ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 490
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Театрализованное действо будет проходить на сценической площадке театра или дома культуры, на улице города или на стадионе, на берегу реки или в детском парке, в кафе или на пароходе, на территории музейной усадьбы или мемориала, а возможно, одновременно на всех площадях и улицах большого города или отдельного региона.
Чаще всего площадка задаётся заказчиком, а иногда её выбирает и предлагает сценарист-режиссёр исходя из своего сценарно-режиссёрского замысла. Опыт подготовки и проведения различных программ показывает, что выбор площадки зависит от множества факторов. Прежде всего:
от масштабности и значимости празднуемого события;
от сложившихся историко-культурных традиций празднования данного события в конкретном регионе, городе, коллективе;
от географических, временных и погодных условий;
от желаемого типа реального действия участников праздничного действа;
от финансовых возможностей заказчика праздничного мероприятия, которые сегодня чаще всего определяют и творческие силы, на которые может опираться и рассчитывать режиссёр театрализованного действа как в процессе работы над сценарием, так и в процессе его режиссёрского воплощения и т.д.
Условия предполагаемой сценической площадки влияют на сценарно-режиссёрский замысел будущего сценария, а зачастую историческая или культурная значимость места проведения праздничного действа, его природный ландшафт, архитектурное окружение помогают рождению оригинального решения праздничной программы.
Следует предупредить начинающих режиссёров о том, что уже на этапе создания сценария необходимо подумать и о материальных затратах на предстоящее театрализованное действо. К сожалению, часто бывает так, что, сделав заказ и пообещав профинансировать предстоящее мероприятие, заказчик вдруг оказывается без средств, так как все деньги уплачены за банкет, без которого не обходится ни один праздник. Тогда режиссёру приходится перекраивать весь сценарий и забыть о творческих замыслах, о сценарно-режиссёрском решении, о создании художественного образа праздничного действа или просто отказываться от работы, в которую вложено столько труда и эмоциональных сил. Поэтому, чтобы сценарно-режиссёрский замысел был воплощён в полном объёме не только в литературно-режиссёрский сценарий, но и в конкретном праздничном действе, необходимо заранее определить финансовую сторону предстоящего действа. Предварительный объём расходов заказчик оговаривает во время заказа. Окончательно финансовая смета утверждается заказчиком после принятия сценарной заявки, в которой излагается сценарно-режиссёрский замысел праздничной программы, предложено декоративно-художественное оформление сценических площадок, указаны творческие силы, необходимые для его воплощения и объём необходимых предстоящих расходов. 207 -6.03.2013.
Таким образом, на первом этапе творческого процесса создания сценария предстоящего театрализованного действа, необходимо:
- изучить аудиторию, для которой разрабатывается сценарий, выявить её демографические, социальные, возрастные, интеллектуальные и другие социально-психологические особенности, а также круг её интересов и проблем, которые волнуют в связи с данным событием;
- определить место проведения будущей программы, условия и возможности «сценической» площадки;
- определить время проведения мероприятия, как по длительности, так и сезонное, и суточное;
- выявить финансовые и творческие возможности, на которые может рассчитывать сценарист-режиссёр;
Однако и это ещё далеко не всё. Сценарно-режиссёрский замысел театрализованного представления и праздника, как и любого другого вида искусства, не может возникнуть вне определения его содержания, основными составляющими которого являются тема, проблема и идея предстоящего праздничного действа. Эти три уровня художественного содержания любого художественного произведения различны по своим функциям, но тесно взаимосвязаны между собой. «Первый — предметно-тематическое наполнение произведения - составляет его строительный материал; второй - проблематика - упорядочивает этот во многом ещё «сырой» материал в единую эстетическую конструкцию целого; третий - идейно-эстетическая концепция — завершает это художественно-организованное единство системой авторских выводов и оценок мировоззренческого характера» (79, 336). Таким образом, идейно-тематическая направленность является основой театрализованного действа, а значит, и его сценарно-режиссёрского замысла. Режиссеру массового представления «важно овладеть темой не в меньшей, а быть может, и в большей степени, нежели его литературному собрату» (63, 12), замечает известный режиссёр театрализованных концертов и массовых праздников И.