Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 490

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Театрализованное действо будет проходить на сценической площадке театра или дома культуры, на улице города или на стадионе, на берегу реки или в детском парке, в кафе или на пароходе, на территории му­зейной усадьбы или мемориала, а возможно, одновременно на всех площадях и улицах большого города или отдельного региона.

Чаще всего площадка задаётся заказчиком, а иногда её выби­рает и предлагает сценарист-режиссёр исходя из своего сценарно-режиссёрского замысла. Опыт подготовки и проведения различ­ных программ показывает, что выбор площадки зависит от мно­жества факторов. Прежде всего:

  • от масштабности и значимости празднуемого события;

  • от сложившихся историко-культурных традиций празднова­ния данного события в конкретном регионе, городе, коллективе;

  • от географических, временных и погодных условий;

  • от желаемого типа реального действия участников празднич­ного действа;

  • от финансовых возможностей заказчика праздничного ме­роприятия, которые сегодня чаще всего определяют и творческие силы, на которые может опираться и рассчитывать режиссёр теат­рализованного действа как в процессе работы над сценарием, так и в процессе его режиссёрского воплощения и т.д.

Условия предполагаемой сценической площадки влияют на сценарно-режиссёрский замысел будущего сценария, а зачастую историческая или культурная значимость места проведения праз­дничного действа, его природный ландшафт, архитектурное окру­жение помогают рождению оригинального решения праздничной программы.

Следует предупредить начинающих режиссёров о том, что уже на этапе создания сценария необходимо подумать и о материаль­ных затратах на предстоящее театрализованное действо. К сожа­лению, часто бывает так, что, сделав заказ и пообещав профинансировать предстоящее мероприятие, заказчик вдруг оказывается без средств, так как все деньги уплачены за банкет, без которого не обходится ни один праздник. Тогда режиссёру приходится пе­рекраивать весь сценарий и забыть о творческих замыслах, о сценарно-режиссёрском решении, о создании художественного образа праздничного действа или просто отказываться от работы, в которую вложено столько труда и эмоциональных сил. Поэтому, чтобы сценарно-режиссёрский замысел был воплощён в полном объёме не только в литературно-режиссёрский сценарий, но и в конкретном праздничном действе, необходимо заранее определить финансовую сторону предстоящего действа. Предварительный объём расходов заказчик оговаривает во время заказа. Окончатель­но финансовая смета утверждается заказчиком после принятия сценарной заявки, в которой излагается сценарно-режиссёрский замысел праздничной программы, предложено декоративно-худо­жественное оформление сценических площадок, указаны творчес­кие силы, необходимые для его воплощения и объём необходи­мых предстоящих расходов. 207 -6.03.2013.


Таким образом, на первом этапе творческого процесса со­здания сценария предстоящего театрализованного действа, необходимо:

- изучить аудиторию, для которой разрабатывается сцена­рий, выявить её демографические, социальные, возрастные, ин­теллектуальные и другие социально-психологические особеннос­ти, а также круг её интересов и проблем, которые волнуют в связи с данным событием;

- определить место проведения будущей программы, условия и возможности «сценической» площадки;

- определить время проведения мероприятия, как по длитель­ности, так и сезонное, и суточное;

- выявить финансовые и творческие возможности, на кото­рые может рассчитывать сценарист-режиссёр;

