль (XII – XIV вв.).

В XII веке наряду с развитием духовной культуры возникает культура простолюдина, что помогает моде отойти от понятий официальной нормы – от плоскогрудой женской фигуры, от силуэтов, затянутых в корсажи. Зачинателями новой, позже широко распространенной и весьма популярной моды, известной во всей Европе после упадка античного стиля в одежде, называют рыцарей. В тот период женщина постепенно приобретает в обществе небывалый ранее авторитет. Изменения структуры общества и общественных взглядов способствовали созданию нового эстетического идеала мужчины и женщины. В первую очередь решающее значение приобретет форма человеческого тела. Доминируют прямые линии в покрое одежды, прилегающие платья, характерная, типичная осанка, плавно прогнутая линия тела в форме буквы S. Голова, грудь и область живота наклонены немного вперед. Прямые, удлиненные линии наблюдаются в тот период в архитектуре, живописи, скульптуре. Изменение кроя одежды проявилось, прежде всего, на такой детали, как рукав (манера и способ его соединения с остальными элементами платья). Рукав прилегал к пройме, а пройма кроилась строго по форме плеча, облегая плечевой сустав. К запястью рукав расширялся, переходя в длинные углы на локтях и спадая округленными, веерообразными линиями почти до самой земли. Высокий конусообразный головной убор – геннин, с длинной вуалью или накидкой из другой какой-либо материи и остроносые узкие башмаки прямой готической линии завершали наряд. В период поздней готики остаются еще вертикальные линии покроя одежды, новая же мода отметала все, что оставалось от облегающего стиля, прямых линий в одежде. Для данного периода характерна богатая декорация в наряде, яркость расцветки тканей и отделочного материала. Каждый носил то, что хотел. Тот период можно сравнить с нашим временем, когда допускается в одежде, в стиле множество различных направлений. Человек одевается в такую одежду, которая ему к лицу, в которой он не чувствует себя скованно.


Стиль Ренессанса (XV – XVI).

В период Ренессанса упрочился феодальный строй, но с наступлением экономического взлета стал зарождаться капитализм и новый класс – буржуазия. В связи с этим быстро наступили изменения и в стиле. Стиль Ренессанса зародился в Италии, точнее, во Флоренции, которая была центром культуры общественной жизни. Она славилась суконными мануфактурами. За образец был принят античный стиль. Характерная особенность нового стиля – ритмичное членение платья, одежды, ненавязчивое подчеркивание основных частей человеческого тела. Идеальным телосложением считалась высокая фигура с широкими плечами, тонкой талией, благородство и величественность движений, высокомерно величественная осанка. В стиле господствовало равновесие пропорций.

В этот период впервые в платье отделяют лиф от юбки. Для женского платья, сшитого из дорогого дамаска и бархата, характерен более свободный покрой; в одежде присутствуют равномерные складки, подчеркнута линия пояса, талия. На смену прилегающему рукаву простого покроя без отделки появляется новое его оформление. Узкие рукава в XV веке периода Ренессанса расширяются: они разрезаются сначала на локте, потом и в пройме, причем в некоторых местах видна часть нижнего белья. Теперь нижнее белье служит декоративной деталью, своего рода отделкой платья в целом.

Элементы стиля Ренессанс, силуэт одежды, идеал женской красоты бытует и сегодня. Стиль Ренессанса представлен во всех образцах вечерних туалетов, даже в стиле романтического периода и фольклорном стиле.

Стиль Барокко (XVII в.).

После испанской моды, для которой характерны заглаженные складки и строгий покрой, наступает период стиля, зародившегося во дворе французского короля Людовика XIV. Во второй половине XVII века законодателем моды считается французский двор. С тех пор Париж уже навсегда оставляет за собой бразды правления в этой области. По-новому трактуется идеал женской красоты: женщина дородная, полногрудая, прекрасно представленная на картинах Рубенса; она облачена в яркие ткани новой фактуры – в брокат, шелк, кружева, пришедшие на смену бархату. В моде господствует фантазия, роскошь, декоративность, украшения. Мода барокко допускает и подделки. Впервые в моду входят парики. Широкие юбки насажены на обруч, лиф с глубоким вырезом, корсет стягивает талию. Прически чрезвычайно сложны.

Стиль Рококо (XVIII).