М. Туманов. И это не случайно, так как чаще всего «толчком к возникновению у режиссера «задумки» являются конкретные предлагаемые обстоятельства данного представления: его тема, идея и сверхзадача, место проведения, наличие творческих сил и материальных средств, документы и легенды, обряды и обычаи, связанные с данным событием и местом» (58, 10). Следовательно, создать сценарно-режиссёрский замысел театрализованного представления или праздника - значит, прежде всего, выявить его идейно-тематическую, педагогическую и эстетическую направленность. Вместе с тем, определить тему будущего сценария, выявить проблему в рамках празднуемого события, волнующую не только сценариста, но и будущих участников создаваемого праздничного действа, - задача не из лёгких. Прежде всего необходимо выявить, собрать, изучить, проанализировать документальный, местный, публицистический материал вокруг праздничного события, которое мы призваны художественно организовать. Именно поэтому автор театрализованных представлений и праздников неизбежно на время станет исследователем. Работа по накоплению и изучению фактического и документального материала предполагает знакомство с конкретными людьми, трудовыми коллективами, их биографиями, изучение различных сторон их жизни и трудовой деятельности. На данном этапе сценаристу предстоит ознакомление с различными документами, письмами, архивными материалами, касающимися жизни и деятельности людей. Непосредственно или косвенно причастных к предстоящему праздничному событию. Однако, чтобы накопленный жизненный материал лёг в основу сценарно-режиссёрского замысла предстоящего театрализованного действа, сценарист должен пропустить его через своё сердце, согреть своим теплом, понять и выразить своё отношение к изучаемому материалу, к тем жизненным проблемам, которые волнуют сегодня конкретную аудиторию. Сегодня, как и всегда, для сценаристов актуален призыв В. Маяковского: «Воспалённой губой припади и попей из реки по имени факт».
Параллельно на данном этапе творческого процесса сценаристу необходимо также вести работу по накоплению художественного материала, впрямую или косвенно затрагивающего проблемы в рамках изучаемого события. В качестве художественного материала могут выступать все виды и жанры литературы и искусств: поэзия, художественная проза, драматургия, изобразительное искусство, фрагменты художественных фильмов, художественное фото, музыка, хореография, пластика, цирковое и эстрадное искусство и др. Важно научиться изначально так подбирать художественный материал, чтобы он работал на основную мысль, служил созданию художественного образа театрализованного действа, а не выполнял лишь функцию иллюстрации документального материала. Необходимо отметить, что от объёма и качества накопленного материала зависит дальнейший процесс работы над сценарием, так как изучая и анализируя подобранный материал, сценарист, помимо интеллектуального багажа, накапливает в себе эмоциональное отношение к материалу, к его содержанию и тем проблемам, которые в нём поднимаются.
На основе накопленного, изученного и тщательно проанализированного материала О.И. Марков предлагает создать «смысловой каркас» сценария, который потребует от сценариста логики рассуждений и конкретных определений содержательной и психолого-педагогической основы сценария. Вместе с тем, путь формирования замысла, утверждает В.А. Саруханов, «это путь не только и не столько логический, сколько творческий, проходящий через магический кристалл» фантазии, воображения, художественного вымысла» (55, 130). Сравнивая эти суждения, остаётся лишь ещё раз напомнить о тайне творчества. Вместе с тем, начинающему сценаристу необходимо помнить, что тайну творчества невозможно открыть без упорного труда над поиском и изучением жизненного и художественного материала, без глубокого анализа явлений действительности, где без размышлений и логики не обойтись. И кто знает, на каком этапе накопления материала и логических рассуждений по его поводу у сценариста родится замысел и что явится тем толчком, который приведёт в движение его творческую фантазию и воображение, что заставит работать творческий вымысел. Однако всегда нужно уметь расставить точки над «и», уметь организовать свои творческие идеи, привести их в соответствующий порядок, которого требует создание любого произведения искусств.
Следовательно, лишь глубоко изучив и проанализировав материал вокруг праздничного события, выявив суть и значимость этого события для данной конкретной аудитории, учитывая особенности характеристики аудитории, сценарист может приступать к разработке идейно-тематического замысла будущего сценария. Общую направленность темы будущей программы, а значит и определённый круг материала, который предстоит исследовать сценаристу, определяет заказчик. Если таковой отсутствует, то сценаристу необходимо самому выбрать тематическое направление, которое может определиться в процессе изучения событийного материала, социально-психологических особенностей предполагаемой аудитории и условий реализации будущего сценария, чтобы не растеряться от обилия материала. А далее, в процессе изучения и анализа подобранного материала по данному тематическому направлению мы сумеем окончательно определиться в предмете исследования и сформулировать тему более конкретно, что поможет сузить круг изучаемого материала.