Однако и это ещё далеко не всё. Сценарно-режиссёрский за­мысел театрализованного представления и праздника, как и любого другого вида искусства, не может возникнуть вне определения его содержания, основными составляющими которого являются тема, проблема и идея предстоящего праздничного дей­ства. Эти три уровня художественного содержания любого художественного произведения различны по своим функциям, но тес­но взаимосвязаны между собой. «Первый — предметно-тематичес­кое наполнение произведения - составляет его строительный материал; второй - проблематика - упорядочивает этот во многом ещё «сырой» материал в единую эстетическую конструкцию це­лого; третий - идейно-эстетическая концепция — завершает это художественно-организованное единство системой авторских вы­водов и оценок мировоззренческого характера» (79, 336). Таким образом, идейно-тематическая направленность является ос­новой театрализованного действа, а значит, и его сценарно-режиссёрского замысла. Режиссеру массового представления «важно овладеть темой не в меньшей, а быть может, и в большей степени, нежели его литературному собрату» (63, 12), замечает известный режиссёр театрализованных концертов и массовых праз­дников И.М. Туманов. И это не случайно, так как чаще всего «тол­чком к возникновению у режиссера «задумки» являются конкрет­ные предлагаемые обстоятельства данного представления: его тема, идея и сверхзадача, место проведения, наличие творческих сил и материальных средств, документы и легенды, обряды и обычаи, связанные с данным событием и местом» (58, 10). Следовательно, создать сценарно-режиссёрский замысел театрализованного представления или праздника - значит, прежде всего, выявить его идейно-тематическую, педагогическую и эстетическую направленность. Вместе с тем, определить тему будущего сцена­рия, выявить проблему в рамках празднуемого события, волную­щую не только сценариста, но и будущих участников создаваемо­го праздничного действа, - задача не из лёгких. Прежде всего не­обходимо выявить, собрать, изучить, проанализировать докумен­тальный, местный, публицистический материал вокруг празднич­ного события, которое мы призваны художественно организовать. Именно поэтому автор театрализованных представлений и празд­ников неизбежно на время станет исследователем. Работа по на­коплению и изучению фактического и документального материа­ла предполагает знакомство с конкретными людьми, трудовыми коллективами, их биографиями, изучение различных сторон их жизни и трудовой деятельности. На данном этапе сценаристу пред­стоит ознакомление с различными документами, письмами, архи­вными материалами, касающимися жизни и деятельности людей. Непосредственно или косвенно причастных к предстоящему праздничному событию. Однако, чтобы накопленный жизненный ма­териал лёг в основу сценарно-режиссёрского замысла предстоя­щего театрализованного действа, сценарист должен пропустить его через своё сердце, согреть своим теплом, понять и выразить своё отношение к изучаемому материалу, к тем жизненным проблемам, которые волнуют сегодня конкретную аудиторию. Сегодня, как и всегда, для сценаристов актуален призыв В. Маяковского: «Вос­палённой губой припади и попей из реки по имени факт».


Параллельно на данном этапе творческого процесса сценарис­ту необходимо также вести работу по накоплению художествен­ного материала, впрямую или косвенно затрагивающего пробле­мы в рамках изучаемого события. В качестве художественного материала могут выступать все виды и жанры литературы и ис­кусств: поэзия, художественная проза, драматургия, изобразитель­ное искусство, фрагменты художественных фильмов, художествен­ное фото, музыка, хореография, пластика, цирковое и эстрадное искусство и др. Важно научиться изначально так подбирать худо­жественный материал, чтобы он работал на основную мысль, слу­жил созданию художественного образа театрализованного действа, а не выполнял лишь функцию иллюстрации документального ма­териала. Необходимо отметить, что от объёма и качества накоп­ленного материала зависит дальнейший процесс работы над сце­нарием, так как изучая и анализируя подобранный материал, сце­нарист, помимо интеллектуального багажа, накапливает в себе эмоциональное отношение к материалу, к его содержанию и тем проблемам, которые в нём поднимаются.

На основе накопленного, изученного и тщательно проанали­зированного материала О.И. Марков предлагает создать «смысло­вой каркас» сценария, который потребует от сценариста логики рассуждений и конкретных определений содержательной и пси­холого-педагогической основы сценария. Вместе с тем, путь фор­мирования замысла, утверждает В.А. Саруханов, «это путь не толь­ко и не столько логический, сколько творческий, проходящий че­рез магический кристалл» фантазии, воображения, художествен­ного вымысла» (55, 130). Сравнивая эти суждения, остаётся лишь ещё раз напомнить о тайне творчества. Вместе с тем, начинающему сценаристу необходимо помнить, что тайну творчества невоз­можно открыть без упорного труда над поиском и изучением жиз­ненного и художественного материала, без глубокого анализа яв­лений действительности, где без размышлений и логики не обой­тись. И кто знает, на каком этапе накопления материала и логичес­ких рассуждений по его поводу у сценариста родится замысел и что явится тем толчком, который приведёт в движение его твор­ческую фантазию и воображение, что заставит работать творчес­кий вымысел. Однако всегда нужно уметь расставить точки над «и», уметь организовать свои творческие идеи, привести их в со­ответствующий порядок, которого требует создание любого про­изведения искусств.

Следовательно, лишь глубоко изучив и проанализировав мате­риал вокруг праздничного события, выявив суть и значимость этого события для данной конкретной аудитории, учитывая осо­бенности характеристики аудитории, сценарист может присту­пать к разработке идейно-тематического замысла будущего сце­нария. Общую направленность темы будущей программы, а зна­чит и определённый круг материала, который предстоит исследо­вать сценаристу, определяет заказчик. Если таковой отсутствует, то сценаристу необходимо самому выбрать тематическое направ­ление, которое может определиться в процессе изучения событий­ного материала, социально-психологических особенностей пред­полагаемой аудитории и условий реализации будущего сценария, чтобы не растеряться от обилия материала. А далее, в процессе изучения и анализа подобранного материала по данному темати­ческому направлению мы сумеем окончательно определиться в предмете исследования и сформулировать тему более конкретно, что поможет сузить круг изучаемого материала.


