ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 496
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Чтобы быть убедительнее в своём суждении о том, что уже на начальном этапе зарождения образа он несёт в себе мысль или то, что эта мысль образна изначально, Паперный З.С. приводит нам другой пример, на этот раз обращаясь к творчеству А.С. Пушкина. «Задумывая поэму, пьесу, повесть, Пушкин, как правило, составлял предварительный план произведения. От этой привычки он не отказывался в течение всей жизни - сохранились планы первой его поэмы, с которой он выступил в печати, «Руслан и Людмила», и последней, опубликованной при жизни крупной вещи, романа «Капитанская дочка». Исследователь творчества Пушкина Д.Благой сопоставил эти планы с окончательным текстом произведений. И, что особенно нас интересует, Д. Благой подчеркивает: в предварительных «конспектах» Пушкин фиксирует не только основные моменты развития фабулы, но уже на этом этапе - отдельные образные детали» (47, 11).
И ещё один пример. Великий русский художник Илья Репин в своих воспоминаниях рассказывает о том, как родилась его картина «Бурлаки на Волге». Однажды, проезжая по Неве, он увидел бурлаков: «О боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то рубахи! Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди оттерлись докрасна, оголились и побурели от загара... Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные, блестят, и рубахи насквозь потемнели... Какой контраст с этим чистым ароматным цветником господ!» (47, 12).
Таким было первое впечатление, которое послужило прообразом будущей картины. И в этом первом впечатлении мы видим не только лишь внешние приметы персонажей. Уже здесь пробивается «острая, глубоко социальная мысль о контрасте между несчастными, доведенными до полускотского состояния людьми и «цветником» господ». Эта мысль как бы «срослась» с обликом бурлаков, с их рваной, истлевшей одеждой, угрюмыми лицами, сбившимися волосами. У художника сразу появилось желание воплотить эту мысль прямолинейно, изобразив бурлаков и прогуливающихся мимо них разряженных господ - молодых людей и барышень. Но вскоре он отказывается от такого «лобового» решения и продолжает поиски. Однако, по его собственным словам, он «не мог отделаться от группы бурлаков». Художник пишет все новые и новые наброски то отдельных лиц, то всей группы бурлаков. А затем, по совету своего приятеля художника Ф. Васильева, Репин отправляется на Волгу. Там он встречается с бурлаками и с жадностью впитывает новые впечатления, вглядывается в их лица, ищет «прототипов».
Описывая свои беседы с бурлаками, Репин признается, что в то время его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя, договоров бурлаков с хозяевами». Вместе с тем, мысль о сословном неравенстве жила в его сознании с самого начала, когда картина еще только задумывалась. И, несмотря на то, что он прямо не формулировал идеи создаваемого им произведения, с каждым мазком, с каждым наброском она все больше проступала в его картине.
Большой радостной находкой для художника было знакомство с бурлаком Каниным. «Что-то в нем восточное, древнее...- писал Репин. -А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб — большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак...» И этот человек, с лицом грубым, но выразительным, взглядом хмурым, но не тусклым, а красивым, сильным, необыкновенным, помог художнику воплотить мысль, помог ей оформиться и развиться.
Сила картины Репина «Бурлаки на Волге» в том, что она не только говорит о бесчеловечности условий, в которые поставлены бурлаки, но и защищает человека, говорит о его подавленных возможностях, о его уме, его характере. Мысль, которая волновала великого художника, стала предметной, зримой. Идею картины нельзя искусственно выделить, и тем сильнее, эмоциональнее, непосредственней ее воздействие на зрителя. Мысль о горестном положении трудового люда не проиллюстрирована в произведении, она живет в лицах, характерах бурлаков.
Ф.М. Достоевский так говорил об этом воздействии репинских «Бурлаков»: «Ведь иной зритель уйдет с нарывом в сердце и любовью (с какою любовью!) к этому мужичонке, или к этому мальчишке, или к этому плуту-подлецу солдатику! Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины» («Дневник писателя») (47, 13).
Таким образом, идея и образ произведений литературы и искусства неразделимы с момента зарождения замысла и органично сосуществуют в художественных произведениях, оказывая эмоциональное воздействие на читателя, зрителя, слушателя.
Попытаемся проследить, что же происходит в сознании человека в ходе творческого процесса создания замысла? Для чего обратимся к научным толкованиям данного процесса. «В основе любого художественного произведения лежит вымысел. Не только сказки, фантастика, сюжетные романы, но даже мемуары и документальные описания не станут художественными, если они не вымышлены, т.е. не пропущены через мысль» (79, 56). Следовательно, вымысел — основа художественности. Что же такое «вымысел»? В словаре В.И. Даля: «Вымышлять - ...отыскивать и находить мыслями, думой»; «Вымысел - самый предмет, то, что вымышлено, выдумка, открытие, изобретение». Данное определение смысла этого слова даёт возможность, прежде всего, почувствовать его связь с реальностью, что отличает его от того, что мы обычно вкладываем в понятие фантазии.