Таким образом, в процессе изучения и осмысления жизненного и художественного материала вокруг предстоящего праздничного события, прежде всего, необходимо конкретизировать тему будущего сценария, выявить актуальную для конкретной аудитории проблему в рамках данной темы, сформулировать педагогическую цель предполагаемого театрализованного действа и определить авторскую позицию в отношении поднимаемой проблемы.
Нам известно, что тема (греч. «тема» — то, что положено в основу) - это круг жизненных явлений действительности, отобранных и освещенных сценаристом-режиссером в художественно организованном праздничном событии. Тема всегда объективна, она «кусок живой действительности», так как отражает в себе круг жизненных проблем, рассматриваемых автором, и вбирает в себя те противоречия, которые развиваются в произведении. Тема отвечает на вопрос «о чём?» Формулировать тему нужно не вообще, а конкретно о каком-то явлении, событии, объекте, о том, что в данный момент вызывает наибольший интерес как у предполагаемой аудитории, так и у сценариста. Определить тему будущего сценария -значит очертить круг явлений действительности, которые будут отражены в сценарии театрализованного массового действа.
Так, например, работая над созданием сценария театрализованного действа, посвященного Международному женскому дню 8-е Марта, мы будем изучать материал, относящийся к данному праздничному событию. Объектом внимания может стать материал, связанный с историей возникновения данного праздника, с традициями празднования этого события в данной местности, регионе, коллективе. Мы будем подбирать и изучать документальный, местный материал, связанный с жизнью и деятельностью женской половины человечества, фиксировать своё внимание на документальном и художественном материале, связанном прямым или косвенным образом с проблемами, которые волнуют сегодня женщин разных возрастов, разного социального положения и т.д. Однако рассказать в одном сценарии обо всём, что связано с женщиной, невозможно. Важно определить тематическую направленность сценария, которая должна быть более узкой, более конкретной, что поможет сценаристу сосредоточиться на определённом материале, на конкретных проблемах, а не растрачивать своё внимание на материале, связанном с данным событием «вообще». Размышляя над темой конкретного сценария, нужно не забывать, что её выбор зависит от целого ряда обстоятельств:
задач, поставленных заказчиком;
характера жизненного события, вызвавшего потребность в его художественном оформлении;
сложившейся социально-культурной ситуации;
потребностей и интересов предполагаемой аудитории праздничного действа;
социально-психологических и возрастных особенностей данной аудитории;
характера жизненного материала;
жизненного и творческого опыта сценариста, а также его личных интересов и пристрастий.
Всё это и поможет определиться, в каком тематическом направлении идти в процессе изучения и накопления сценарного материала. Конкретная тематическая направленность точнее очертит круг поиска и изучения необходимого документального и художественного материала, а в дальнейшем поможет окончательно сформулировать тему сценария предстоящего театрализованного действа.
Подбирая сценарный материал к сценарию театрализованного действа, посвященного Международному женскому дню, мы можем выбрать одно из следующих тематических направлений: «О русской женщине», «О русских женских характерах», «О женщине-матери», «О женщинах-героях», «О женщине-руководителе», «О женщинах творческих профессий», «О сложных женских судьбах», «О женской любви», «О женской верности», «О женском счастье», «О женственности» и другие. Только в результате упорной работы по изучению и анализу материала (в русле выбранной тематической направленности) а также с учётом личностного отношения к изученному материалу и проблемам, которые он поднимает, мы сможем окончательно определить тему будущего театрализованного действа.
Определив тему сценария, необходимо направить свои усилия на поиск проблемы, которая будет интересна аудитории предстоящего театрализованного действа. Проблема тесно связана с темой, так как вытекает из неё в результате её глубокого анализа. «Проблема (греч. «проблема» — задача, задание) - противоречие, (которое в данный момент, при данных обстоятельствах неразрешимо» (75, 10).
Поднимаемая проблема должна быть осмыслена автором и Раскрыта им в сценарии доступным для данной аудитории языком, чтобы в процессе развития театрализованного действа зритель сумел рассмотреть её с различных сторон, проникнуться её содержанием и не остался равнодушным, а принял активное участие в разворачиваемых событиях праздничного действа.