Стили барокко и ренессанса способствовали тому, чтобы человек выглядел величественно, благородно и помпезно. Стиль рококо позволял показать красоту человеческого тела, подчеркнуть «интимное» восприятие костюма. Одежда в стиле рококо декоративна и орнаментальна. Асимметричность победила симметрию. Кринолиновые юбки достигают таких размеров в ширину, что в них затруднительно передвигаться. В моде высокие прически; на лицо накладывается косметика, грим, пудра, модны «мушки». На лифе обычно открывается глубокий треугольный вырез до самой талии, иногда и ниже. Наиболее популярные ткани – атлас и шелк. Успеху моды и ее пропаганде среди европейских стран помогли первые журналы мод.


Стиль Ампир (вторая половина XVIII).

Для стиля ампир характерен укороченный лиф, заканчивающийся высоко над поясом. Основоположницей данного стиля считают английскую герцогиню из Йорка, носившую особую одежду – она ждала ребенка. Короткий лиф должен был скрыть истинные линии фигуры беременной женщины.

Туалеты эпохи ампир скопированы с образцов греческой и римской моды. Короткий лиф, типичная деталь модного силуэта стиля ампир, заканчивался у груди; в качестве отделки лифа обычно использовали ленту, которая завязывалась на бант сзади. Рукава, короткие, присборенные «фонариком», дополнялись длинными перчатками. Шлейфы средней длины, длина платьев – до щиколотки. Античный стиль в моде не обошел и прически. Волосы, расчесанные на прямой пробор, заплетают в косы, часто на волосы надевают тонкую сетку. Интересно, что такую сетку можно встретить и у современных модниц; подобная форма укладки волос была модна в период Второй мировой войны.

Мода ампир весьма распространена в наше время. Ее элементы, детали особенно заметны на вечерних туалетах, а фасоны платьев с укороченным лифом есть в коллекциях одежды народного стиля романтического направления.

Бидермаер и стиль романтизм. (XIX).

Именно в этот период наблюдается «распад стилей». Отсутствие единого направления в моде, индустриализация оказывает наступление на моду. Во-первых, мода становится достоянием широких слоев населения, особенно молодой буржуазии. В женской моде меняется силуэт покроя платьев. Лиф притален, юбки несколько укорочены, линия талии занижена (в 1820 году она занимает свое исконное место). Наряду с Парижем мужскую моду начинает диктовать Лондон. Снова распространены корсеты: они подчеркивают талию. В женском гардеробе появляется новая, весьма важная деталь туалета – пальто-пелерина, накидка без рукавов, без которых сегодня трудно представить нашу экипировку.

Конец XX века.

Мода XIX века заложила фундамент современного стиля в женской одежде: начинается новый этап истории моды. В женский гардероб проникают атрибуты мужского туалета. Вместо кринолиновых широких юбок входит в моду узкая юбка характерного силуэта: особо подчеркивается нижняя часть женского тела, в частности в области таза. Такой покрой называют турнюр. Платье длинное, ниспадает до пола, отделано воланами и лентами. В 1890-х годах наблюдается тенденция упрощения одежды, ее приспосабливают к новым условиям и задачам, выдвинутым жизнью. Стиль юбок с турнюром исчезает. Выступают едино два стиля одежды – спортивный и салонный. Можно встретить женщину, затянутую в корсет, и женщину на велосипеде в одежде, позволяющей ей свободно двигаться.


Мода XX века.

В начале XX века стала проявляться тенденция к упрощению одежды, возврат к естественному силуэту, стремление к одежде, соответствующей нормам санитарии и гигиены, создание практичной одежды для ношения вне дома, на прогулке, на природе. Побеждает функциональное назначение одежды и возможность комбинирования. Отмечается резкий скачок в манере одеваться, создаются предпосылки для создания современного, модного стиля.

Использование мотивов исторической одежды в современном костюме наиболее целесообразно лишь тогда, когда есть совпадения с характером текущей моды. Исторический костюм как источник творчества дизайнеры используют в своих произведениях, создавая не только отдельные модели, но и целые коллекции. Творческая трансформация характерных свойств и признаков костюма прошлых эпох начинается со сбора информации и иллюстративного материала. Выполняя копии, зарисовки костюма и его фрагментов, выявляют пластику формы и закономерности ее развития, красоту пропорциональных отношений отдельных частей формы друг к другу и к форме в целом, принципы ритмической организации, характер цветового решения, разнообразие фактур и декоративного оформления и другие параметры. Беря за основу один из этих признаков, наиболее характерный и интересный, с точки зрения дизайнера, он создает современный костюм, добиваясь новой выразительности, соответствующей требованиям моды сегодняшнего дня.