Таким образом, в процессе изучения и осмысления жизненно­го и художественного материала вокруг предстоящего празднич­ного события, прежде всего, необходимо конкретизировать тему будущего сценария, выявить актуальную для конкретной аудито­рии проблему в рамках данной темы, сформулировать педагоги­ческую цель предполагаемого театрализованного действа и опре­делить авторскую позицию в отношении поднимаемой проблемы.

Нам известно, что тема (греч. «тема» — то, что положено в ос­нову) - это круг жизненных явлений действительности, отобран­ных и освещенных сценаристом-режиссером в художественно организованном праздничном событии. Тема всегда объективна, она «кусок живой действительности», так как отражает в себе круг жизненных проблем, рассматриваемых автором, и вбирает в себя те противоречия, которые развиваются в произведении. Тема отвечает на вопрос «о чём?» Формулировать тему нужно не вообще, а конк­ретно о каком-то явлении, событии, объекте, о том, что в данный момент вызывает наибольший интерес как у предполагаемой ауди­тории, так и у сценариста. Определить тему будущего сценария -значит очертить круг явлений действительности, которые будут от­ражены в сценарии театрализованного массового действа.

Так, например, работая над созданием сценария театрализо­ванного действа, посвященного Международному женскому дню 8-е Марта, мы будем изучать материал, относящийся к данному праздничному событию. Объектом внимания может стать матери­ал, связанный с историей возникновения данного праздника, с тра­дициями празднования этого события в данной местности, регио­не, коллективе. Мы будем подбирать и изучать документальный, местный материал, связанный с жизнью и деятельностью женс­кой половины человечества, фиксировать своё внимание на доку­ментальном и художественном материале, связанном прямым или косвенным образом с проблемами, которые волнуют сегодня жен­щин разных возрастов, разного социального положения и т.д. Од­нако рассказать в одном сценарии обо всём, что связано с женщи­ной, невозможно. Важно определить тематическую направленность сценария, которая должна быть более узкой, более конкретной, что поможет сценаристу сосредоточиться на определённом материа­ле, на конкретных проблемах, а не растрачивать своё внимание на материале, связанном с данным событием «вообще». Размышляя над темой конкретного сценария, нужно не забывать, что её выбор зависит от целого ряда обстоятельств:


  • задач, поставленных заказчиком;

  • характера жизненного события, вызвавшего потребность в его художественном оформлении;

  • сложившейся социально-культурной ситуации;

  • потребностей и интересов предполагаемой аудитории празд­ничного действа;

  • социально-психологических и возрастных особенностей дан­ной аудитории;

  • характера жизненного материала;

  • жизненного и творческого опыта сценариста, а также его личных интересов и пристрастий.

Всё это и поможет определиться, в каком тематическом направ­лении идти в процессе изучения и накопления сценарного матери­ала. Конкретная тематическая направленность точнее очертит круг поиска и изучения необходимого документального и художествен­ного материала, а в дальнейшем поможет окончательно сформули­ровать тему сценария предстоящего театрализованного действа.

Подбирая сценарный материал к сценарию театрализованного действа, посвященного Международному женскому дню, мы мо­жем выбрать одно из следующих тематических направлений: «О русской женщине», «О русских женских характерах», «О женщи­не-матери», «О женщинах-героях», «О женщине-руководителе», «О женщинах творческих профессий», «О сложных женских судь­бах», «О женской любви», «О женской верности», «О женском счастье», «О женственности» и другие. Только в результате упор­ной работы по изучению и анализу материала (в русле выбранной тематической направленности) а также с учётом личностного от­ношения к изученному материалу и проблемам, которые он под­нимает, мы сможем окончательно определить тему будущего теат­рализованного действа.

Определив тему сценария, необходимо направить свои усилия на поиск проблемы, которая будет интересна аудитории предстоящего театрализованного действа. Проблема тесно связана с темой, так как вытекает из неё в результате её глубокого анализа. «Проблема (греч. «проблема» — задача, задание) - противоречие, (которое в данный момент, при данных обстоятельствах нераз­решимо» (75, 10).

Поднимаемая проблема должна быть осмыслена автором и Раскрыта им в сценарии доступным для данной аудитории языком, чтобы в процессе развития театрализованного действа зри­тель сумел рассмотреть её с различных сторон, проникнуться её содержанием и не остался равнодушным, а принял активное уча­стие в разворачиваемых событиях праздничного действа.