ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 851
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.
Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?
Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?
Вопрос 6. Идеологические функции журналистики
Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики
Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия
Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики
Вопрос 10. Социальная позиция журналиста
Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы
Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики
Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности
Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы
Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.
Вопрос 16. Государственная политика в области сми
Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?
Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики
Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования
Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.
Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы
Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор
Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)
3. Теория социальной ответственности
4. Советская коммунистическая теория
5. Теория для медиа периода развития
6. Теория демократического участия
Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?
Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики
В условиях существования государства, действующего на основе системы законодательных актов, характер, мера и формы проявления социально-творческой и экономической свободы регламентируются законодательством. Строго говоря, юридические рамки журналистской деятельности должны быть такими, чтобы можно было дать полный простор правильно понятой ответственной социально-творческой свободе деятельности и предоставить юридическую базу для ее экономического обеспечения.
Существует три подхода к понятию юридическая свобода журналистики:
• Авторитарная - и как ее крайнее выражение тоталитарная - концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Практически неограниченную власть получают СМИ, выпускаемые этими силами. Инакомыслящие же либо вовсе не допускаются в область журналистики, либо их издания и программы подвергаются жесткой цензуре, всякого рода экономическим ограничениям с целью исключить или крайне ограничить плюрализм взглядов.
•Концепция полной свободы печати – возникает как ответ на авторитарную концепцию. Исторически соответствующее юридическое требование - лозунг свободы печати - был сформулирован в XVII веке и стал одним из основных требований революционно-демократических сил XVIII века, боровшихся с феодально-монархическим абсолютизмом, придерживавшимся идеи авторитаризма в сфере печати. При этом смысловое содержание лозунга свободы печати было, если можно так выразиться, «чистым» - речь шла вовсе не о праве на вседозволенность, аморализм, антигуманность и т.д. Свобода не может быть полной (в эгоистическом понимании), мы в ней «захлебнемся», она начинает работать на деградацию.
•Концепция ответственной свободы СМИ - законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова.
По конституции РФ (ст. 29): «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом. При этом гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
В соответствии с Законом о СМИ:
• «поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, использование, распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств оборудования, сырья и материалов, предназначенный для производства и распространения продукции средств массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации».
Существует несколько направлений, по которым развивалось юридическое регламентирование функционирования журналистики:
• Охрана интересов государства (государственные тайны)
• Охрана прав и законодательных интересов личности
• Границы свободы (права и обязанности) журналистов, юридическое точное закрепление прав и обязанностей СМИ чрезвычайно важно в связи с тем, что журналистика является все более разветвленным социальным институтом.
Злоупотребление свободой и ущемление свободы деятельности СМИ влекут уголовную, административную, дисциплинарную ответственность, характер и меру которой устанавливают определяемые законом институты.
Существуют международные организации, занимающиеся проблемами свободы слова и печати. Возникнув в США, все более расширяет рамки своей деятельности, в том числе в и России, «Фридом форум» - независимый общественный фонд, созданные для популяризации идеи свободы, сбора информации по состоянию дел в этой сфере, разработки рекомендуемых шагов и практических мер по развитию свободной деятельности в различных сферах социальной жизни.
Юридические точное закрепление прав и обязанностей СМИ чрезвычайно важно в связи с тем, что журналистика является все более разветвленным, проникающим во все сферы жизни общества, могущественным социальным институтом.
Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности
Важна также экономическая (финансовая, техническая) база реализации свободы, юридически обеспеченная законодательными актами
Экономические проблемы свободы журналистской деятельности менее сложны теоретически, но представляют большие трудности при практическом их решении.
Очевидно, что для того, чтобы реализовать свою социально-творческую свободу, необходимо обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Уже на начальном этапе, при подготовке к выпуску газеты или журнала, организации теле- и радиостанции, создании агентской службы информации нужно «стартовые» затраты – на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудникам и т.д.
Поэтому учредитель СМИ должен либо располагать соответствующими возможностями и средствами, либо получить необходимые кредиты.
Если у организации или лица, стремящегося учредить какое-то СМИ, нет материальных условий для этого, возникает проблема поиска состоятельного соучредителя или спонсора. Часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.
Функционирование СМИ в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости превышения доходов над расходами. Источников доходов СМИ несколько:
Доходы, получаемые от «потребителей» информации (покупки газет и журналов, абонементной платы, подписки).
Однако этих средств обычно не хватает на покрытие расходов, поскольку в условиях роста цен и конкуренции между СМИ, борьбы читателя, зрителя и слушателя приходится стремиться к минимизации цен на информационный продукт. Существует также практика продажи СМИ ниже их стоимости и даже практика бесплатного выпуска газет, радио- и телепрограмм.
В этих условиях огромное значение приобретает реклама: плата за нее от рекламодателей составляет значительную часть доходов СМИ. Если этих средств не хватает, учредитель либо субсидирует созданные им СМИ, либо закрывает их. СМИ, выпускаемые гос. институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Но в этом случае издаваемые на средства государства СМИ должны с максимальной объективностью представлять все существующие точки зрения, а культурно-рекреативную деятельность вести в интересах всех слоев общества.
Государство играет важную роль в экономическом обеспечении СМИ. Оно осуществляет налоговую политику (предоставление налоговых льгот СМИ теми или иными путями); и предоставление льготных тарифов на покупку необходимых материалов, на услуги транспорта и связи; и распределение государственной рекламы;
Условия рыночных отношений и большей свободы в экономической сфере позволяют СМИ, близким к правящим политическим и экономическим силам
Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, используя разные средства, мобилизуя «внутренние» ресурсы расширения экономической свободы своей деятельности. Экономическая политика газет, журналов, теле- и радиоорганизаций может вестись таким образом, что в качестве спонсоров и рекламодателей будут выступать лишь те социально-экономические институты, позиции которых близки данному СМИ.
Более существенны «внутренние» ресурсы расширения экономической свободы тогда, когда экономические проблемы СМИ решаются без постороннего вмешательства. Это происходит в том случае, когда:
Доход от продажи информационных продуктов (подписки, розницы, абонементной платы) превышает расходы на их подготовку и распространение. Однако современные даже крупнотиражные качественные издания и программы не в состоянии добиться такого экономического благополучия.
Поэтому путь к экономической независимости лежит через создание объединений – прежде всего концернов или холдингов, сосредотачивающих под одной «крышей» ряд информационных институтов. Одно из важнейших преимуществ концернов – многообразное использование информации, которой они располагают (на основе полученных и опубликованных в газете материалов создаются видеофильмы, компьютерные базы данных, доступ к которым осуществим за плату);
Формирование и функционирование концернов в сфере информации дает экономические выгоды, позволяя им в значительной мере быть независимыми в экономическом отношении, даже выпускать убыточные издания и программы за счет высокоприбыльности других областей своей деятельности. Тем самым может быть обеспечена реализация той информационной политики, которая выработана изданием или программой в соответствии с их целями.
! Однако сращивание с другими сферами предпринимательства, а тем более подчиненное положение СМИ в этих многоотраслевых экономических структурах при всех экономических выгодах может привести к утере (или ограничению) информационной независимости.