Определить границы вымысла практически невозможно, потому что в идеале они равны самой действительности. В творческом процессе место вымысла следует понимать «как звено между действительностью и ее выражением, причем звено и неизбежное, и единственное».
Созреванию замысла, развитию и выражению отправных идей замысла способствует художественный вымысел — «специфический акт художественного творчества, способствующий конструированию мыслимых и возможных вариантов бытия, представлению того, что может и должно быть» (81,51). Вместе с тем, «продуктивные свойства вымысла основаны на работе воображения, обеспечивающего разведку нового, творческое комбинирование, обобщение и синтезирование в процессе художественной деятельности» (81,51). Процесс рождения чего-то нового на основе изучения и познания реальной действительности происходит благодаря тому, что по своей природе художественное воображение «конструктивно-созидательно» и отличается способностью соединять многообразное, удерживать в представлении целое.
В связи с этим, именно благодаря художественному воображению, наше сознание имеет способность не только синтезировать, но и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественности, с принципами духовно-практического освоения мира. Так, посредством вымысла совершается в искусстве освоение жизненной действительности в её смысловой перспективе, происходит пересоздание реальных форм, эстетическая организация материала. Вымысел является главным атрибутом художественного мышления. Вместе с тем необходимо погнить, что действенность художественного воображения определяется не внешней правдоподобностью, а логикой его художественного развертывания, эстетической мотивировкой, глубиной проникновения в смысл явлений. Это, прежде всего обусловлено характером творческой деятельности в искусстве целью которой является создание новой, художественной реальности, представляющей единство художественной правды и условности. В результате, идеальная заданность художественного произведения обязательно предполагает эстетическое доверие и соучастие воспринимающего, его прочувствованный отклик. Именно такой смысл заключен в афористических пушкинских строках: «Над вымыслом слезами обольюсь».
В истинно художественном произведении «воспринимающий до такой степени сливается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем-либо другим, а им самим» (Л.Н. Толстой). Автор же выступает здесь, как писал М.М. Пришвин, в роли «убедителя, заставляющего и на море, и на луну смотреть собственным личным глазом, отчего каждый, будучи личностью неповторимой, являясь в мир единственный раз, привносил бы в мировое хранилище человеческого сознания, в культуру что-нибудь от себя самого» (79, 140). Таким образом, создать истинно художественное произведение не просто. Для этого требуется много жизненных сил, энергии, трудолюбия и, конечно же, таланта и интуиции творческой личности.
Вопросы для самопроверки:
Дайте характеристику понятию «художественное произведение».
Что лежит в основе содержания художественного произведения?
Как сосуществуют в художественном произведении форма и содержание, идея и образ?
В чём тайна творчества?
Что представляет собой замысел художественного произведения?
Что влияет на создание замысла?
Что такое интуиция автора?
Почему обдумывание художественного произведения называют первым этапом «мышления в образах»?
Как влияют на создание замысла художественный вымысел и художественное воображение?
Как происходит творческий процесс создания художественного произведения?
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
Изучая и анализируя произведения различных видов искусства, мы видим, что в разном материале, в разных принципах построения художественного образа их объединяют одни и те же характеристики. Так, прежде всего, всем произведениям искусства присуще отражение жизни в её индивидуальной конкретности и неповторимой характерности. Посредством каждого художественного произведения происходит утверждение идеи, раскрытие личностного отношения автора к изображаемой действительности. Каждое произведение искусства - это обращение автора к уму, эмоциям и фантазии широкого круга людей. Поэтому не случайно великий реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский, обращаясь к режиссёрам театра, писал: «Режиссёр - это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных. В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах общества в наше время, значит, и нам, режиссёрам, теперь надо много думать о своей профессии и развивать в себе особое режиссёрское мышление» (54, 29). Это высказывание известного деятеля театра о сущности режиссёрского искусства напрямую относится и к профессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников. Более того, все вышеперечисленные задачи, поставленные К.С. Станиславским перед режиссёрами театра, режиссёрам театрализованных представлений и праздников необходимо решать уже на первых этапах творческого процесса создания театрализованных действ, а значит, уже в Период работы над сценарием. Приступая к сценарной работе, не помешает также вспомнить наказ профессора Калифорнийского университета Ричарда Уолтера, который говорил: «Первая, последняя и единственная заповедь сценариста - будь достоин аудитории, дорожи её мнением, вниманием и временем. Единственное и Нерушимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (61). Эти напутствия известного кинодраматурга мы должны воспринимать как призыв идти в ногу со временем, быть в курсе всех событий, поднимать и решать современные проблемы, звать аудиторию к вершинам совершенствования и гармонии. «Режиссёр, -пишет Н.М. Горчаков, - должен уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли, нужные современности» (22). И положиться здесь можно только на свою эрудированность, гражданскую зрелость, а также на личную заинтересованность в инициативно-новаторской и творческо-поисковой деятельности.207 группа